Айда в кино!

Васюков Игорь
Вместе со всей страной в Череповце возрождается интерес к походу в кинотеатр

  17 июня в Москве стартует уже 27 по счету Международный Московский кинофестиваль. Каждый подобного рода кинофорум – это не только способ обозначить основные процессы развития мирового кинопроцесса, но еще и возможность подчеркнуть собственные достижения.

Российское кино поднимается с колен

  Даже небольшому специалисту сейчас стало очевидно  - наметился очень серьезный сдвиг интереса и прокатчиков и зрителей к нашему отечественному кино. И на этот давно ожидаемый рост спроса «на свое» наши создатели «великих иллюзий» отвечают ударным трудом. Центральная пресса сообщает, что только на одном «Мосфильме» в работе находится 132 проекта и одновременно снимается различными режиссерами 35 полнометражных художественных фильмов. Глядишь, через год другой наши «киношники» вплотную подберутся к тем рубежам, которые когда-то, при распаде великого Союза,  оставили на уровне 150 полнометражных фильмов в год.
    За прошедший год произошли радикальные изменения в отечественном кинематографе. Кинопроизводство не только укрепилось, но и укрепилась его связь со зрителем. Не только выросло число создаваемых фильмов для кинотеатров, но и изменилась практика проката. Он стал значительно более структурированным, значительно более доброжелательно относящимся к фильмам отечественного производства. Более того, в российском кино появилась группа произведений («Ночной дозор», «Турецкий гамбит»), которые намеренно ориентированы не только на национальный, но и на всемирный прокат, которые относятся к разряду транснациональных произведений подобно голливудским фильмам. И пусть этот успех еще не носит столь широкого масштаба в планетарном контексте, но сама направленность в эту сторону чрезвычайно важна  и знаменательна.
 

В одном строю со всей Россией

  Естественно, Череповец, как город передовой во всех отношениях, не может идти не в ногу с наметившимися по всей Руси Великой позитивными тенденциями, происходящими как на том (производство кинокартин), так и на этом конце (потребление) кинопроцесса.
  По совсем недавним данным двух исследований, проведенных кафедрой менеджмента ЧГУ в Череповце примерно 2/3 его жителей более менее посещают существующие в городе кинотеатры и киноцентры, которых, как известно, на сегодняшний момент всего 4: «Киномир», «Рояль-Вио», «Дом музыки и кино» и совсем недавно вновь вступивший в строй киноцентр «Победа» в Заречье. При этом из числа «посвященных» 1-3 процента посещают кинотеатры раз в неделю,  20-25 % - раз в месяц, 25-30 % – раз в два-три месяца, еще примерно столько же  - раз в полгода. Остальные в кинотеатры ходят скорее «по оказии».
  Наибольшими любителями кинопосещений являются череповчане в возрасте от 31 до 44 лет (25-30%) и молодежь (20-25%). Немного отстают от них подростки (15-20%) и дети до 14 лет (10-15%). Интерес к кино, видимо как и к сексу,  резко падает у череповчан после 45 лет.
  Какой же из существующих в Череповце киноцентров в настоящий момент матери истории и кинозрителю наиболее ценен? На развлекательном сайте www.clubinka.ru мы обнаружили находящийся в работе следующий опрос 239 посетителей. На момент моего «захода» туда нажав на кнопочку «Посмотреть результаты» можно было обнаружить следующий расклад:
Вопрос: «Какой кинотеатр Вы предпочитаете?»
Ответы:
Киномир [ 98 ]     41%

Рояль-Вио [ 71 ]     29.71%

КДЦ Победа [ 27 ]     11.3%

Кинотеатр предпочитаю домашний [ 26 ]     10.88%

Дом музыки и кино [ 6 ]     2.51%

В нашем городе нет хороших кинотеатров [ 6 ]     2.51%

Абсолютно без разницы [ 5 ]     2.09%


Но надо помнить, что в Интернете тусуется публика хоть и «продвинутая во всех отношениях», но специфическая.  Кроме того, по нашим данным, данный сайт все-таки больше «пиарит «Киномир». А что говорят ученые? Ученые утверждают, что на данный момент ситуация несколько иная: большую часть рынка кинозрителей (40-45%) удерживает как раз «Рояль-Вио», а «Киномир», даже с таким известным в городе «фэйсом», каким является лицо Леонида Лаврова немного отстает (35-40 %). А вот киноцентру «Победа» и «Дому музыки кино» над любовью к ним зрителей надо еще работать и работать. Последнему из них, несмотря на широкое обилие «крутящихся» там фильмов (в 2003 г – более 60!) никак не удается заманить широкого зрителя растирать около двух часов свою попу о жесткие деревянные сиденья, а в еще нераскрутившейся «Победе» по данным маркетологов, солидную публику очень отпугивают разного рода дискотеки – и «кину» внимать мешают и по роже, не дай бог, схлопотать всегда можно.

Кто кого?

  Итак, в нашей не столь грандиозной индустрии кинопроката существуют два явных лидера, которые пока и разыгрывают самый главный приз, который только и можно придумать – любовь и признание кинозрителей.
  Одной из причин пока еще относительного успеха «Киномира» (вряд ли кинотеатр успел окупить вложенные в него средства) является такая нематериальная вещь, как некая особая историческая атмосфера, созданная вокруг «Современника» еще с советских времен.
- Это изначально был первый в городе современный кинотеатр, - говорит заместитель директора киноцентра Леонид Лавров. – Первый кинотеатр с «чешским» экраном, первый, собирающий аншлаги, первый, проводивший премьеры российского масштаба. Здесь остались не только профессиональные кадры, но и некая человеческая атмосфера, традиция, перешедшая к новому поколению.
   Родившийся заново благодаря питерским инвесторам «Киномир» пока еще нельзя назвать модным сейчас в мире словечком «мультиплекс», поскольку это пока, да и в ближайшем будущем очевидно не многозальный кинотеатр. Но тот же Леонид Лавров полагает, что «родовые черты» мультикомплекса у его кинотеатра все же есть. Они – в идеологии, предполагающей, что кино должно быть главной, но все же только частью общего, формирующегося вокруг заведения комплекса отдыха и развлечений. Пока этот комплекс, помимо кинозала, рассчитанного на 573 зрительских попы (с шикарным итальянским экраном, итальянскими же креслами и интерьером, непременной шестиканальной системой Dolby, современным «кинотоновским» оборудованием) включает барный комплекс и зал игровых автоматов. Изюминки «Киномира» - это демонстрация самый кассовых фильмов «первым» экраном и ставшие традицией «четверговые» вечеринки, когда со всех концов к «Киномиру» в котором царствует известный в Череповце «светский лев» съезжаются все лучшие и самые избранные люди Череповца и окрестностей, загадочные мужчины, дамы «света и полусвета»
  «Рояль-Вио», также как и «Киномир» кинотеатр элитарный для Череповца, но больше – клубный. В нем все 110 посадочных мест, хотя эти места – удобные широкие кресла со столиками. Там можно и пообниматься, и растянуть онемевшие нижние и верхние конечности. «Роляль-Вио» - пионер рыночной эпохи в Череповце. В нем первом в Череповце была установлена современная аппаратура, появились кресла, бар. Даже сейчас, во время вечерних киносеансов посетителям дается возможность курения в кинозале, в здании находится «Рояль-клуб», куда можно зайти после киносеанса и хорошо перекусить с любимыми и друзьями. Величина экрана, удобство кресел, качество звука, сервис, цена билета и качество дизайна интерьера, вот о чем думает человек, решая какой кинотеатр Череповца посетить. Если, конечно, не принимать во внимание название «кина». Новые фильмы в «Рояль-Вио», как правило, идет «вторым экраном». Это его мину по сравнению с «Киномиром». Не смертельный, но серьезный.

Далекое прошлое, совсем недалекое будущее
  «Такой светской вечеринки Череповец еще не видел! То, что намечалось что-то грандиозное сразу бросалось в глаза. Это было понятно не только по припарковавшимся авто, но и по тем людям, которые выходили из них. Сразу у входа дамам дарили маленькие букеты цветов, а мужчинам – диски с лучшей музыкой из фильмов. В фойе первого этажа – шведские столы, на которых стояло угощение: канапе с икрой, маленькие соленые огурчики и шампиньоны на шпажках».
  А вот еще:
«Рояль –Вио» специально построенное здание, роскошно отделано и эффектно освещено электрическим светом – более 30000 свечей. С несгораемыми полами и потолками, имеет 4 наружных выхода и водопровод с громадными резервуарами запасной воды и приспособленными пожарными рукавами. Посетитель может вполне отдаться беззаботному просмотру всегда роскошной программы картин, несравненной с прочими электротеатрами по качеству и сюжету».
  Как вы догадались, это цитаты из череповецких газет. Первая посвящена открытию 20 мая 2004 года «Киномира». Вторая – 1910 года – кинотеатру «Рояль-Вио».  И тогда, и сейчас ставка у владельцев кинотеатров делалась на самое «крутое», самое престижное, достойное, современное, необычное.
  В этом мы видим сигнал не только из прошлого, но и из будущего. Просто кинотеатров, способных зарабатывать большие деньги, наверное, больше не будет. Только кино уже ушло в уютные залы киноклубов, где его могут смотреть и обсуждать несколько десятков особо «посвященных» человек. Все остальное переходит в индустрию массового отдыха, в индустрию масштабных событий, в светскую тусовку, которая не столько ищет кино, сколько живет за счет него, светится, самоутверждается, гарцует. С нашей точки зрения в череповецком бизнесе кинопроката удержаться те, кто сможет из киноцентров сделать своеобразные театры, но не в том смысле слова, которое мы привыкли употреблять, а в смысле казанном еще Шекспиром: «Вся жизнь – театр» - театр тщеславия, демонстрации успеха, продвижения своего «Я» в этом лучшем из миров.