Budimirovo mon amur

Васюков Игорь
  В прошедшее время большая группа студентов и преподавателей инженерно-экономического института побывала на малой родине своего легендарного преподавателя Валентины Александровны Неробовой

  Идея вывезти студентов ЧГУ в ни чем непримечательную вологодскую деревню, затерянную в глухих кадуйских лесах, в девяноста километрах от Череповца родилась в ночь перед Рождеством, когда мы с моей супругой Юлией гостили у Валентины Александровны и ее братьях. Поначалу идея показалась шуткой, но потом, после более менее основательного обсуждения, стало ясно, что она вполне осуществима.

Реклама – двигатель туризма

   Рекламная кампания,   посвященная предстоящей поездке на родину легендарного в инженерно-экономическом институте ЧГУ преподавателя, началась примерно в начале мая и первые недели как-то все время буксовала.
   В рекламном листочке, вывешенном нами на самом видном месте в здании института,  мы рисовали примерную картину будущего необычного путешествия:
«Вас ждет:
- знакомство с бытом и образом жизни типичной русской северной деревни и с ее обитателями (селянами, овцами, козами, петухами, кошкой Василисой - родственницей И.Л. Васюкова);
- концерт местной самодеятельности (гармонист уже купил красную рубаху с петухами и после 100 грамм сыграет нам не хуже, чем Ростропович);
- путешествие в монастырь (как он называется уточним, но он пока свободен от монахов и монашек);
- коллективно-индивидуальный отдых на берегу древней реки Шулмы, рядом с "висячим мостком" и деревней, где училась Валентина Александровна».
  Валентина Александровна тоже «рук не покладала» и все лекции и практические занятия начинались с сентиментального рассказа о родной деревне, где она и начинала свой большой – пребольшой путь в науку. При этом ряд студентов, не совсем ясно отдававшие себе отчет, «кто  они и кто перед ними Валентина Александровна» задавали ей вопросы типа:
- Чем Ваша деревня лучшей моей? Почему нужно ехать именно к Вам, а не ко мне в деревню?!
  Сейчас подобные вопросы выглядят верхом наивности. Ведь ответ понятен: «Кто ты для истории ИЭИ, и кто Валентина Александровна». Однако в начале и в середине мая  подобные настроения нагоняли на организаторов определенную тревогу. Казалось – больше 10-15 человек на этнографическую поездку в Будимирово мы так и не наберем.

Едем!
  Перелом произошел в последнюю неделю перед поездкой. Сначала небольшой «ручеек» желающий вдруг обернулся целым потоком, постепенно перешедшим в ажиотажный «водопад». Если сначала мы считали «туристов» буквально по головам, то затем стали считать «тройками – пятерками». В предпоследний день желающих было уже десятки. В итоге многие опоздавшие либо не поехали, либо искали своего счастья на рейсовых автобусах, которые иногда-таки ходят из Кадуя в легендарную деревню.
  И вот 5 июня от здания инженерно-экономического института ЧГУ  в стороны Кадуя отправился целый кортеж, состоящий из шикарного «Икаруса» на 45 мест и 4 машин сопровождения. Это те студенты, которым от их родителей по наследству достались морально устаревшие и битые «тачки», пытались добраться к месту назначения своим ходом.
  Все было бы хорошо, если бы не было еще лучше. Примерно через час,  подобрав в Вологде тамошних «чгушников» и заодно исследовав туалеты кадуйского вокзала ни один из которых, как это у нас принято,  так и не работал в воскресенье, мы отправились в Зеленый Берег, где нас ожидал совершенно заброшенный в советское время Троицко-Филиппо-Ирапский монастырь, который не так уж давно хотели превратить в лечебницу для наркозависимых наши городские власти.
  Студенты восприняли историческую реликвию с телячьим восторгом: бегали, прыгали, фоткались без конца. Местные жители, которым на глаза попалась наша процессия, растянувшаяся метров на двести, испуганно прятались по домам. Наверное, решили, что это либо передовые части немецких войск, либо опять поляки, уже однажды пытавшиеся небезуспешно разорить местный монастырь.
  На самом деле отношение наших северных сельских жителей к потенциальным туристам, готовым платить им их же законную копеечку, вызывает только недоумение. Туристы в наших местах гости нежданные. Рассказывают, что даже на «родине Деда Мороза» в Великом Устюге, первоначально московских, питерских и вологодских гостей просто на дух непереносили. Перелом произошел год на пятый после пришествия в этот забытый Богом медвежий уголок любимца детей всех времен и народов. Теперь в Великом Устюге местные аборигены на полную катушку отрабатывают свою прежнюю глупость: катают гостей на лошадках, разводят на различных мероприятиях и т.д. и т.п. А вот в Зеленом Береге пока не знают и не отдают себе отчета о том, что имеют. Здесь, где хранятся мощи преподобного святого, прославившегося на всю Россию, день и ночь должны идти толпы голодных, жадных до сувениров и русской экзотики паломников. Ни фига подобного! Монастырь на замке, вокруг растет огромная, по пояс трава, местный народ ленив и пассивен.


Место, которое основал поляк Будимир

  Мы рассчитывали, что въедем в ставшее знаменитой в узких кругах студентов ЧГУ Будимирово «на коне», встречаемые безудержной радостью местных старичков и старушек. Увы и ах, нас встретила, правда задолго до въезда в родную деревню, только ожидавшая нас с нетерпением Валентина Александровна. Она же быстренько отвела нас в «гостиницу» на берегу реки Шулмы, славящейся здесь огромным количество выходящих на поверхность холодных подземных ключей, создающих опасные для жизни купающихся водовороты. На берегу Шулмы для приехавших братьями Валентины и конюхом Леонидом Васильевичем были заготовлены столы: одни для преподавателей, другие, метров в двухстах, для студентов. Нас ожидало знакомство с творчеством местных гармонистов, мастер-класс знаменитой в деревне частушечницы, катания на лодках и лошадях, а также собственный фестиваль частушки и русской народной песни (студенты получили тексты частушек, многие из которых откровенно были матерными, еще в автобусе).
  Затем, оставив «стьюдентов», преподаватели, возглавляемые Неробовой отправились в ее «родовое гнездо» - дом стоящий на окраине деревне, в котором до сих пор живут и трудятся в местном совхозе, фактически за копейки два ее младших брата. «Гнездо» встретило нас женской чистоплотностью, незабываемым запахом деревенского деревянного дома, русской печью и гостеприимным столом с водочкой, огурчиками и бутербродами. Выпили за дом, за русский народ, за возрождение российской деревни, за польского воина Будимира, когда-то, согласно легенде, основавшего эту деревню, за хозяев, которые в силу природной крестьянской скромности к гостям так и не вышли… Затем отправились на берег реки пить парное молоко, купаться во все еще ледяной воде Шулмы, готовить шашлыки, кататься на лошади и распевать во всю преподавательскую (и проректорскую) глотку матерные частушки. Кстати, равных на этом фестивале Валентине Александровне так и не нашлось. По ее словам она знает около 3000 частушек половина из которых принадлежат ее перу. Вот строки из некоторых:
«Из окошечка в окошко
Все летает белый пух.
Если парень не целует,
Он не парень, а лопух.
         ххх
Полюбила летчика,
Думала, летает.
Прихожу на аэродром,
А он там подметает.
      ххх
Говорите, что хотите,
Про меня, молоденьку.
Как носила, так и буду
Юбочку коротеньку»
  Это из самых безобидных.
  Пока преподы занимались своим делом, одна группа студентов носилась на лодках по реке и под гитару распевала песни своих отцов и дедов (современные, видимо, не очень котируются). Другая группа, в свою очередь, каталась на лошадях, которыми управлял, получивший звание «Почетный студент ЧГУ», а также маечку и бейсболку с логотипом ЧГУ конюх Леонид Васильевич.
  … Все туристы остались в  восторге от этого путешествия в типичную давно обезлюдевшую российскую деревеньку. По дороге назад кому-то пришла в голову мысль не просто снова всем ЧГУ вернуться в Будимирово, а сделать в ней какого-нибудь значения праздник, например, фестиваль русской частушки. Оживить, понимаешь, родовое гнездо на новой современной основе.