Аннушка

Валентина Томашевская
 С Аннушкой мы учились в одном классе. Мы знали, что она живет с отцом и мачехой (ее мама  умерла, когда Ане было 10-11 лет) на соседней улице и что они баптисты. Иногда Аннушка приходила к нам в гости, она рассказывала нам о себе, о вечерах молодежи, проводимых в среде верующих. Сама она мало вписывалась в рамки учения баптистов, скорее внешне приспосабливаясь к их строгим нравам, запрещающим , например, смотреть телевизор, ходить девушке на танцы и прочее. А ведь хотелось потанцевать, тем более Аннушке. Она приносила с собой нарядные одежды, бижутерию, переодевалась и - шла на танцы. Милая моя подруга, жизнерадостная, любящая любовь... Бывало, готовимся к экзаменам, начинаешь ей объяснять про углы и треугольники, а она вроде слушает, а в голове совсем другое, - заводит речь одругом. Она рассказывала о своей поездке родственникам на Украину, в Донбасс, про парня, с которым дружила. Он работал в шахте. А на ресницах его оседала угольная пыль, и глаза казалось подведены карандашом.
У самой Ани были глаза были чайного цвета, веселые, добрые глаза. Легкая припухлость век, маленький точеный носик, красиво очерченные полные губы. Склонность к полноте. Но самое главное в ее портрете - веселый нрав. Она любила петь, и хорошо пела, подыгрывая себе на гитаре. Сама она писала стихи, все больше про любовь. Помнится, как пела она есенинское:

...Знаю, выйдешь во поле за кольцо дорог,
Сядем в копны свежие под соседний стог.
Зацелую допьяна, изумну, как цвет,
Пьяному от радости пересуду нет.
Ты сама под ласками сбросишь шелк фаты,
Унесу тебя я пьяную до утра в кусты.

Тут мы улыбались, эти слова волновали нас...
Аннушка делилась с нами своими впечатлениями, опытом взрослой жизни. Мы с волнением слушали ее, приобретая своеобразный опыт... Заведу говорит, будильник, чтобы муж не успел сделать утром то, что желательно для нее перед сном... Потом, уже приобретя опыт взрослой жизни, смогла понять этот ее будильник...
Милая моя подруга, жизнерадостная, любящая любовь... Своим примером она подтверждала наши догадки, предчувствия и ожидание какой-то другой жизни и любви. Конечно, мы были романтиками. Но романтика и предусматривает дорогу, впечатления от нее, духовную эволюцию.
Приезжая в Пинск я иногда встречала Аню. Обменивались какими-то впечатлениями и - разбегались. Аня рано вышла замуж, впоследствии рассталась с мужем, вышла замуж второй раз. Она стала заниматься бизнесом, привозила машины из Европы и перепродавала. Купила новую благоустроенную квартиру в центре города. Также она купила квартиру с удобствами своему бывшему мужу - "чтобы ему хорошо было". В этой детали и была вся Аннушка, добрая, открытая душа. Незадолго до смерти ей пришлось переехать из трехкомнатной в двухкомнатную квартиру, а разницу в цене заплатить долг  за  брата, который, мягко говоря, подвел ее, и на похороны не приехал.
Однажды (это было уже после взрыва в Чернобыле) я узнала, что Аня больна, что она находится в в онкобольнице в Боровлянах. В другой свой приезд в Пинск мне рассказали, что Аня умерла. В это трудно было поверить.
Сразу после Чернобыльской катастрофы в реке Пине было запрещено купаться некотрое время. Реку Пину, соединенную с Припятью, чистили... Потом запрет на купание сняли. Несколько лет спустя особо жарким летом, окунулась разок в Пине, явственно ощутив, что дважды войти в одну реку нельзя. Она поменяла свой цвет, став желтой... Река детства... воды твои, ставшие своеобразным зеркалом пережитой трагедии, замутнены. Но нескончаема река жизни, вечны воды ее, и человек получает жизнь лишь на время, и отдает ее навсегда.
Вспоминает наша одноклассница : "Аня болела,уже не могла вставать, лежала на кровати, мы пришли навестить ее в больнице. Она обрадовалась, разговаривала, кое-что вспомнили о школе для нее интересное, у не загорелись глаза,   она смеялась. Ее веселый нрав даже болезнь не сломила. Конечно она угасала. Вскоре она умерла. Хоронили ее баптисты, проповедник сказал, что она счастливый человек, потому-что умерла с Богом. На что Л. , наша одноклассница фыркнула: ничего себе счастливая - трое детей остались сиротами."
Священник говорил слова с позиции вечности, и по сути, ведь даже уходя, выбираешь последний вектор.
Но для нас правда была в том, что наша одноклассница, жизнерадостная, любящая жизнь, ушла в мир иной рано, очень рано.  Светлая память:
Как-то одна женщина, приехавшая в Германию из Казахстана, рассказала мне следующую историю. Ее родственница была неизлечимо больна,
 врачи сделали ей операцию на кишечник, предупредив, что надежды нет и что проживет она всего две недели.
Женщина уже видела видела рядом с собой ангелов, силуэты ранее ушедших в мир иной родных.
Она рассказывала о своих видениях дежурившим у ее постели родственникам.
И вдруг женщина услышала голос Сатаны. Он сказал ей : "Продай мне свою душу - и ты исцелишься, я помогу тебе исцелиться".
"Как же я отдам свою душу Дьяволу? - рассуждала женщина,- Как же это? Разве могу я отречься от Бога?"
"Нет,"- сказала она Дьяволу,- я не могу отречься от Бога".
Вскоре женщина умерла.
Женщина выбрала Бога, покой, ушла с миром в душе.

Вспоминает наша другая одноклассница: "Aня успела сына женить (он рано женился),  ее старшая дочь до последних секунд была с мамой: ухаживала за ней так, что не каждому взрослому  это дано. А маленькая дочка  ( я так думаю), ничего еще не понимала. Аня воспитала достойных детей. И она совсем не виновата перед детьми, что ушла так рано из жизни. Сильно мучилась перед уходом ( дочка колола ей обезболивающие , меняла белье) . Анечка даже в тяжелой болезни лежала в чистоте. И она и дети уповали на Бога, потому- что больше не на что было надеяться. Коварная болезнь косит, и это не зависит от наших желаний. Значит Ане так было легче уходить,  если она поверила.  Я думаю, что Л. сказала так, потому что она тоже мать, очень больно на душе, когда ничем не можешь  помочь. А по этой вере, на Земле  мы временные, в гостях, а там- дома. Такая судьба."

"На похоронах  мало про Аню говорили: Больше пропагандировали свою секту. Мне тоже было очень обидно за нее," - вспоминает еще одна наша одноклассница.
В среде баптистов есть  богатые и бедные, есть умные и глупые,  и есть фанатично-преданные вере.
Двигают ли баптисты прогресс вперед? И всегда ли находят добрые слова?  И не нагромождают ли цитату на цитату, пряча свои мысли и живые проявления чувств?

 Анечка живет в наших воспоминаниях, и это  замечательно, что: хороших людей вспоминать приятно: ведь ушедшие в мир иной живы до тех пор, пока их помнят живые.