Туристические ресурсы Череповетчины

Васюков Игорь
Череповец  – туристическая Мекка  Вологодчины


1. Туризм – дело молодых!

Есть мнение, что современную молодежь больше всего на свете волнуют только три вещи: халявный Интернет, модные «мобилы» со всякими «наворотами» и море холодного пива.
Попробуем, если не согласиться, то несколько дополнить приведенный выше список.

«Будимирово – русская деревня»

Как вы думаете, можно ли в сессионный период, когда от умственного перенапряжения и другого рода стрессов краснеют и слезятся глаза,  вывезти куда-нибудь под Кадуй большую группу студентов, числом так 50-60 человек?  Не поверите, но да, возможно!
Мой знакомый преподаватель вуза недавно заявил мне, что в самый разгар сессии ему удалось организовать поездку студентов в свою родную деревню. При чем, желание подышать свежим воздухом и «поколбаситься» в обществе коров, овец и петуха, под надрывный вой гармошки конюха Василия оказалось просто ажиотажным – взятый на прокат огромный «Икарус» был набит под завязку, а спереди и сзади автобус сопровождал целый эскорт автомобилей. Это «продвинутые студенты» добирались до места на побитых «тачках» подаренных им чадолюбивыми и не совсем бедными отцами и матерями, несколько лет назад пересевших на более престижные иномарки.
В чем секрет такого успеха поездки в обыкновенную русскую деревню, коих немало разбросано по дорогам Вологодчины? Понятно, что очень многое зависело от легендарной личности этого педагога. Но и страсть молодежи к «перемене мест», жажда приключений, при чем совместных, в хорошей и теплой компании, желание «радоваться жизни» не стоит сбрасывать со счетов.

Так ли уж бедна наша молодежь…

Молодёжный туризм – это, вроде бы, перспективное направление развития сферы отдыха. Однако существует стереотип, что в силу экономических и других причин, большая часть учащейся молодёжи не покидает пределов своего регионального пространства, не использует для формирования своего мировоззрения исторические и культурные ценности, сосредоточенные в разных уголках нашей планеты. Так ли это?
Вот перед взрослой аудиторией выступает девушка и перечисляет:
- Я уже была в Лондоне, Париже, Берлине, Турции, Испании. Моя мечта теперь в ближайшее время побывать в Японии!
Ничего себе! Кто из слушающей ее аудитории, кому исполнилось 40 или 50 лет может похвастаться подобным послужным списком. Для большинства из них в ее годы (да и в эти тоже!) подобное было недостижимой мечтой! Нынешняя молодежь – другое дело. Послушаешь ее и начинаешь думать: не так уж далек тот день, когда в Череповце «отбросит коньки» последний из тех, кто никогда не бывал «за кордоном».
Случай с Будимирово, давным давно обезлюдившей северной деревней в Кадуйском районе, показывает, что наша молодежь просто жаждет путешествовать и, если дать ей волю, возможно они бы никогда из этих ближних и дальних поездок и не возвращались. Тут дело скорее не в деньгах. Дело тут в том, что слишком скудным, однообразным, хотя и местами напыщенным, является предложение на рынке турпродутов и туруслуг. Туристический ресурс не только дальних краев, но и нашей родной Вологодчины еще далеко не исчерпан, но наши турфирмы по-прежнему пытаются бить потенциального туриста в лоб стандартным джентльменским набором «для отдыха». А нужно, наверное, немного профессионализма, и много-много воображения и креатива. Страсть к туризму, культура туризма рождается вот из таких небольших порывов, которые нужно вовремя увидеть, поощрить и поддержать. Молодежь – это творческий фермент, проникающий везде и всюду, своей мобильностью создающий из обыкновенного культурного явления целый феномен, или брэнд, как выражаются ныне. Будем сегодня поддерживать их малые порывы, с возрастом появятся и другие, более амбициозные.

2. Туристические страсти  «пердунов средних лет»

После 30-40 годов заметно повзрослевший молодой человек может быть становиться не так легок на подъем, как в юные годы, но все равно хочет и может путешествовать. Конечно, для нас северян «юга – это Юга» и море, солнце также неистребимо манят покинуть родной «таун». Тем более, в отличие от молодежи, финансовые возможности становятся получше, можно позволить себе отдых комфортный, даже элитарный: в санатории каком-либо, «заграничкой», на каком-нибудь кораблике «вокруг света в 80 дней».
А что же в плане туристических интересов для людей этих лет может представлять собой Вологодчина и, в частности, окрестности нашего любимого города.

Отдых активный и пассивный

Окрестности нашего города и области вообще, если задуматься «глубоко и надолго»  просто кишат различными оздоровительными центрами, будь то Сосновка, Костяевка, Рощино, Степаново, да тот же «Парус» или «Лесная сказка». В отличие от пресловутых дач, там не надо «корячиться» - они созданы не для работы и рутинных трудоголиков, а для отдыха и творчески воспринимающих жизнь лежебок.
Одни из них, те, кто поактивнее и поздоровее душой, собираются на всяко города туристические слеты. Те же 25 туристических лет – слетов одного «Азота» чего стоят! Вот и топ-менеджеры и просто работяги с «Северстали» стараются от них не отставать. Бизнесмены местные, рассказывают, не раз переодевались в пионерское обличие Павлика Морозова и всем «табором» выезжали в гости к матери-природе, играли в «Тимура и его команду», «Буратино», «Республику ШКИД».  Вот бы кто-нибудь из них взял бы и раскрутил для родного города такие мероприятия, чтобы на них съезжалась не только местная «шатия – братия», но и вся страна.
 Один мой знакомый, работающий в «пионерлагере», но мыслящий по-новому, очень долго и пространно объяснял мне, что помимо отдыха для детишек в его центре неплохо было бы развивать «охотничье» и «рыбье» направление. Мол, на Вологодчине не меряно всякого рода живности для культурного ее смертоубийства. Тоже, наверное, дело. А кто мешает это направление развивать?! Недостаток средств или нежелание никакой инициативы.

День пьяного металлурга

Впрочем, хотя бы одно грандиозное мероприятие, в особенности на летний период, у нас в Череповце имеется. Пусть меня поедом съедят местные «олигархи и их приспешники», но первая ассоциация, которая возникает тогда, когда вспоминаешь о празднуемом каждый год со все большим размахом Дне металлурга, что этот праздник все-таки скорее можно окрестить как День пьяного металлурга. Такого огромного по масштабам в доску пьяных людей всех возрастов, которые собираются к вечеру третьего воскресенья июля на лужайке возле Дворца металлургов, невозможно в Череповце встретить нигде и никогда. Даже под Новый год. Даже в день выдачи металлургам тринадцатой зарплаты. Возможно, самые грандиозные шествия могли бы нас ожидать после внеочередной победы «Северстали» в профессиональной хоккейной лиге. Но увы, судя по результатам нынешнего закончившегося сезона, если это и случиться, то не в этой жизни.
Однако, не только в пьянстве дело. Дело еще и в том, что праздник действительно хорош и нам, т.е. «олигархам» (или мэрским структурам) давно пора бы подумать, как в эти дни хорошенько подоить финансовые возможности России, да и всего мира. Устроить, может быть, какой-нибудь «Чугундий –2005», то бишь мировой чемпионат металлургов по плавке или киданию чугунных чушек?  Или провести мировой конгресс по металлургии, как настойчиво предлагал человечеству один весьма известный в узких рекламных кругах рекламист.  Надо думать! Надо дерзать!

3. Пристрастия ветеранов

Ветераны наши, конечно, люди не богатые и не особо скорые на подъем. Для них все красоты Венеции – это пространство между двумя грядками на собственных шести соток. Но и они, если очень хорошо подумать, могут помочь нашему череповецкому туризму.

Батюшков – вот тебе и брэнд

  В развитие рассуждений приведенных  выше, особенно меня поразила одна из моих последних поездок в Хантоново. В этой деревне, бывшем имении поэта Батюшкова, а также рядом, в селе Мякса вот уже седьмой год проводятся праздничные мероприятия, посвященные очередной годовщине поэта.
В этот раз, наряду с литературно-музыкальной композицией, рядом с имением Батюшкова с помощью череповецкого военно-исторического клуба, было реконструировано одно из военных сражений между русскими и французскими войсками начала XIX века. Сражение проходило в низине, рядом с мостом, проложенным через небольшую речку. В небе ярко светило солнце. Погода была превосходна. А сверху за ним наблюдало едва ли чуть большее, чем количество воевавших, скопление народу. Событие, которое можно отнести к яркому и запоминающемуся шоу, которое не увидишь ни по какому телевизору, весь аромат и прелесть которого можно почувствовать только поучаствовав в нем,  стало событием только в жизни нескольких десятков человек, но совершенно не затронуло огромный мегаполис, который в это время, видимо, как поется в известной песне «пил и ждал новостей».
Подумайте, в Ярославской области есть Карабиха Некрасова, в Тульской Ясная Поляна Лужкова, в Псковской – Михайловское Пушкина.  Почему в окрестностях Череповца нельзя создать культовое место, куда бы в конце мая и начале июня стекались толпы паломников, боготворящих Батюшкова и его время? Тем более, когда почва для этого, как говорят иные, уже «унавожена» стараниями энтузиастов. Вот именно из таких уже сложившихся событий, нашему городскому начальству надо «делать конфетку», а не высасывать из пальца очередную стратегическую программу, типа «Череповец – цирозная печень России». И в этом плане – ветераны молодцы. Они как никто другие чтут историю и готовы бескорыстно вкладываться в ее увековечивание, а попросту, в «раскрутку». Из тех же десятков наблюдателей более половины приходилось на людей под шестьдесят, а то и под семьдесят лет. Ради всякого рода игр, тусовок они и ноги с кровати не поднимут, а вот ради истории – взяли  сорвались.

Мечты, прожекты…

А что, кстати,  помимо Батюшкова у нас нет и не было интересных феноменов, вокруг которых могла крутиться целая туристическая индустрия. Вот программы на вскидку: «Череповец – колыбель русского рок-н-ролла» (Башлачев), «Верещагин и война», «Череповец – город компьютерных фестивалей» и т.д. . Только знай, придумывай и «унавоживай» почву, не души в зародыше чужую инициативу, а подкладывай под нее государеву соломинку. Череповец – должен стать нечто вроде Северных Каннов, где постоянно крутятся всевозможные конкурсы, фестивали, праздники. И тогда, глядишь, резко в рост пойдут и гостиничный бизнес, и транспортный, и сувенирный и т.д. и т.п. Нужно лишь только быть созвучным человеческим эмоциям и мотивам: жажде нового, почтению к истории, желанию быть первым и быть в толпе, как все и т.д. и т.п.


Только факты:

Мотивация путешествий

Вкусы могут быть разнообразными. Это зависит от целого ряда факторов. Цели путешествий у разных людей также различаются: кто-то едет отдохнуть у воды, кому-то хочется заняться на досуге спортом, кто-то интересуется экскурсиями и музеями, а кому-то требуются только развлечения. Поведение потребителей невозможно понять, не выяснив его источники, побудительные мотивы (см. рис. 1).
Мотив путешествия — это причина, при отсутствии которой данная поездка не состоялась бы.
 
Рис. 1. Основные цели туристических путешествий
Наиболее привлекательные места отдыха отражены на рисунке 2.

 
Рис. 2. Наиболее привлекательные места отдыха
Исходя из полученных данных и существующих групп мотиваций путешествий, можно сделать вывод о том, что для людей большое значение имеет физическая мотивация, то есть отдых, лечение и спорт.
Не менее важной является и психологическая мотивация, то есть желание увидеть что-нибудь новое, уйти от повседневной рутины, необходимость смены обстановки.
Менее выраженной оказалась культурная мотивация (особенно для молодых), предполагающая знакомство с другими странами и регионами, с их обычаями, традициями и языками, интерес к искусству, а также религиозные причины.

Оценка покупательных способностей на услуги туризма

Один из главных ограничителей на рынке — покупательная способность граждан. Результаты проведенных исследований показали: только 0,3% респондентов считают свои финансовые возможности отличными, 18% — хорошими, 58,8% — удовлетворительными, 14,6% — плохими, 7% — очень плохими.

Барьеры, препятствующие путешествиям

К основным барьерам, препятствующим путешествиям, следует отнести: стоимость поездки, нехватку времени, низкая безопасность, отсутствие интереса к путешествиям, плохое здоровье.
Все эти факторы сказываются как на частоте туров, так и на их продолжительности.

Сезонность  туризма

Туризм отличается подверженностью влиянию факторов сезонности, которые, в общем случае, являются следствием периодического изменения климатических условий в течение года. Различают высокий, средний и низкий сезоны.
Сезонные рамки для молодежного сегмента рынка. Обычно молодежь путешествуют зимой — 6,4%, весной — 4%, летом — 96%, осенью — 7%.
Молодые люди путешествуют небольшими группами в пределах своего региона (базы отдыха, исторические места) или по России (например, Ярославль, Санкт-Петербург, Москва). Среди заграничных поездок лидируют Турция и Египет. Это связано с относительной дешевизной путёвок. Поездки с целью обучения (например, Мальта, Швейцария, Франция и т.д.)  занимают очень малую долю в силу своей стоимости. В основном студенты либо не могут позволить себе эти поездки, либо совершают их за счёт родителей.


Мнения:

Ирина Николаевна, 37 лет: «Меня больше всего влекут горы и минеральные источники. Я там полностью отдыхаю, очищаю свой организм и забываю обо всем на свете. Когда я приезжаю на Кавказ и вижу эти вершины в облаках, я начинаю понимать, почему там все время войны – горцы все время хотят быть единственными обладателями этой красоты.

Леонид Петрович, 52 года:
«Всю свою молодость я проплавал на байдарках. Был и в Карелии, и в Архангельской области – куда только с друзьями не заплывали. Столько всяких лишений перетерпел: и в холодной воде тонул, и без еды и тепла несколько дней сидел один в лесу на подножном корму. Сейчас, с возрастом, начинаю понимать, что человеку без этих проявлений экстремальных вполне можно было бы обойтись. Сейчас больше предпочтения отдаю туристическим слетам. Там и минимальный комфорт, и замечательная атмосфера – люди и отдыхают и чувствуют себя в безопасности.

Даша Петрова, 23 года:
«Я обожаю всякого рода поездки за город. Особенно в хорошей компании. Свежий воздух, пикничок, какая-нибудь интересная программа – вот, что мне требуется для того, чтобы в этот день быть хотя бы немного счастливее»

Немного теории:

Формы туризма по видоизменению наиболее характерного признака делятся на отдельные разновидности. К этим характерным признакам относятся: главная цель путешествия, характер организации путешествия, интенсивность туристского потока, продолжительность тура (путешествия), возрастной признак, используемый транспорт, форма сотрудничества.
В зависимости от главной цели путешествия выделяют следующие разновидности форм туризма: рекреационная, познавательная, научная, деловая.
Рекреационный туризм - туризм с целью отдыха, оздоровления и лечения.
Познавательный (культурный) туризм - путешествие в целях ознакомления с историко-культурными достопримечательностями и уникальными природными объектами по определенной программе.
Научный туризм - посещение конгрессов, симпозиумов с последующими экскурсионными поездками.
Деловой туризм (поездки бизнесменов с деловыми целями) представляет собой наиболее динамичный и доходный вид туризма.
По характеру организации путешествия выделяют: индивидуальный, групповой, организованный, самодеятельный (неорганизованный), стационарный, передвижной, социальный туризм.
Путешествие человека (семьи) по собственному плану, включающему определение районов посещения, продолжительности остановок, условий ночлега и т.п., называется индивидуальным, а путешествие в составе группы по плану туристского хозяйствующего субъекта называется групповым туризмом.
Путешествие одного или группы туристов по точному маршруту и регламенту, установленным туристским хозяйствующим субъектом, называется организованным туризмом. Данные туристы и туристский хозяйствующий субъект связаны между собой взаимными требованиями и обязательствами .
Организованные туристы обеспечиваются комплексом туристских услуг по заранее приобретенной путевке на определенный срок (отдыхающие на турбазах, в санаториях, домах отдыха, по курсовкам). К организованным туристам также относятся те, кто на определенный срок приобрел лишь часть туристских услуг (например, курсовку только на питание).
Путешествие одного или группы туристов, не связанных никакими взаимными обязательствами с туристским хозяйствующим субъектом, называется самодеятельным туризмом. Самодеятельный туризм - это путешествия с использованием активных способов передвижения.
Природно-климатические факторы туризма являются очень привлекательными для туристов. К ним относятся рельеф, флора и фауна местности, которые играют существенную роль в создании определенных видов туризма, особенно зимнего спортивного, морского, горного и т.д. Природно-климатические элементы в мотивации туризма относятся к психологическим и биологическим потребностям населения городов.
Географические и климатические условия благоприятствуют развитию летних и зимних видов спорта. Особую привлекательность имеют районы, где условия способствуют лечению и оздоровлению туристов, в том числе курортные зоны.
К группе региональных факторов можно отнести и событийную насыщенность региона, которая может стать причиной посещения данного региона туристами. Например, театральные и музыкальные фестивали, кинофестивали, спортивные соревнования разного рода (олимпиады, спартакиады и т.п.), ярмарки, карнавалы, выставки и т.п.
К группе экономических факторов относятся социально-экономические условия туристского путешествия. Это доходы покупателей турпродукта, цены на туры, услуги и товары в местах назначения, принимающих туристов, уровень развития туристской индустрии, а также уровень развития в целом сферы услуг, транспортной системы, сферы торговли, в том числе наличие магазинов для иностранных туристов, реализующих им товары по низким ценам.
Экономические факторы играют первостепенную роль при формировании ассортимента недорогих товаров и влияют на количество туристов со средними доходами.
Психологические факторы включают мотивы, побуждающие туристов путешествовать и которые отвечают их психологическим потребностям. К ним относятся религиозные воззрения человека, его особые интересы и наклонности, отношение к рекламе и т.п.

Перспективы туризма в России:

По данным Всемирной организации по туризму, количество туристов из нашей страны растет, и к 2020 г. мы выйдем на 10 место по  в мире. При этом увеличивается не только число россиян, жаждущих хоть ненадолго вырваться в дальние страны, но также и внутренний турпоток – на 20-30% ежегодно. На сегодняшний день Россия занимает 7 место в мире по созданию новых рабочих мест в сфере туризма, а к 2006 г. станет второй по количеству инвестиций в данную отрасль.