Будимирово, или Новая туристическая Мекка Вологодчины

Васюков Игорь
Есть мнение, что современную молодежь больше всего на свете волнуют только три вещи: халявный Интернет, модные «мобилы» со всякими «наворотами» и море холодного пива.
Попробуем, если не согласиться, то несколько дополнить приведенный выше список.

«Будимирово – русская деревня»

Как вы думаете, можно ли в сессионный период, когда от умственного перенапряжения и другого рода стрессов краснеют и слезятся глаза,  вывезти куда-нибудь под Кадуй большую группу студентов, числом так 50-60 человек?  Не поверите, но да, возможно!
Мой знакомый преподаватель вуза недавно заявил мне, что в самый разгар сессии ему удалось организовать поездку студентов в свою родную деревню. При чем, желание подышать свежим воздухом и «поколбаситься» в обществе коров, овец и петуха, под надрывный вой гармошки конюха Василия оказалось просто ажиотажным – взятый на прокат огромный «Икарус» был набит под завязку, а спереди и сзади автобус сопровождал целый эскорт автомобилей. Это «продвинутые студенты» добирались до места на побитых «тачках» подаренных им чадолюбивыми и не совсем бедными отцами и матерями, несколько лет назад пересевших на более престижные иномарки.
В чем секрет такого успеха поездки в обыкновенную русскую деревню, коих немало разбросано по дорогам Вологодчины? Понятно, что очень многое зависело от легендарной личности этого педагога. Но и страсть молодежи к «перемене мест», жажда приключений, при чем совместных, в хорошей и теплой компании, желание «радоваться жизни» не стоит сбрасывать со счетов.


Так ли уж бедна наша молодежь…

Молодёжный туризм – это, вроде бы, перспективное направление развития сферы отдыха. Однако существует стереотип, что в силу экономических и других причин, большая часть учащейся молодёжи не покидает пределов своего регионального пространства, не использует для формирования своего мировоззрения исторические и культурные ценности, сосредоточенные в разных уголках нашей планеты. Так ли это?
Вот перед взрослой аудиторией выступает девушка и перечисляет:
- Я уже была в Лондоне, Париже, Берлине, Турции, Испании. Моя мечта теперь в ближайшее время побывать в Японии!
Ничего себе! Кто из слушающей ее аудитории, кому исполнилось 40 или 50 лет может похвастаться подобным послужным списком. Для большинства из них в ее годы подобное было недостижимой мечтой!
Случай с Будимирово, давным давно опустевшей северной деревней в Кадуйском районе, показывает, что наша молодежь просто жаждет путешествовать и, если дать ей волю, возможно они бы никогда из этих ближних и дальних поездок и не возвращались. Тут дело скорее не в деньгах. Дело тут в том, что слишком скудным, однообразным, хотя и местами напыщенным, является предложение. Туристический ресурс не только дальних краев, но и нашей родной Вологодчины еще далеко не исчерпан. Нужно немного профессионализма, и много-много воображения и креатива. Страсть к туризму, культура туризма рождается вот из таких небольших порывов, которые нужно вовремя увидеть, поощрить и поддержать. Молодежь – это творческий фермент, проникающий везде и всюду, своей мобильностью создающий из обыкновенного культурного явления целый феномен, или брэнд, как выражаются ныне. Будем сегодня поддерживать их малые порывы, с возрастом появятся и другие, более амбициозные.

Батюшков – вот тебе и брэнд
  В развитие рассуждений приведенных  выше, особенно меня поразила одна из моих последних поездок в Хантоново. В этой деревне, бывшем имении поэта Батюшкова, а также рядом, в селе Мякса вот уже седьмой год проводятся праздничные мероприятия, посвященные очередной годовщине поэта.
В этот раз, наряду с литературно-музыкальной композицией, рядом с имением Батюшкова с помощью череповецкого военно-исторического клуба, было реконструировано одно из военных сражений между русскими и французскими войсками начала XIX века. Сражение проходило в низине, рядом с мостом, проложенным через небольшую речку. В небе ярко светило солнце. Погода была превосходна. А сверху за ним наблюдало едва ли чуть большее, чем количество воевавших, скопление народу. Событие, которое можно отнести к яркому и запоминающемуся шоу, которое не увидишь ни по какому телевизору, весь аромат и прелесть которого можно почувствовать только поучаствовав в нем,  стало событием только в жизни нескольких десятков человек, но совершенно не затронуло огромный мегаполис, который в это время, видимо, как поется в известной песне «пил и ждал новостей».
Подумайте, в Ярославской области есть Карабиха Некрасова, в Тульской Ясная Поляна Лужкова, в Псковской – Михайловское Пушкина.  Почему в окрестностях Череповца нельзя создать культовое место, куда бы в конце мая и начале июня стекались толпы паломников, боготворящих Батюшкова и его время? Тем более, когда почва для этого, как говорят иные, уже «унавожена» стараниями энтузиастов. Вот именно из таких уже сложившихся событий, нашему городскому начальству надо «делать конфетку», а не высасывать из пальца очередную стратегическую программу, типа «Череповец – цирозная печень России». А что, помимо Батюшкова у нас нет и не было интересных феноменов, вокруг которых могла крутиться целая туристическая индустрия. Вот программы на вскидку: «Череповец – колыбель русского рок-н-ролла» (Башлачев), «Верещагин и война», «Череповец – город компьютерных фестивалей» и т.д. . Только знай придумывай и «унавоживай» почву, не души в зародыше, а подкладывай под чужую инициативу соломинку. Череповец – должен стать нечто вроде Северных Каннов, где постоянно крутятся всевозможные конкурсы, фестивали, праздники. И тогда, глядишь, резко в рост пойдут и гостиничный бизнес, и транспортный, и сувенирный и т.д. и т.п. Нужно лишь только быть созвучным эпохе!