Пал Палыч

Ян Кауфман
Случилось так, что одновременно с рождением сына, мне подарили щенка французской болонки -  Кнопку.
Она моментально почувствовала себя таким же полноправным ребёнком в семье и требовала того же внимания, какое уделялось сыну, испытывая вместе с тем к нему необычайную привязанность, а порой и забавную ревность.

Присутствие в доме собаки, а затем и её потомства, воспитали у сына чувство любви и заботы к этим беззащитным "нашим сёстрам меньшим".

Но всему приходит конец, собаки уходили из жизни одна за другой, не пережив свой двенадцатилетний порог, и, однажды, когда сыну уже перевалило за двадцать, закончилось это французское потомство.

Только настоящие собачники знают - как тяжело переживается уход из жизни каждой животины, которая становится с годами членом семьи.
Вот и наш дом опустел, и сразу стало не хватать этой удивительной взаимной привязанности и любви.

Но однажды, серым осенним утром девяностого года всё изменилось...

В эти ранние часы пик пёс, из пробегавшей стаи бездомных собак, сторонящихся людей, сразу выбрал моего сына, Стаса.

Замечательно, если бездомная собака находит добрую, отзывчивую человеческую душу!
Наверное, это и есть - собачье счастье.
Забыв о своей стае, с какой-то удивительной доверчивостью, пёс пошёл следом за сыном, посматривая на него грустными и преданными глазами. Собачья морда словно говорила:
"Ну, неужто, ты не видишь, как мне плохо без хозяина?"
Грязная нечёсаная чёрная шерсть клочьями торчала во все стороны, а хвост украшали колючки репейника.

Все прохожие с улыбкой смотрели на эту странную пару - юношу в модном костюме при галстуке и семенящего позади грязного пса непонятной породы. У машины они остановились. Жалостливо посмотрев на пса, сын уселся на сиденье, опустил стёкла передних дверей, и, протянув пряник, спросил:
- Ну что, Пал Палыч, наверное есть хочешь?

Почему Стасу пришло на ум это необычное имя - "Пал Палыч", он и сам не знал. Но пёс, приняв это за приглашение, обежал машину, прыгнул в приоткрытую дверь, и уселся на сиденье рядом. По-видимому, сын и машина чем-то напомнили ему о прошлом.
Он демонстративно отвернул морду от протянутого пряника, всем своим видом показывая, что не в этом счастье.

Целый день пёс не выходил из машины, опасаясь потерять своего нового хозяина и с беспокойством ожидал его, непрерывно глядя в окна, когда тот выходил по делам.

Вечер в доме ушёл на устроенную настоящую баню с расчёсыванием густой свалявшейся шерсти, многократным смыванием въевшейся грязи, и всё это пёс переносил с покорностью, терпением и удовольствием, которые отражались на его умной обросшей, но разомлевшей морде.

Полакав воды и отказавшись от еды, он улёгся на полу у постели сына. В эту первую ночь все спали плохо, потому, что пёс в дрёме часто поскуливал и просыпался, поглядывая на Стаса, и, лишь убедившись, что он тут, рядом, что он не бросил его, ненадолго закрывал глаза.

Наутро пса так все и называли - Пал Палыч.
Он с готовностью откликался на это имя, с завидным аппетитом поел кашу с мясом, и с нетерпением сел у двери, ожидая прогулки.
Выйти со мной он отказался и всё прятался за спину сына. Гулять с Пал Палычем Стасу пришлось без ошейника и без поводка, за отсутствием таковых. Но пёс ни на шаг не отходил от сына и, вынюхивая что-то в траве, постоянно кидал на него свой тревожный взгляд, абсолютно не обращая внимания на других собак. В первый свой счастливый день он с удовольствием подавал нам свои лапы и всячески старался показать на что способен.

Потом у Пал Палыча были счастливые шесть лет...

Несмотря на появившуюся привязанность к собаке, по всей округе мы наклеили объявления о найдёныше. Но никто на них так и не откликнулся. Потом было посещение ветеринарной лечебницы. Пал Палыч, по утверждению ветеринара, оказался неплохим образцом королевского пуделя.

Модная стрижка сделала его похожим на обезьяньего вожака - вытянутая морда, украшенная сверху высоким коком волос, широкие висячие уши, штаны на лапах, короткий хвост с помпоном, мощная грудь и выделяющаяся талия...
Почувствовав себя красавцем, он даже начал ходить грациозно и изящно.

Это была удивительно умная и сообразительная собака.
Пал Палыч интуитивно и безошибочно угадывал все наши мысли и желания. Порой казалось, что у него человеческий ум.
Имея отважный характер, он оказался хорошим сторожем и не раз защищал хозяев, бросаясь даже на овчарок.

Однажды, когда у соседа по даче разбежались по лесу десяток кроликов, он выловил всех поочерёдно и аккуратно, не придушив ни одного, принёс на дачу.

Как-то в городе на прогулке Пал Палыч вдруг внезапно потянулся к женщине с детской коляской. На мой вопрос: "Знакома ли вам эта собака?", женщина что-то невнятно пробормотала и быстро ушла. Подозреваю, что какое-то отношение к этой собаке она имела, но скрыла истину. Пёс, конечно, всё знал, только рассказать не мог, а если бы и мог, то, вероятно, рассказал бы о людской подлости.

Боялся Пал Палыч только одного - потеряться, а потому всегда сам следил за нами на улице и на даче.
В 1995 году мы улетали в Штаты. Он летел с нами в контейнере в специальном салоне самолёта. По просьбе сына ему сделали успокаивающий укол. В аэропорту Кеннеди нам вынесли контейнер с Пал Палычем. В стрессовом состоянии, никого не видя и не узнавая, он громко, не переставая, выл на весь аэровокзал. Только через пару дней он успокоился, но стал каким-то грустным.
Спустя пол года Пал Палыч умер, так и не пережив случившееся.
Плакали все...
Всё-таки нет существа надёжнее и преданнее собаки...