ЧГУ это, по- прежнему, бочка с медом для абитуриентов, или?

Васюков Игорь
Крупнейший областной вуз по-прежнему является наиболее привлекательным для абитуриентов, но цифры, желающих поступать в ЧГУ с каждым годом становятся все меньше


  Достоянием общественности стали материалы экспертно-аналитического отдела образовательных технологий ЧГУ, посвященные результатом анкетирования выпускников школ города Череповца в 2005 году. Дело в том, что за последние 5-7 лет картина рынка образовательных услуг в городе существенно изменилась. Возник и стали реальностью современной жизни ряд феноменов (например, острая конкуренция между некоммерческими и коммерческими образовательными учреждениями, предоставляющими высшее образование), которых ранее просто не существовало, но объективная информация о состоянии рынка образовательных услуг и ее динамике до сих пор подменялась дилетантскими или вообще лживыми («товарец» то требуется продавать!) заявлениями, что в «таком-то вузе, на такой-то улице, в таком-то доме череповецким школьникам дают самое - пресамое высшее образование по сходной цене» (смотрите, например, фантастические по самовосхвалению и некомпетентности статьи г-на Малыгина из ИМИТа в «Голосе Череповца»).
  Понятно, что труд, созданный экспертно – аналитическим отделом родом из ЧГУ и скепсис возможен и даже оправдан и в этом случае. Однако масштабы работы, наличие внятно описанной методики сбора информации, а также грифа «для внутреннего употребления» вызывает очень большое доверие к данной работе. Тем более, в некоторых местах, достаточно критичной выглядит и оценка деятельности самого ЧГУ.

ЧГУ как столп высшего образования  в городе

  Анкетирование учащихся 11-х классов в ЧГУ проводится традиционно с 2001 года с целью определения уровня подготовки выпускников и их предпочтения в выборе учебного заведения (специальности) для продолжения образования. Школьникам предлагается разработанная приемной комиссией ЧГУ анкета, которая содержит основные сведения об анкетируемом выпускнике, оценки по предметам по состояния на 1 полугодие, его выбор учебного заведения, формы и основы обучения, а также для желающих поступать в ЧГУ перечень специальностей и направлений подготовки.
  В феврале 2005 года в анкетирование приняли участие 1943 школьника из 35 школ города. В качестве учебного заведения, в котором хотели бы продолжить обучение 1281 человек  (65,93%) выбрали ЧГУ, 457 (23,52%) выбрали другие вузы, 74 человека (3,81%) планируют поступать в средние специальные учебные заведения. Остальные (131 человек – 6,74%) либо не определились, либо не собираются продолжать обучение.
  Среди тех, кто хотел бы поступить в ЧГУ (1281 человек) пока определились со специальностью (направлением) 858 человек (66,98%), не определились – 423 (33,02%). Из них 841 человек хотели бы обучаться по очной форме обучения, 6 человек – по очно-заочной форме обучения, 11 человек – по заочной форме обучения.
    Таким образом, все вышеприведенные цифры с неоспоримой очевидностью свидетельствуют о значительной прочности места и значимости роли, которое занимает и играет ЧГУ в образовательном пространстве и в образовательной жизни города.
  Однако не все так благополучно «в датском королевстве». Так процент желающих поступать в ЧГУ с 2002 года неуклонно и статистически значимо падает. Сравните: в 2002 году 80,87 процента выпускников городских школ мечтали стать студентами ЧГУ, в 2003 – 73,24%, в 2004 – 67,46% …
  С одной стороны, эта тенденция объективна, так как возникшие за это время в городе  различные коммерческие вузы только спят и мечтают о том, как бы отхватить у ЧГУ кусок послаще. С другой, и мы это знаем, далеко не все ладно и в жизни ЧГУ: смехотворные, если не позорные преподавательские зарплаты, стимулирующие последних работать на выживание и процветание коммерческих вузов, формализм, закрытость управления, нетворческие продукты управленческого и преподавательского труда, отток творческого элемента, особенно молодежи и мужчин и повсеместное превращение ЧГУ (особенно, преподавательской составляющей) в аналог «женского монастыря» с соответствующей психологической атмосферой и организационной культурой: низкая мотивация, нежелание рисковать, главенство образовательных стереотипов еще советского периода, отсутствие гибкости, психология псевдостатуса и псевдоравенства, негласная рекомендация не высовываться. Показательно, например и то, что никто из преподавательского и административного состава ЧГУ даже и не пытается грудью встать на защиту ЧГУ от некорректных нападок со всех сторон идущих в адрес ЧГУ от коммерческих вузов. Чего-то ждем? Или боимся рекламировать конкурентов? И это, повторюсь, происходит на фоне и позитивных динамик: улучшается работа со студентами, абитуриентами вуза, становится разнообразнее научная жизнь, налаживаются связи с потребителями, партнерами, ведется работа над новой стратегией вуза и т.п..

Желать невредно

  Как, по данным экспертно – аналитического отдела ЧГУ, выглядит ситуация с набором в этом году по различным институтам и специальностям ЧГУ.
  Как всегда за последние годы относительно спокойно могут спать в инженерно-экономическом институте ЧГУ: на 225 мест бюджетного набора будут претендовать как минимум 360 человек, не включая тех, кто приедет на учебу в Череповец из других мест.
  Несколько подсуетиться придется представителям Гуманитарного института и Института психологии и педагогики. У первых на 200 мест в феврале претендовали 183 череповчанина (0,92 человека на место), а у вторых на 200 бюджетных мест с интересом взирали лишь 159 человек (0,84 человека на место). Пока не слишком оптимистично выглядит картина набора в такой ключевой для ЧГУ институт как ИМИХ – на 225 бюджетных мест в феврале 2005 года изъявили желание поступить лишь 125 человек (0,56 человека на место). И уж совсем неблагополучной выглядит картина на физико-математичском факультете (0,34 человека на место) и в Институте заочного обучения (0,05 человек на место). Впрочем, последний институт – институт специфический. В ИЗО «желторотые птенцы», как правило, и не поступают.
  Интересно, также и то, что наиболее высокий балл аттестата у желающих поступать в Гуманитарный институт (3,80), а наиболее низкий – у желающих поступать в Институт педагогики и психологии. Отметим и то, что за последние годы балл средний балл поступающих в ЧГУ неуклонно становится ниже. Поднялся уровень требований к выпускникам в школе или контингет пошел «некондиционный»?
  У выпускников череповецких школ, желающих поступать в ЧГУ и определившихся с выбором специальности (направления), наибольшую популярность имеют специальности 080507 Менеджмент организации (ИЭИ) – максимальный ожидаемый конкурс 3,32 человека на 25 бюджетных мест, 030301 Псизология (ИПип) – 2,60 человека на 25 бюджетных мест, 030602 Связи с общественностью (ГИ) – 2,04 человека на место, новая для ЧГУ специальность 080109 Бухгалтерский учет, анализ и аудит (ИЭИ) – 1,72 человека на место, 270115 Экспертиза и управление недвижимостью – 1, 64 человека на место, 230105 Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем (ИЭИ) – 1,56 человека на место, 031001 Филология (английский язык) (ГИ) – 1,40 человека на место и 140104 Промышленная теплоэнергетика (ИМиХ) – 1,40 человека на место.
  Напомним, что лидерами прошлых лет (ожидаемый конкурс) были: в 2002 году – специальность «Экономика и управление на предприятии» - 7,36 человек на место, в 2003 году – «Экономика и управление на предприятии» - 7,12 человек на место, в 2004 году – «Менеджмент организации» - 5,80 человек на место.
  Наиболее высокий балл аттестата по итогам 1 полугодия ожидается у выпускников, выбравших специальности: 031001 Филология (английский язык)  - 4,06, 220201 Управление и информатика в технических системах (ИЭИ) – 3,96, 140104 Промышленная теплоэнергетика (ИМиХ) – 3,90, 031001 Филология (немецкий язык) (ГИ) – 3,86, 080109 Бухгалтерский учет, анализ и аудит – 3,86, 090104 Комплексная защита информатизации (ИЭИ) – 3,85.
  Напомним, что лидерами прошлых лет (ожидаемый конкурс) были: в 2002 году -
  «Социология» (4,26), в 2003 году -  «Филология» (немецкий язык) – 4,32, в 2004 году – «Экспертиза и управление недвижимостью» - 4,27.
  В любом случае, и в этом году, борьба за почетное звание «Студент ЧГУ» ожидается весьма и весьма нешуточная.