Про шпиона Аркадия Николаевича

Леонид Романовичев
               Если ты украдешь сломанное весло –               тебя повесят, а если целый пароход – 
               изберут в Сенат…
               (Приписывается Марку Твену)
Так уж случилось, что  день 6 апреля – очень памятный в человеческой истории. В 1327 году поэт Петрарка 6 апреля впервые увидел Лауру, в 1814 году отрекся от французского престола император Наполеон, в 1896 году начались первые Олимпийские игры современности…  А еще в этот день сбежал заместитель Генерального секретаря ООН Аркадий Шевченко, для которого Леонид Брежнев только-только придумал должность замглавы МИДа.

Король измены
Наши поиски подробной информации о молодых годах господина Шевченко особо не порадовали. Известно только, что в 1930 году он родился где-то в Украине, в 1952-м стал отцом, а в 1954-м закончил Московский государственный институт международных отношений (МГИМО). Когда студент Аркаша женился на, судя по всему, непростой московской девушке с редким именем Леонгина, мы можем только предположить. Скорей всего, в возрасте 20-21 года.
Почему мы обращаемся к ранней женитьбе Аркадия Шевченко? Да потому, что согласно легендам советской эпохи, уже тогда существовал кооператив знатных московских невест. И только женитьба на одной из них позволяла сделать приличную карьеру в МИДе или, на худой конец, в Генштабе. Думать так вынуждает то обстоятельство, что жену Аркадий Николаевич не любил (см. ниже), впрочем, и о разводе он тоже и думать не смел. А дама Леонгина Шевченко была очень красивая…
Сын Аркадия Шевченко Геннадий в своих воспоминаниях сообщает, что в Стране Блата под названием СССР его матери пришлось проталкивать мужа на должность зам. Генсека ООН, подарив  Лидии Дмитриевне Громыко брошь с 56 бриллиантами. Как утверждают ветераны КГБ, супруга главы МИДа имела серьезное влияние на кадровую политику Андрея Андреевича Громыко. Хотя тут другое: будущий шпион был одним из самых доверенных лиц бессменного министра иностранных дел. «Недремлющее око» КГБ  обладало фото, где Аркадий и Леонгина угощались шашлыками на даче Громыко. «Чужие здесь не ходят», - говорит в таких случаях народ…
«В своей книге «Разрыв с Москвой» (1985 г.), - рассказывал в интервью Геннадий Шевченко, - отец, имевший доступ к документам особой важности, дал подробные характеристики почти всем высшим руководителям СССР, видным дипломатам и сотрудникам КГБ. Он регулярно информировал ЦРУ о проявляющихся в Кремле разногласиях между Брежневым и Косыгиным  по поводу отношений СССР и США, сообщал, какова была позиция СССР на переговорах по ограничению вооружений и о том, до каких пределов СССР может уступить США на этих переговорах».
Что следует из цитаты? Да то, что руководство США имело подробнейшие психологические портреты советских вождей, предварительно знало позицию каждого из них, могло действовать с упреждением тех или иных шагов. Особенно ценным было то, что Громыко, приезжая в Нью-Йорк, «шептался» с Шевченко обо всех дворцовых тайнах Кремля (кто, что, где и с кем). Учитывая, что и КГБ, и ГРУ были перенасыщены «кротами» (агентурой вражеских разведок), сопоставляя информацию Шевченко с данными других источников, можно было обыгрывать и без того едва дееспособного Брежнева одной левой! Что и делалось… 
Да, «кротов» было много! Генерал-лейтенант ГРУ Дмитрий Поляков успешно отпахал на ЦРУ с 1961 по 1988 год! И если бы не «крот» уже в стане ЦРУ - Олдридж Эймс, которого ФБР вычислила в 1986 году, был бы сейчас г-н Поляков почитаемым ветераном, и заядлым сталинистом, а так расстреляли его в 1989-м… Можно отметить еще одного заметного советского дипломата – посла в ФРГ, заведующего международным отделом ЦК КПСС, секретаря ЦК КПСС, «распорядителя», как считают, партийного фонда Валентина  Фалина. Сейчас же он проживает (надо полагать, безбедно) в Германии, и вроде как занимается высокой наукой.  Ау, чекисты, где вы? 

Чужие здесь не ходят?
По версии «органов», Шевченко подцепили, «подложив» ему красивую женщину. Наш же диагноз случившегося мы позаимствуем у Бориса Гребенщикова: «Я видел генералов – Они пьют и едят нашу смерть. Их дети сходят с ума – Им нечего больше хотеть». И Аркаше захотелось приключений…
КГБ же задним числом распространил версию, что ситуация с перебежчиком находилась под полным контролем, и Шевченко долгое время был среди троих подозреваемых. А кто еще двое? Посол СССР при ООН Олег Трояновский и посол СССР в США Анатолий Добрынин. Последний, заметим, 24  года отработал послом в Америке, а затем, с 1986 и «до упора», был секретарем ЦК КПСС. Если подозревать таких людей, то кому тогда верить?! Но если подозревали – значит, были основания. Так там что наверху - все такие?
Здесь самое время представить цитату из Сергея Довлатова: «Аркадий Шевченко, судя по отрывкам из его книги, которые я прочел, — изрядный прохвост. Американцы еще не привыкли к советскому варианту дарвинизма, то есть, к обратному естественному отбору, не могут представить себе, что во главе государства стоят люди, не каждого из которых возьмут на работу в сапожную мастерскую»… Добавим, что «непечатный» в СССР Довлатов эмигрировал в США тоже в 1978 году…
Но вернемся к Аркадию Шевченко. Судя по информации КГБ, уж очень он был охоч до женского полу. Досье пестрит многочисленными «одноразовыми связями» со стенографистками и машинистками. Учитывая, что все они почти поголовно «стучали» в КГБ, Аркадию Николаевичу не позавидуешь. Но он лишь все больше пьянствовал: «Пока Андрей (Громыко) на месте, со мной ничего не случится».
Кстати, побег Шевченко был организован из Москвы – приехал высокопоставленный господин, имя которого и сегодня не раскрывается, и порекомендовал Аркадию Шевченко сматывать удочки. Что тот и сделал…
Это версия КГБ. Как было на самом деле – одному Богу известно. Не исключено, что в компании себе подобных у Шевченко лишь нервишки были послабее. Впрочем, после его побега советские спецслужбы тут же «минимизировали» ущерб - американцы успели выслать лишь двух агентов с диппаспортами. А Леонгину Шевченко к трапу самолета в Нью-Йорке под руки вели Трояновский и Добрынин лично. Непростая она все же была дама…
Хотя… Хотя 5 мая 1978 года (спустя месяц после событий) жена «невозвращенца» покончила с собой. Три дня она пролежала в огромном шкафу, набитом шубами и дубленками, пока домашние не почувствовали запах. Похоронили ее по распоряжению Громыко на престижном Новодевичьем кладбище (вернее, на его Новокунцевском филиале), рядом с умершим накануне актером Владиславом Дворжецким, исполнителем роли генерала Хлудова в Фильме «Бег».
Сын Геннадий, к 26 годам дослужившийся до статуса атташе, 9 апреля 1978 года вместе с третьим советником представительства в Женеве майором Виктором Резуном был срочно отправлен в качестве  дипкурьера в Москву. Не исключено, что именно сцена отзыва неблагонадежного дипломата на Родину стимулировала будущего Виктора Суворова тоже стать «невозвращенцем». Геннадий Шевченко сейчас обижается, что Суворов называет его своим лучшим другом…
Но вот  другой интересный факт. У Геннадия рушится карьера, его оставляет жена (похоже, тоже представительница упомянутого кооператива?), умирает мать – словом проблем воз и тележка. Но кто пришел ему в трудную минуту на помощь? КГБ… Начальник второго Главного управления (контрразведка) генерал Григоренко распоряжается пристроить Шевченко-младшего в Институт государства и права. Под чужой фамилией…

Конец агента
А что Шевченко-старший? Как и положено в приличных шпионских романах, Аркадий Николаевич получил дом за миллион «зелеными», просто миллион, должность профессора  университета в Вашингтоне (одна лекция - 20 тысяч долларов), курс лечения от депрессии и… девушку по вызову. Последняя – Джуди Чавес, по сложившейся американской традиции «срубила свои баксы», также издав книгу о связи со знаменитым шпионом. По ее мнению, Шевченко был психически нездоровым человеком.
Но вот его подлечили, он во второй раз женился, и выдвинулся в число трех ведущих экспертов по СССР – рядом с Генри Киссинжером и Збигневом Бжезинским. Гонорары росли – он прикупил еще два дома (один из них - на Канарах). Правда, супруга - репортер криминальной хроники, рядом с которой Шевченко наконец-то почувствовал себя счастливым, умерла от рака. И жизнь шпиона рухнула.
Он тяжело переживал утрату, начал посещать церковь. В 1991 году, не без содействия настоятеля православного прихода в Вашингтоне отца Виктора, Шевченко познакомился с москвичкой-эмигранткой. А вскоре на ней женился – жена была на 23 года моложе. То ли так получилось, то ли дама поставила перед собой (а кто перед ней?) задачу разорить Аркадия Шевченко до нитки, но спустя четыре года состоялся развод. Шевченко остался гол как сокол – пять тысяч долларов пенсии и пустая однокомнатная квартира. В 1998 году он скончался от цирроза печени.

Предатели и Предатели
В первой половине 90-х годов Шевченко если не превратился в Национального героя России, то был где-то близок к этому. Ведь старой «доброй» советской пропагандистской машине были поставлены новые задачи. Чтобы не допустить, не дай Бог, в число героев, по определению «архитектора» перестройки Александра Яковлева,  «шантрапу»! Во-первых, (сам Бог велел) воспеть бывших «диссидентов» из числа  контролируемых. Это на них в будущем планировалось повесить все издержки демократии. Затем требовалось воспеть новое поколение «демократов» - которые ответят потом за «прихватизацию». Ну, а дальше все по мелочам – столпы московской Богемы, обласканные и Хрущевым, и Брежневым, срочно начали жаловаться на «факты отдельных гонений». И опять неплохо  пристроились.
Но самой сложной была задача обелить не только царя Николая II, Троцкого, Деникина, но даже Берию с генералом Власовым. Накануне высоких свершений нация должна быть сплочена как никогда! Так появился  российский гимн с гербом и флагом – духовное единение и продолжение традиций рюриковичей, романовых и сталинистов.
В этой связи «милые» перебежчики из Союза стали прям звездами экрана! Ведь они не просто так сбежали, а борясь с ненавистной Системой. Класс!
Хорошо бороться с системой за дом в миллион долларов! Хорошо сыну «врага народа» под крышей КГБ трудиться в престижном институте номенклатуры ЦК. И это в то время, когда таскали по «органам» за анекдот, когда гнали из университета за появление у памятника Тарасу Шевченко в Киеве 22 мая, когда сажали за стишок. А уж традиционный поиск под праздник очередного «немецкого полицая»  и справедливый расстрел – дело святое!
Первым не выдержал российский «экстремист» Эдуард Лимонов, тоже, кстати, в советское время несколько лет живший за границей: «Э, милые, так дело не пойдет, Родина всегда одна. Шевченко знал секреты, за выдачу которых иностранному государству в любой стране полагается, как минимум, пожизненное заключение. Вот если бы Шевченко вдруг покинул здание ООН для жизни отшельника в австралийской пустыне — тогда он был бы невозвращенец. Но этот жирный окорок без стеснения пишет о том, как он выпросил у ЦРУ даже... девочек».
Но тут вот какая петрушка получается. Уже все страны достигли внутреннего примирения. Нельзя это только, к примеру,такому государтсву как Украина: «Разделяй и властвуй», - закон ее жизни, начиная с XVII столетия. Потому что так проще со здешним народом управляться. Уже наши фронтовики давно побратались с немцами, а “остарбайтеры” дружат с семьями, где приходилось “батрачить”. Но дома - никакого братания!
А почему? “Да они же предатели!”,  - в один голос ответят вам. Спасибо неистребимому агитпропу, который обелил уже и генерала Власова, и дипломата Шевченко, но постоянно кричит “ату” в сторону воевавших “не там” прибалтов и западных украинцев. Забыв, что и для первых, и для других поделившие между собой в 1939 году Европу Сталин и Гитлер были близнецами-братьями. И что люди эти защищали свой (а не лезли в чужой!) дом. Что призыв в военное время - дело совсем не добровольное. Что их, тоже по сути, фронтовая жизнь, после войны, в силу сложившихся обстоятельств, была признана преступной – и практически каждый свое отсидел. (В нечеловеческих условиях ГУЛАГа). Что хоть спустя 60 лет “независимая” Украина официально признает тех, кто “виборював її незалежність”, а не только тех, кто нередко уничтожал на этой земле все, “что украинцем звалось”?
А касательно предателей - тех, кто, по Жванецкому, “за деньги, девочки, и за большие деньги”, то нет им прощения. Но называть их нужно по именам, а не вообще...
Леонид Романовичев