Далекарлийские лошадки

Julregn
Далекарлийские лошадки известны, пожалуй, каждому туристу, приезжающему в Швецию. Для знакомства с ними достаточно зайти в любой сувенирный магазин - и там вы найдете оранжевые и синие деревянные игрушки размером от нескольких миллиметров до полуметра, дружно стоящие в ряд. Стоят, правда, такие, на первый взгляд, простенькие игрушки довольно дорого, и многим может показаться, что отдавать десятки крон за какую-то грубо вырезанную деревянную лошадку, которую и видно-то не будет, глупо. Однако эта лошадь - не просто игрушка, превратившаяся в дорогой сувенир и непременный атрибут любого магазина, призванный приносить дополнительный доход в государственную казну. Далекарлийская лошадка - ярчайший представитель шведской культуры, известный и любимый в Швеции не чуть не меньше, чем лоси, национальные костюмы, «майский шест» и аквавит.

Тот факт, что национальным символом стала именно лошадь, ни у кого не вызывает удивления, во всяком случае, в Швеции. Именно это животное всегда играло огромную роль в жизни обычных крестьян, или, как их принято называть в Швеции, бондов. Традиция вырезать деревянных лошадок родилась в Даларне, где, начиная с XVI века, значительная часть населения работала в лесу: самыми драгоценными сокровищами, скрытыми в Даларне, издревле считались изобилующие рудниками горы и зеленые леса. Долгие зимние вечера мужское население этого района любило коротать у огня, вырезая из частей поваленных днём деревьев маленьких лошадок. Эти деревянные фигурки они затем дарили бедным детишкам, которые радовались любой возможности получить новый подарок.

Назвать точную дату рождения деревянной лошадки сегодня не может никто. Неизвестно, и когда была продана самая первая далекарлийская игрушка. Самым ранним упоминанием об этом считается запись, сделанная в Вестеросе в 1624 году, где сообщается о распродаже таких вот лошадок. Столь древних экземпляров в Швеции не сохранилось, однако коллекционеры могут похвастаться лошадками, «доскакавшими» до нас из XVIII и XIX веков. Кстати, в XIX веке за дюжину лошадок просили всего две кроны; сегодня же лошадки служат предметом коллекционирования, расходясь за тысячи крон с самых престижных аукционов мира. Для истинных коллекционеров интерес могут представлять даже абсолютно одинаковые, на первый взгляд, лошадки из сувенирных лавок, ведь по древней традиции игрушки должны быть вырезаны и раскрашены исключительно вручную!
 
Итак, можно утверждать, что далекарлийские лошадки впервые вошли в жизнь шведского государства не позднее XVI века. Как же протекала их дальнейшая жизнь? В XVIII-XIX веках в Даларну нередко приезжали купцы - они покупали различные товары, чтобы затем выгодно перепродать их на рынках в других областях. Зачастую они приобретали и маленьких оранжевых деревянных лошадок - их они позже могли обменять на еду в разных частях Свейского королевства, где о таких игрушках ещё никто не слышал. Подобный способ оплаты использовали и местные краснодеревцы - закончив работу над стулом или кроватью, они обязательно создавали из оставшейся стружки несколько маленьких лошадок, которые впоследствии сопровождали их во всех поездках. Так далекарлийская лошадка начала свое величественное путешествие по Швеции.

Традиция раскрашивать лошадок - вернее, рисовать на них волнистые узоры - возникла относительно недавно - только в начале XIX века. Эту работу выполняли исключительно женщины, черпавшие вдохновение у лучших пейзажистов Даларны, чьи яркие тёплые краски никого не могли оставить равнодушным.

В XIX веке безграничных просторов и ресурсов Даларны перестало хватать для всё увеличивавшегося здесь населения. Выращиваемых культур и денег, полученных от экспорта руды, становилось недостаточно для того, чтобы прокормить растущие города, а потому надежды стали возлагаться на развитие кустарного производства - предметы ручной работы всегда пользовались популярностью в Швеции. Каждый городок специализировался на производстве своего товара - например, в Муре начали изготовлять изделия из дерева, в основном часы и лошадок, в Малунге - изделия из кожи, в Вемхюсе - плетёные изделия. Эти отрасли развиты здесь и по сей день.

Далекарлийских лошадок производили не только в самом сердце Швеции, однако наиболее известными считаются именно места Даларны - расположенные рядом с городом Мурой селения Нюснэс (Nusnдs), Фэрнэс (Fдrnдs), Берьйкарлос (Bergkarlеs), Ваттнэс (Vattnдs) и Риса (Risa). В одном из этих идиллических местечек, видимо, и зародилась когда-то традиция, дошедшая до наших дней. Сегодня лошадок по-прежнему продолжают вырезать в Нюснэсе (Nusnдs) и Фэрнэсе (Fдrnдs); к ним также добавились два других местечка - Шёберг (Sjцberg) и Норра Линдберг (Norra Lindberg). Однако можно без преувеличения сказать, что практически в каждой деревне Даларны вырезают своих лошадок. Обычно их изготовлением занимается семейная пара: муж создаёт фигурку, а жена её раскрашивает.

Какое-то время в Даларне разрабатывали новые модели лошадок, одевая их в самые яркие цвета, однако позже в моду вновь вошли старые модели, лишённые каких-либо излишеств и изощренных узоров. Крупнейшим производителем игрушечных деревянных лошадок на сегодняшний день является компания «Grannas A Olssons handicraft» в Нюснэсе (Nusnдs), где занято 80 человек, из которых 15 - художники. Насколько популярны лошадки из Даларны можно судить по продажам - в 1997 году туристы приобрели около 140 000 штук.

В 1939 году на всемирной выставке, проходившей в Швеции, гостей встречала огромная далекарлийская лошадь. Этот монумент сразу же стал главным экспонатом выставки, мировая пресса публиковала фотографии этого гиганта, сопровождая их восторженными отзывами. Так лошадка стала известной во всём мире.

Если в Даларне с такой любовью относятся к лошадям, то не вызывает удивления и тот факт, что самый знаменитый в Швеции всадник также находится здесь. Белокурый юноша на деревянном коне приветствует всех, кто едет из Бурленге в сторону Хедемуры. Эта фигура появилась не так давно, однако её история окутана туманом. Известно лишь, что не последнюю роль в её возникновении сыграл Йерк Веркмэстер.

Всадник Хедемуры впервые появился в 1946 году, когда старейший город Даларны отмечал своё пятисотлетие. На плакате, посвящённом предстоящим торжествам, местный художник Йерк Веркмэстер изобразил крестьянскую пару из Даларны, сидящую в повозке, запряжённой далекарлийской лошадью. Этот экипаж по неизвестным причинам превратился со временем во всадника, сидящего на чуть вставшей на дыбы лошади, а затем картинка стала деревянной фигурой. Сегодня уже никто точно не может сказать, когда и при каких обстоятельствах это произошло, однако большинство исследователей всё же склонны связывать дату появления этой композиции в деревянном варианте с празднованием пятисотлетия Хедемуры.

Как же выглядит традиционная далекарлийская лошадка, которая приветствует туристов, приезжающих в Хедемуру, и которая бесконечными рядами благородно стоит в сувенирных лавках? За образец были взяты игрушки из Нюснэса (Nusnдs) и Лександа (Leksand), появившиеся в начале XX века. Это яркая деревянная лошадка красновато-рыжеватого оттенка, на которой зелёным, белым, голубым, жёлтым и коричневым нарисованы все необходимые атрибуты - седло, поводья, грива.

Несмотря на всё возрастающий спрос на традиционных лошадок, почти каждый производитель пытается представить свою, отличную от других модель. Тщательно изучив рисунок на игрушке, эксперты сразу могут определить, откуда она родом, ведь использованные краски являются олицетворением местных национальных нарядов и гербов. Цвет, узор, материал - всё имеет значение. Некоторые лошадки могут похвастаться колючей чёрной гривой и таким же колючим хвостом, рисунок на крупе может быть вовсе не типичным для лошади - например, знаки долларов или буквы. Такие лошадки специально создавались для офисов - их строгий и, в то же время, забавный стиль создаёт располагающую атмосферу в кабинете. Камень, порфир, стекло и даже старые дорожные знаки - всё идет в дело, когда очередному жителю Даларны приходит в голову новая, необычная идея, и он принимается за работу. Как же выглядят основные представители славного далекарлийского отряда?

Лошадка Bjurshдsten вырезается и раскрашивается исключительно женщиной с тех самых пор, как в 1992 году Карин Андерссон из Мортсбу (Mеrtsbo) разработала её дизайн, взяв за образец игрушку из Лександа.

Следующая игрушка - Свартнэсхэстен (Svartnдshдsten) - родилась благодаря Барбру и Руне Аннерклев из Свэрдшё (Svдrdsjц). Цвета, в которые раскрашена эта лошадка, выбраны неслучайно: чёрный цвет олицетворяет местечко Свартнэс (Svartnдs; svart - «чёрный»), белый и голубой цвета напоминают о Финляндии (в лесных районах Даларны издревле селились финны), а жёлтый и синий призваны вызывать ассоциации с самой Швецией.

Делают в Даларне и лошадок, у которых хвосты, гривы или попоны не вырезаны из дерева, а сделаны из иного материала, производя впечатление «настоящих». Примерами таких игрушек могут служить Гупахэстен (Gopahдsten) Бенгта и Лены Форслунд из Согмюра (Sеgmyra), и огненная лошадь Люстебухэстен (Lustebohдsten) Пера-Эрика Исраельссона из Грюксбю (Gruksby). Но, пожалуй, самой красивой лошадкой из этой серии можно назвать Ругхэстен (Roghдsten), созданную Бенгтом Ругстрёмом. Ему удалось сделать стройную элегантную чёрную лошадь с золотистой гривой и хвостом.

Бертиль Валлин создал по крайней мере две модели лошадок: в 1984 году появилась жёлтая игрушка Сёдербэркехэстен (Sцderbдrkehдsten) с рисунком в виде снежинок. Однако значительно более оригинальной считается другое его творение - Свэрдшёхэстен (Svдrdsjцhдsten). Это красная лошадь с чёрной гривой, возникшая в 1980 году. Интерес представляет тот факт, что у этой игрушки есть пара - маленький жеребёнок.

Йон Гудмунд из Шюрберга в 50-х годах XX века разработал, а, вернее, воссоздал дизайн лошадки из Рэттвика Rдttvikshдsten, оригинал которой был найден в Стумснэсе (Stumsnдs) в начале XIX века. Другим его творением стала игрушка Сильянснэсхэстен (Siljansnдshдsten), прототипом которой послужила соответствующая лошадка из Сильянснэс (Siljansnдs).

Вообще, лошадок, переживших своё второе рождение совсем недавно, в Даларне довольно много. Это и лошадка несколько нетрадиционного вида Лимахэстен (Limahдsten), попавшая в эти края, по всей вероятности, из соседней провинции Вэрмланд, и купленная на аукционе в Буда (Boda) игрушка начала XIX века Будахэстен (Bodahдsten), вдохновившая мастеров на создание множества подобных ей, и Финнмарксхэстен (Finnmarkshдsten), созданная Кристером Брунцеллумом на основе игрушки, вырезанной в начале 1900-х годов его дедом.

Лошадок, отступающих от традиционных канонов, в Даларне также хватает. Йернахэстен (Jдrnahдsten) Йорана Самуэльссона из Дала-Йерна (Dala-Jдrna), резная Рёнсхэстен (Rцnshдsten) Арне Францена из Рённэса (Rцnnдs), тонкая и изящная, с гордо поднятой головой синяя Мура-Нурет (Mora-Noret) Торлейфа Андерссона и Шештин Андерссон и, будто бы в противовес ей, толстая красная лошадка Сундбрунсхэстен (Sundbronshдsten) Лейфа Чильстрёма, созданная ещё в 1800-х годах и покрытая охрой. Кстати, охра была выбрана далеко не случайно: Лейф черпал вдохновение из великолепных интерьеров дома художника Карла Ларссона. В другом местечке, в Фогельшё Гаммельгорд (Fеgelsjц Gammelgеrd), ещё в XVIII веке была популярна маленькая лошадка в яблоках. Своё второе рождение она пережила совсем недавно благодаря Торстену Рёйду. Другой умелец, Лассе Гудмундссон изобразил грузную рабочую лошадь, печально ковыляющую куда-то с низко опущенной головой. Грустной выглядит и коричневая лошадка из Бударна (Bodarna) Брунте Буан (Brunte bo’an), сделанная Бруно Лундквистом из Бьюроса (Bjurеs). В 2000 году появилась очередная красная лошадка - Блюберьйсхэстен (Blybergshдsten), которую разработчик дизайна Мари-Анн Шельгрен будто бы нашла на пастбище - мирно пасущийся деревянный конь, кажется, вот-вот поднимет голову - настолько правдоподобным он выглядит.

В отличие от этих игрушек, лошадка Тюнахэстен (Tunahдsten) Бритт-Мари Селльфорс из Стура Тюна (Stora Tuna) словно не может угомониться - дизайнер позволил ей застыть в резвом беге.

Сильвия Йернберьй придала своей красной игрушке черту, которая позволяет отличить её от десятков других, себе подобных. Её Викахэстен (Vikahдsten) представляет собой не что иное, как подсвечник: свеча занимает место всадника.

Хватает в Даларне и ярких разноцветных лошадок: созданная в 1980 году Анной-Карин «Кай» Ханссон Сильясфорсхэстен (Siljasforshдsten), и многочисленная семья маленьких, одинаковых по форме, но разных по окрасу игрушек Бюхэст (Byhдst), Грютнэсхэст (Grytnдshдst), Авестахэст (Avestahдst), Крюльбухэст (Krylbohдst), Фульшэрнахэст (Folkдrnahдst) Аниты Арвидссон-Окерблум из Авесты (Avesta), и созданная ей же белая с синей гривой и седлом Брюннбэксхэстен (Brunnbдckshдsten), и белая с ярким красным рисунком Ваттнэсхэстен (Vattnдshдsten). Карин Андерссон из Бьюрсоса (Bjursеs) вообще предпочла оставить свою лошадку Флухэстен (Flohдsten) неокрашенной, отдав предпочтение естественному орнаменту дерева. Однако и на этой игрушке есть яркие пятна - это красочная попона с оттенками красного.

Если существуют пёстрые лошади, украшенные богатыми орнаментами, то, естественно, есть и их антиподы - полностью одноцветные игрушки, например фиолетовая Людвикахэстен (Ludvikahдsten) Сильвии Юханссон, придуманная ей в 80-х годах XX века, и жёлтая Лександсхэстен (Leksandshдsten), появившаяся в 1977 году благодаря Бу Кристенссону.

Мауд Ан и Агнета Пивинен создали зелёную лошадь Сэленхэстен (Sдlenhдsten), рисунок на которой составляют ягоды костяники. Тема природы вообще часто присутствует в мотивах рисунков на игрушках - это, например, тёмно-бордовые цветы на лошади Норрбэркехэстен (Norrbдrkehдsten) Уллы-Бритт Бьернехаг и использованный в 1989 году Шештин Бюстрём зелёный цвет, взятый из национального костюма и ассоциирующийся, в свою очередь, с лесами далекарлийского края (лошадка Саксдальсхэстен (Saxdalshдsten)).

Недавно целое стадо далекарлийских лошадок приобрело новое жилище - в 1999 году Марго и Томас Хольст открыли в Дала-Йарне (Dala-Jдrna) первый в мире музей, где представлены эти деревянные игрушки. Сегодня здесь собрано более 150 экземпляров из всех уголков Даларны, самый маленький из которых был сделан специально для этого музея самим Томасом Хольстом. Благодаря своей миниатюрной лошадке Томас попал в книгу рекордов Гиннеса.

Что же касается самой большой в мире далекарлийской лошадки, то её можно найти в Осбу (Еsbo), недалеко от города Авеста (Avesta). Её высота составляет 13 метров, а вес - 66 тонн, при этом внутри она полая. Соорудили эту статую в 1989 году, когда рядом с городом прокладывали новую скоростную трассу, и возникла идея создать здесь небольшой ресторанный комплекс. Лошадь должна была стать символом провинции Даларна, воротами в которую и является город Авеста. За помощью обратились к мастерам в Нюснэсе - только здесь, по мнению многих, знали толк в настоящих далекарлийских игрушках. Вскоре появилась модель этого гиганта, которая холодным декабрьским днём превратилась в гордость всего района. Местные жители с явным удовольствием рассказывают, какое впечатление производит эта лошадь на всех туристов - большинство из них с радостью останавливаются здесь, чтобы сделать несколько фотографий, а заодно и заглянуть в местную сувенирную лавку или перекусить в уютном кафе. Наибольший интерес к гигантской лошади проявили американцы из штата Миннесота - они даже пытались выкупить чертежи, чтобы когда-нибудь соорудить у себя на родине нечто подобное. Единственным условием со стороны шведов было ограничение размера - американский аналог не должен был стать больше шведского. Правда, появилась ли далекарлийская лошадка в Америке остаётся неизвестным.

Зато немалый ажиотаж возник вокруг другой идеи, на сей раз посетившей головы самих владельцев самой большой в мире лошадки - компании Omnia. «Если продаются участки на Луне, то почему бы людям ни приобрести и кусочек самой большой далекарлийской лошадки в мире?» - смеётся представитель этой компании Петер Эстергрен. Такое приобретение выглядит более реальным - во всяком случае, вашу часть лошади без труда могут разглядеть друзья и родственники…