О средней жизни не по-среднему

Николай Семченко
Писатель Сергей Чупринин ввел в обиход новое словосочетание: «миддл-литература».
Страсть как не люблю англоязычные словечки, поскольку наш великий и могучий настолько богат, что в нем найдется все, что нужно для обозначения каких-либо явлений. Но в данном случае термин С. Чупринина более чем уместен. Ибо что такое «миддл-литература»? Это книги, которые отличаются от качественных текстов большей легкостью, занимательностью повествования, словом – повышенной усвояемостью. Высокая литература порой просто не в состоянии быстро отразить мгновения сегодняшней жизни. Эта серьезная дам все-таки нетороплива и основательна. И к тому же, с подозрением косится на произведения, которые эквилибрируют между так называемой досуговой литературой и собственно литературой.
Между тем, именно тут проходит зона интересных творческих новаций и, если хотите, эстетических рисков – то, из чего неожиданно возникает нечто свежее и даже интересное. Вот, к примеру, в шестом номере журнала «Дальний Восток» - последнем в ушедшем году – появилась целая «Немецкая тетрадь». В ней много рассказов, новелл и стихов. Среди них есть и юморески, и авангардная поэзия, и ироничная проза.
Наверное, некоторые тексты, как, например, новелла «Деревенские будни» Евгения Мауля выглядела бы странно, если бы была напечатана сама по себе. Во-первых, это сплошной текст – без абзацев, эдакий «поток сознания». Да еще какой! Послушайте: «Шмели мохнатые – да, мечут икру, да так мечут, что у ежей от страха иголки отпадают, а майские жуки у нас яйца величиной с куриные в медвежьих берлогах откладывают…» Эдакий раёшник, сочиненный в Германии.
Евгений Мауль живет там с 1973 года. Но, как и большинство других российских немцев, эмигрировавших в Германию, русский язык не забывает. Да и как есть забыть, если с детства думал на нем?
Другой автор, Сергей Герман, родился в Новосибирске, учился в Североосетинском университете, воевал в Чечне, где был ранен. Он написал откровенную, гневную книгу «Чеченские рассказы». Рукопись конфисковали, и Сергею пришлось восстанавливать ее уже в Германии.
Тексты С. Германа напоминают скорее эскизы, зарисовки, документальную прозу. Навряд ли их можно отнести к жанру рассказа как таковому. Наверняка утонченные редакторы какого-нибудь утонченного столичного журнала нашли бы в них излишний натурализм, стилистические «блохи», газетную «репортажность». Но когда читаешь эту внешне простую, скупую прозу, вдруг понимаешь: главное в ней – правда жизни, мысли о войне и мире, боль и гнев автора. Может, он еще и потому уехал навсегда, что и что не захотел жить в стране, граждане которой ожесточенно убивают своих же сограждан.
А другой автор, Райнгольд Шульц, с детства всегда был в тени. Немецких парней не брали в армию и не принимали на учебу. Немец и фашист были синонимами. Но и в Германии русские немцы, оказывается, оставались чужаками.
Здесь Р. Шульц «превратился из немца в русского, из работяги в безработного, из элитного человека в заброшенного, из компанейского и молодого в пожилого и одинокого… Напивался и рыдал над своим вузовским «поплавком», а потом, как стойкий оловянный солдатик, смотрел сквозь слезы в звездное небо глазами, полными тоски. По созвездию Большой Медведицы находил знакомую и такую далекую теперь Полярную звезду и видел под ней наш двор и на крыльце с гармошкой  дядю Сашу». Пронзительный, тонкий рассказ «Ветераны» заставляет подумать о том, что  фашизм и коммунизм, мечтающие владеть миром, имеют одно окончание и один конец. В Древнем Риме отслуживших срок в армии солдат называли ветеранами. «За заслуги перед государством и обществом они наделялись землей, денежным вознаграждением и освобождались от всех повинностей, - напоминает Р. Шульц. - Мужество — первое богатство человека, но самое обидное для него — в итоге остаться забытым, преданным и обманутым. Сегодня победители рады, если побежденные окажут им материальную или гуманитарную помощь. Вилл у ветеранов нет, денег и здоровья — тоже. И не только в моей судьбе, в мире все перевернулось. Теперь я знаю историю с двух сторон. Искусство быть мудрым, оказывается, состоит в умении знать, сострадать, прощать и все-таки продолжать любить жизнь. Это хорошо, что бывшие солдаты стали побратимами. Они встречаются, делятся воспоминаниями друг с другом и не держат в сердце зла. Вспоминают свою юность ветераны и мучаются от несправедливости, заброшенности, одиночества. Обманутым прошлым, исторической пустотой. Человеческая жизнь чего-то стоит? Почему их единственной, неповторимой жизнью рассчитываются другие? Разочарование, душевный кризис не дает покоя, но надо жить… «Разве не о том же думают сейчас и многие наши ветераны?
«Немецкая тетрадь» журнала «Дальний Восток» - явление примечательное и интересное. Но такие тексты в обозримом будущем навряд ли заинтересуют  книгоиздателей, которые предпочитают выпускать так называемую коммерческую литературу. И хорошо, что в России еще остались журналы, которые публикуют то, что иные маститые писатели называют «миддл-литературой» или еще как-нибудь. Не в определениях, впрочем, дело. А дело в том, что в таких текстах отражается  странная прекрасная и ужасная жизнь, - такая, как есть. Средняя жизнь среднего человека, однако, не по-среднему описанная…