О лошадях

Ю.Золотарев
О  ЛОШАДЯХ

Тема эта столь же вечна, как, скажем, размышления о собаках, о музыке, о жизни, о любви… Т.е. о том, что всегда сопровождало человека и остается частью его судьбы. Правда, лошади стоят в этом ряду несколько особняком. Если в прошлые века (скажем, до ХХ-го) нигде и ничто обойтись без лошадей не могло (они были друзьями, спутниками нашими, основной «мощью» - тягловой силой человечества и т.д.), то ХХ-й век внёс свои коррективы: паровые и бензиновые двигатели отвоевали у лошадей сперва значительную часть «клиентуры», а затем и полностью вытеснили их с «рынка» мощностей (скорее всего, к счастью для лошадиного племени). В наследство, как памятку, лошади оставили людям лишь понятие «лошадиная сила», сами же как тягловая сила ушли на заслуженный отдых, став предметом любви, поклонения и… «загадкой» для человека.

Для городских жителей Земли лошадь давно уже стала экзотикой. Городские детишки имеют представление о лошадях только по картинкам да телефильмам, живую же лошадь городской человек порой так никогда и не видит в своей жизни. И могу смело сказать, что это – колоссальная потеря для современного городского человека, для его души. Ибо даже собака, первейший друг человека, не в состоянии заменить ему живого контакта с лошадью. Мне самому в этом отношении повезло больше. В детстве я несколько лет прожил в военном городке, который располагался в сельской местности. А значит, там были и лошади. И хотя особого контакта с лошадьми в моем детстве не было, но зато я с лихвой компенсировал этот вакуум, когда в молодости на 4 месяца устроился работать в Таллиннский Ипподром. В то время мне очень хотелось подготовить себя для поступления в Литературный институт им. Горького, и мне казалось, что работа «дежурным конюхом» даст мне много свободного времени, чтобы всерьез заняться литературой). Правда – не случилось, потому что предстоящая женитьба смешала все мои «литературные» планы. Но четыре месяца работы и жизни бок о бок с лошадьми, смею надеяться, дали очень много моей душе. Я увидел и узнал массу такого, о чем ни одна книга не смогла бы мне рассказать. Я видел, например, потрясающую тягу девчонок-школьниц к лошадям, и стал свидетелем великой девчоночьей самоотверженности, которая заставляла будущих женщин ухаживать за этими удивительными животными, как за детьми. Я ежедневно заглядывал в десятки лошадиных глаз, и каждый раз поражался их таинственности и смысловой наполненности. Я видел мощь, азарт лошадей во время скачек, видел их ум и хитрость, когда им хотелось чего-то добиться от жизни или от тебя, «дежурного». Наконец, я видел трагедию умирающей лошади и стал свидетелем самоотверженности ветеринара, который губами высасывал кровь из вены больной лошади, чтобы хоть как-то облегчить ее страдания. И еще я видел отчаянье наездника, потерявшего лошадь, которая, переусердствовав на тренировке, пала прямо на поле и вскоре умерла там же.

Вершиной же моих впечатлений стал почему-то эпизод, из которого я понял, до чего же лошадь любит свободу! Вот как это было.

Два раза за ночную смену – вечером и утром – я обязан был поить и кормить овсом моих подопечных. Выпускать их на волю категорически запрещалось – это было не наше, дежурных, дело. Лошадь – творение тонкое, даже в определенном смысле хрупкое, и лучше всего с нею управлялся опытный специалист (а «дежурный конюх» - это так, на подхвате). И вот как-то раз, при вечерней кормежке (а была уже осень, вечера темные) я открыл вольер одного гнедого красавца-рысака, поставил ему ведро воды. Обычно они, лошади, реагируют на «вторжение» дежурных спокойно, и либо сразу же начинают пить из ведра, либо, занятые чем-то сугубо личным, не обращают на тебя внимания. Гнедой же поступил нестандартно: увидав, что дверь вольера открыта, он спокойно оттеснил меня, перешагнул через ведро – и был таков! Растаял в вечерних сумерках. Я услышал  лишь удаляющийся победный цокот копыт. Эт-то был скандал!

Сбежавшая из вольера лошадь означала объяснение с начальством, затем -  долой премиальные к и без того скудной месячной зарплате, и наконец -  возможные грядущие осложнения здоровья беглеца… Словом, проблема вогнала меня в дрожь, и я, успев все же прихватить уздечку, кинулся в темноту, «вдогонку за конем» (вы смеетесь, наверное? Правильно делаете! Потому что: разве можно догнать ветер?).

Но Бог, видимо, был в тот раз на моей стороне, поскольку едва сделав с десяток шагов, я вдруг услышал приближающийся топот, и вскоре из сумерек на меня надвинулась восторженная лошадиная морда! Именно восторженная – это читалось и в глазах, и в позе, и в развевающейся гриве беглеца. Но что толку? Разве поймаешь вихрь, вырвавшийся на свободу, да к тому же весящий килограммов семьсот, не меньше?!

Впрочем, Бог и на этот раз оказался на моей стороне: «вихрь» подскочил ко мне и остановился. Я вытянул руку с уздечкой – и он, умница, послушно позволил надеть ее на свою ошалевшую от свободы морду. А уж с уздечкой «на лице» лошадь становится совершенно послушной, и мы без приключений вернулись в вольер. С начальством, таким образом, можно было не объясняться.

Но восторг лошади от внезапно обретенной свободы – это я видел и запомнил на всю жизнь.

А теперь, в нарушение традиций, хочется поразмышлять о грустном и мерзком.

Человек, в общем-то, такое дерьмо, что для него во все века было «естественным» подвергать наибольшим издевательствам именно то и тех, кто сильнее всего ему же и служит. Где истоки подобного изуверства в нас – сказать трудно. Но если слышишь, скажем, историю о том, как люди забивают до смерти палками ЖИВЫХ собак (и кого?? – КОЛЛИ! это безобиднейшее существо!) исключительно того ради, чтобы затем снять с еще живой собаки отбитую таким путем шкуру и сделать из нее шапку на продажу (так, мол, качество товара выше!), повторяю, когда слышишь подобное, хочется просто заорать от боли и ненависти: «Чело-ве-е-ек!! Какая же ты  МР-Р-Р-РАЗЬ!!!».

В этом смысле не исключение – лошадиное племя. Александр Невзоров, большой почитатель и знаток лошадей, некоторое время тому назад снял потрясающе красивый и жестокий телевизионный фильм о лошадях, об истории их существования рядом с человеком. Комментировать фильм не имеет смысла, потому что шедевры от комментариев только бледнеют. Но, судя по фильму, человека за его «историческое» отношение к лошадям просто надо бы смешать с пылью! И если нынешний западный человек своим отношением к нынешним же лошадям все-таки старается замолить свой вековой грех перед этим редчайшим божьим творением – лошадью, то российский житель, видимо, не любит не только себя и свою страну, но совершенно откровенно не любит Бога, создавшего лошадь. Невзоров прекрасно иллюстрирует этот тезис, показав и сравнив современные западные (английские) конюшни с нынешними конюшнями российскими.

А в остальном? Спасибо тебе, Господи, за то, что подарил человеку собаку и лошадь. Они, как и сын твой Иисус, исторически взяли на себя львиную долю человеческого греха и, возможно, хоть чуть-чуть страданиями своими приблизили человека к Богу. Будет ли от всего этого польза, трудно сказать. Потому что ГРЕХ человеческий, похоже, неисчерпаем. Не оттого ли трясёт Землю так, что волны ее гнева превращаются в цунами, которые сотнями тысяч уносят человеческие жизни?

Увы! Мир един, и за ВСЁ приходит расплата – и за невинно убиенных младенцев, и за жестоко убиенных собак. А уж сколько за всю историю погублено нами, людьми, лошадиных душ! – кто считал? Думаете – сойдет?

Вряд ли…
27.01.2005
Таллинн