Крупная компания глазами детей

Васюков Игорь
Психологический анализ детских рисунков, посвященных ОАО «Северсталь»

Психологический анализ продуктов детского творчества, особенно художественного, это  эффективный способ проникнуть в формирующееся сознание детей, их бессознательное. Для психологов давно не является секретом,  что рисунки детей многое могут сказать и если присмотреться к их творчеству боле внимательно и профессионально, можно многое увидеть и понять о внутреннем мире ребенка, его чувствах, восприятии окружающего мира, отношении к людям и вещам, способах познания. Рисунок – зеркало детской души. Когда ребенок рисует, он неконтролируемо изливает на бумагу все, что «накопилось» у него внутри: свои эмоциональные состояния, переживания, отношения, понимание окружающего, трудности в контактах с ними.
 Нами было рассмотрено 62 работы детей посвященных пятидесятилетию «Северстали». Рисунки были разделены на три группы: Работы детей 4-5-ти лет (10 работ), 6-7ми лет (23 работы), 8-12 лет (29 работ). Рисунки анализировались по трем параметрам: цветовые характеристики, форма предметов, содержание рисунка

Цветовые характеристики рисунков.
Цветовой анализ производился путем сопоставления цветов рисунка с цветовыми карточками Люшера. Цвета отобраны из огромного массива оттенков, имеют выраженное психологическое значение и образуют международный стандарт. В таблице 1. приведены результаты цветовых выборов детей, использованные ими в своих рисунках.
Таблица1. Цветовые предпочтения детей, использованные ими в своих рисунках:

Цвета Цвета, ранжированные по преобладанию их в рисунке:
1. Синий
2. Зеленый
3. Оранжевый
4. Желтый
чистые

№ 4-5 лет 6-7 лет 8-12 лет
1
2
3
4
5
6
7
8 Малиновый
Оранжевый
Желтый
Зеленый
Коричневый
Синий
Черный Синий
Зеленый
Желтый
Оранжевый
Малиновый
Коричневый
Черный
Серый Оранжевый
Зеленый
Синий
Желтый
Малиновый
Черный
Серый
Коричневый
5. Малиновый
6. Коричневый
7. Черный
8. Серый

грязные


Психологическая интерпретация личностной семантики цветов в концентрированном виде выглядит так.
1. Синий.  Покой, душевная гармония, семейный комфорт.
2. Зеленый.  Гибкость ума и воли, быстрота и точность принимаемых решений.
3. Оранжевый.  Энергетическая обеспеченность психических процессов, сила воли.
4. Желтый.  Временная перспектива жизни, чувство насыщенного течения времени.
5. Малиновый.  Мир людей, отношения с людьми, контакт с ними.
6. Коричневый.  Мир первичных, физиологических потребностей организма.
7. Черный.  Прорыв за пределы наличного бытия либо агрессивно разрушительными действиями, либо осмыслением происходящего.
0. Серый.  Отгорожение от мира, глубокая сосредоточенность.

Отметим, что в своих рисунках дети использовали преимущественно «чистые» цвета: синий, зеленый, оранжевый, желтый.  Преимущество «чистых» цветов просматривается во всех трех возрастных группах. «Грязный», малиновый цвет присутствует только в рисунках детей 4-5 лет и может свидетельствовать о еще неосознанном ими глубоком интересе к миру людей, изобразить, который художественно они, пока, операционально не в состоянии.   
В целом, данные цветовые характеристики рисунков свидетельствуют о комфортном психологическом состоянии детей и о формировании у них положительного образа самого большого предприятия Череповца, к которому, в той или иной степени, имеют отношение (и как-то сами относятся) все окружающие их взрослые. Ели попытаться проанализировать мотивационную составляющую такого отношения, то можно смело утверждать: «Северсталь» в еще смутном, недифференцированном сознании детей олицетворяет удовлетворение ими потребностей безопасности, стабильности. Это нечто, что несет детям личную защищенность.
Цветовой выбор рисунков также  отражает активное энергичное рабочее состояние детей. Они с готовностью познают и пытаются, с помощью еще несформировавшихся невербальных средств языка активно интерпретировать мир вокруг себя и свои собственные мотивы и состояния.

Анализ формы предметов

Анализ формы проводился путем подсчета преобладающих предметов на рисунке определенной формы и распределения форм предметов по частоте повторяемости.

Таблица 2. Геометрические предпочтения детей.
4-5 лет 6-7 лет 8-12 лет
1 овал прямоугольник прямоугольник
2 прямоугольник круг квадрат
3 квадрат овал треугольник
4 треугольник треугольник овал
5 круг Квадрат круг

  Психогеометрический  анализ рисунков детей позволяет нам выделить тип формирующейся личности детей, тип переработки и интерпретации ими поступающей информации,  тип их коммуникативного поведения, а также их ориентации и установки в отношении окружающих.
  Для типа с «квадратной» геометрической ориентацией характерна детальная, последовательная, алгоритмическая переработка поступающей информации. Это тип ребенка – «компьютера», стремящегося к точному, отстраненному от объекта познанию, лишенному излишних эмоций. Тип коммуникативного поведения такого ребенка -  долженствующий, подчиняющий и подчиняющийся («Я должен», «Вы должны»). Как мы видим, рисунки детей говорят о том, что подобное отношение к миру у детей мало сформировано и начинает ярко проявляться только ближе к подростковому возрасту. «Северсталь», вплоть до десятилетнего возраста,  не воспринимается ими как объект давления, подчинения, психологического прессинга. Хотя, отметим, что в «производственном спектре» рисунков детей подобные геометрические формы нельзя назвать редкими, а к 8-12 лет в рисунках детей они даже преобладают.
  Для типа с «треугольной» геометрической ориентацией характерно «деловое» отношение к жизни, «схватывающий на лету», «интуитивный» тип познания и подчиняющий тип коммуникативного  поведения («Мне надо!»). Он активно ищет, торопит, требует. При этом его особенно не интересуют детали, только суть. Как видим из таблицы 2. такой тип отношения с миром у детей встречается пока достаточно редко.
  Для типа с «прямоугольной» психогеометрической ориентацией характерна эгоцентрическая установка на отношение с миром. Его отношения с миром во многом зависят от стечения обстоятельств и влияния их на его «Я». Это человек настроения, плохо чувствующий мир, людей, сконцентрированный на себе и большей частью непоследовательный и противоречивый в своих поступках и поведении. Как видим – этот тип отношения с миром преобладает в детских рисунках или находиться на второй позиции в возрасте 4-5 лет. В связи с этим фактом, можно предполагать, что образ «Северстали» в сознании детей еще очень уязвим, находится под влиянием окружающих людей, СМИ, индуцируем ими. Глубокой, осознанной уверенности, что «это так», что «Северсталь» и ее важнейшие атрибуты не угрожают им, пока нет. Раз взрослые говорят, «что «Северсталь» - это хорошо, то, наверное, это так и есть!».
Для типа с «круглой» и «овальной» психогеометрической ориентацией характерна ориентация в своих отношениях и интерпретации мира на мнения и настроения людей. Это тип «коммникатора» для которого характерен компромиссный тип коммуникативного поведения. Он спрашивает совета, ориентируется на просьбы, рекомендации, легко может корректировать свои мнения и решения, если они не согласуются с мнением и решениями других людей. Как мы видим, ближе к подростковому возрасту этот тип отношений детей с окружающими, отраженный в их рисунках, постепенно уходит на вторые роли. Возможно это связано с возрастающей самостоятельностью детей, активным формированием умственных процессов, абстрактного, отвлеченного мышления. Похоже, что в этом возрасте дети больше ориентируются на то, что видят и сами познают, чем то, что им говорят.
   
Анализ содержания рисунков.
Содержание рисунков анализировалось следующим образом:
1. Исходя из содержания рисунков в целом выделялись категории объектов, которые, в свою очередь делились на параметры:
• Люди – семья, рабочие, спортсмены и т.д.
• Здания завода – трубы, здания, цех
• Другие здания – дома, ДКМ, Алмаз
• Природа – солнце, небо, деревья, цветы, река
• Спорт
• Развлечения
• Рисунки-абстракции
• Другие предметы
2. Подсчитывалось количество объектов разных категорий в каждой группе рисунков.
3. Подсчитывался процент рисунков, содержащих определенные параметры.

Категории объектов 4-5 лет 6-7 лет
8-12 лет
Люди Семья – на 1-ом рис. - 10% от всех рисунков • Рабочие - на 47% рис.
• Спортсмены -17,4%
• Школьницы – 8,7%
• Программист – 4,3 % • Рабочие – 41,4%
• Спортсмены – 7%
• Семья – 3,4%
Здания завода • Трубы – 33%
• Здания – 20% • Трубы – 17,4%
• Здания – 17,4% • Трубы – 44,8%
• Здания – 34,5%
• Цех – 27,6%
Другие здания • ДКМ – 8,7%
• Жилые дома – 8,7% • Дома – 13,8%
• Алмаз – 7%
Природа • Солнце – 50%
• Небо – 20%
• Деревья – 33%
• Цветы – 10%
• Трава – 20%
• Бабочка – 10% • Солнце – 26,1%
• Небо – 34,8%
• Деревья – 26,1 %
• Цветы – 21,7% • Солнце – 1,3%
• Небо – 34,5%
• Деревья – 13,8%
• Река – 13,8%
• Цветы – 13,8%
Спорт • Хоккей – 13% 7%
Развлечения Праздник, салют 34,8% Салют – 3,5%
Рисунки-абстракции 40% 8,7% 7%
Другие предметы • Паровоз – 10%
• Машина – 10%
• Кран – 10% • Ковш с металлом – 13%
• Паровоз, вагоны – 13%
• Машины – 8,7%
• Корабль – 8,7%
• Ракета, НЛО, самолет – 13% • Ковш с металлом – 20,7%
• 7%
• Паровоз – 10,3%
• Подлодка – 7%

После анализ рисунков детей можно сказать что, в целом у детей сформирован положительный образ компании. Компания воспринимается, как  место где работают их родители или знакомые им люди. На многих рисунках дети рассказывают, где трудятся их родители. Например, изображение некоторых цехов предприятия. У детей всех возрастных групп уже имеются общепринятые, общеизвестные представления о  металлургическом производстве. Дети изображают на многих рисунках  ковши с металлом, трубы, процесс производства металла. «Северсталь» для детей это не только предприятие, производящее металл, но это и спорт, и культурно-массовые мероприятия, и социальные объекты. Искрыш - символ пятидесятилетия «Северстали» знаком и любим детьми. В сознании детей «Северсталь» - это перспективная, мощная, успешно развивающаяся «сила», которая несет добро и им и их родителей, находясь рядом с которой можно чувствовать себя в безопасности.
Дети видят, что это предприятие ориентировано на помощь окружающим ее людям. Например, она помогает Российской Армии – это видно из рисунков с и изображением подводной лодки «Северсталь». Она активно участвует в спортивной жизни страны: об этом говорят рисунки с изображением хоккейной команды «Северсталь» и других видов спорта которым оказывается поддержка компании. Оттуда же видно, что хоккей и хоккейная команда «Северсталь» знакома и любима детьми. Это предприятие активно участвует в жизни города, устраивает праздники горожанам - на многих рисунках изображен салют, так любимый детьми всех возрастов.
Можно сказать, что глядя на «Северсталь», ее работников, менеджеров, ее поведение, дети верят в будущее компании – когда человечество будет активно осваивать космос, сырье для производства будет добывается на других планетах. И здесь без «Северстали» явно не обойдется. Дети «знают» о высоком качестве череповецкого металла, ведь даже НЛО  хочет приобрести продукцию компании. Экологическая политика компании приносит свои положительные плоды, ведь дети изображают на многих своих рисунках чистое, голубое небо, зеленую траву, деревья, голубую речку, красивые цветы.
В целом можно сказать, что имидж «Северстали» в глазах детей, сформированный их родителями, знакомыми, СМИ, педагогами очень высок и это очень серьезная основа для формирования будущих взаимопродуктивных отношений наших череповецких детей с крупнейшим городским предприятием.

Юлия Васюкова, Игорь Васюков, Игорь Столыпин