Лидеры и лидерство глазами грандов психологии

Васюков Игорь
Взгляд на лидера и лидерство сквозь призму психологических теорий личности


    В современной психологии выделяют семь основных подходов к изучению личности. Каждый из подходов имеет свою теорию, свои представления о свойствах и структуре личности, свои методы их  измерения. Поэтому взгляды на личность не могут быть однозначно определены. Исследователи теоретических подходов к изучению этого феномена считают, что можно лишь предположить следующее схематическое определение: личность – это многомерная и многоуровневая система психологических характеристик, которые обеспечивают индивидуальное своеобразие, временную и ситуативную устойчивость поведения человека.
  Теория личности – это совокупность гипотез, или предположений о природе и механизмах развития личности. Теория личности пытается не только объяснить, но и предсказать поведение человека (Хьелл А., Зиглер Д., 1997). Основные вопросы, на которые должна ответить теория личности, по мнению этих авторов, заключаются в следующем:
1. Каков характер главных источников развития личности – врожденный или приобретенный?
2. Какой возрастной  период наиболее важен для формирования личности?
3. Какие процессы являются доминирующими в структуре личности – сознательные (рациональные) или бессознательные (иррациональные)?
4. Обладает ли личность свободой воли, и в какой степени человек осуществляет контроль над своим поведением?
5. Является ли личный (внутренний) мир человека субъективным, или внутренний мир объективен и может быть выявлен с помощью объективных методов?
  В науке о личности сложилось семь довольно устойчивых представлений, или теорий личности о личности. Выделяют психодинамическую, аналитическую, гуманистическую, когнитивную, поведенческую, деятельностную и диспозициональную теорию личности. Каждая теория позволяет построить одну или несколько структурных моделей личности.
  Цель нашей работой – рассмотреть каждый из этих подходов и ответить на вопрос: «Каким образом тот или иной подход рассматривает феномены  возникновения лидера и лидерства?»

Психодинамический подход

  Основоположником психодинамического подхода, как известно, является австрийский ученый З.Фрейд.
  По мнению Фрейда, главным источником развития личности являются врожденные биологические факторы (инстинкты), а точнее общая биологическая энергия – либидо. Эта энергия направлена, во-первых, на продолжение рода (сексуальное влечение) и, во-вторых, на разрушение (агрессивное влечение) (Фрейд З., 1989). Личность формируется в течение первых шести лет жизни. Доминирует в структуре личности бессознательное. Сексуальные и агрессивные влечения, составляющие основную часть либидо, человеком не осознаются.
  Фрейд утверждал, что личность не обладает никакой свободой воли. Поведение человека полностью детерминировано его сексуальными и агрессивными мотивами, которые он называл ид (оно). Что касается внутреннего мира личности, то в рамках данного подхода он полностью субъективен. Человек находится в плену собственного внутреннего мира, истинное содержание мотива скрыто за «фасадом» поведения.  И только описки, обмолвки, сновидения, а также специальные методы могут дать более или менее точную информацию о личности человека.
  Основные психологические свойства отдельных «элементов» личности часто называют чертами характера. Эти свойства формируются у человека в раннем детстве.
  На первой, так называемой «оральной» фазе развития (от рождения до 1,5 лет) резкий и грубый отказ матери кормить ребенка грудью формирует у ребенка такие психологические свойства, как недоверие, сверхнезависимость и сверхактивность, и наоборот, длительное кормление (более 1,5 лет) может привести к формированию доверчивой, пассивной и зависимой личности. На второй (от 1,5 лет до 3), «анальной», фазе грубое наказание ребенка в процессе обучения туалетным навыкам порождает «анальные» свойства характера – жадность, чистоплотность, пунктуальность. Попустительское отношение родителей к обучению ребенка туалетным навыкам может привести к формированию непунктуальной, щедрой и даже творческой личности.
  На третьем, «фаллическом», самом важном этапе развития ребенка (от 3 до 6 лет), происходит формирование «комплекса Эдипа» у мальчиков и «комплекса Электры» у девочек. Комплекс Эдипа выражается в том, что мальчик ненавидит своего отца за то, что тот прерывает его первые эротические влечения к противоположному  полу (к матери). Отсюда – агрессивный характер, незаконопослушное поведение, связанное с неприятием семейных и социальных ценностей нормативов, которые символизирует отец. Комплекс Электры (тяга к отцу и неприятие матери) формирует у девочек отчуждение в отношениях между дочерью и матерью.
  Фрейд выделяет три основных блока, или инстанции личности:
1) ид («оно») – главная структура личности, состоящая из совокупности бессознательных (сексуальных и агрессивных) побуждений; ид  функционирует в соответствии с принципом удовольствия;
2) эго («я») – совокупность преимущественно осознаваемых человеком познавательных и исполнительных функций психики, представляющих, в широком смысле, все наши знания о реальном мире; эго – это структура, которая призвана обслуживать ид, функционирует в соответствии с принципом реальности и регулирует процесс взаимодействия между ид и суперэго и выступает ареной непрекращающейся борьбы между ними;
3) суперэго («сверх-я») – структура, содержащая социальные нормы, установки, моральные  ценности того общества, в котором живет человек.
  Ид, эго и суперэго находятся в постоянной борьбе из-за ограниченного объема либидо. Сильные конфликты могут привести человека к психологическим проблемам, заболеваниям. Для снятия напряженности этих конфликтов личность вырабатывает специальные «защитные механизмы», которые функционируют бессознательно и скрывают истинное содержание мотивов поведения. Защитные механизмы являются целостными свойствами личности. К ним следует отнести: вытеснение (перевод в подсознание мыслей и чувств, причиняющих страдание); проекция (процесс, посредством которого личность приписывает собственные неприемлемые мысли и чувства другим людям, возлагая таким образом  на них вину за свои недостатки и промахи); замещение (переадресовка агрессии от более угрожающего объекта к менее угрожающему); реактивное образование (подавление неприемлемых побуждений и замена их в поведении на противоположные побуждения); сублимация (замена неприемлемых сексуальных или агрессивных побуждений на социально приемлемые формы поведения в целях адаптации). У каждого человека есть свой набор защитных механизмов, сформированных в детстве.
  Таким образом, в рамках психодинамической теории личность есть система сексуальных и агрессивных мотивов, с одной стороны, и защитных механизмов – с другой, а структура личности представляет собой индивидуально различное соотношение отдельных свойств, отдельных блоков (инстанций) и защитных механизмов.
  На вопрос о происхождении феномена лидера и лидерства можно ответить следующим образом: эти феномены возникают из врожденного неудовлетворенного сексуального и/или агрессивного влечения ребенка, формируются и закрепляются в зависимости от характера протекания той или иной фазы развития личности («оральной», «анальной» или «фаллической») и разрешения основных конфликтов на каждой из этих фаз, определяются особенностями соотношений «ид», «эго» и «суперэго» в структуре личности на том или ином этапе жизни человека, обеспечиваются теми или иными защитными механизмами, снимающими излишнее внутреннее напряжение личности и преобразующими ее поведение в социально приемлемое.
  Например, если основной конфликт первой «оральной» и второй «анальной» фаз развития не разрешился и привел в формированию грубой, недоверчивой, сверхнезависимой, сверхактивной личности, отличающейся жадностью, склонностью к накоплениям и пунктуальностью, но на третьей «фаллической» фазе успешно идентифицировавшей себя с ролью отца (или матери), то мы, скорее всего, будем иметь дело с личностью лидера, воплощающей в себе основные нормы и ценности того или иного социума, склонного к построению своеобразных «империй» вокруг себя, накоплению материальных  и иных богатств, активно использующего ресурсы своего окружения, но при этом не доверяющей до конца ни одному из своих сторонников, всегда ждущей подвоха, измены, предательства и т.д.
  И, наоборот, если успешно разрешились конфликты двух первых фаз, но ребенок так и не идентифицировал себя с ролью близкого по полу родителя, в лидерском поведении этой личности можно ждать неожиданных творческих взлетов, щедрости, филигранной командной игры, но при этом выражаемой в резкой нонконформистской направленности. Это сокрушитель навязываемых ценностей, норм,  стереотипов, своеобразный лидер – бунтарь, революционер.

Аналитический подход

  Известно, что многие представители аналитического подхода были учениками Фрейда. Поэтому очень многое в их представлениях о личности идет от знаменитого австрийского ученого. Однако, аналитическая психология – это качественно иной подход, основанный на ряде новых теоретических положений. Наиболее ярким представителем этого подхода был швейцарский исследователь К. Юнг.
  Главным источником развития личности Юнг считал врожденные психологические факторы. Человек получает по наследству от родителей готовые первичные идеи – «архетипы». Некоторые из них универсальны, например  идеи Бога, добра и зла. Они присущи, наверное, всем народам. Но есть архетипы культурно- и индивидуально-специфические. Юнг предполагал, что архетипы отражаются в сновидениях, фантазиях и нередко встречаются в виде символов, используемых в искусстве, литературе, архитектуре и религии (Юнг К.,1994). Смысл жизни каждого человека наполнить врожденные архетипы конкретным содержанием.
  По мнению Юнга, личность формируется в течение всей жизни. В структуре личности доминирует бессознательное, основная часть которого составляет «коллективное бессознательное» - совокупность всех врожденных архетипов. Свобода воли ограничена. Поведение человека фактически подчинено врожденным архетипам, или коллективному бессознательному. Внутренний мир человека, в рамках данной теории, полностью субъективен. Раскрыть свой мир личность способна только через свои сновидения и отношения к символам культуры и искусства. Истинное содержание личности скрыто от постороннего наблюдателя.
  Основными элементами личности являются психологические свойства отдельных реализованных архетипов данного человека. Эти свойства также часто называют чертами характера (Юнг К., 1994). Например, свойства архетипа «персона» (маска) – это все наши психологические характеристики, роли, которые мы выставляем напоказ; свойства архетипа «тень» - это наши истинные психологические чувства, которые мы прячем от людей; свойства архетипа «анимус» (дух) – быть мужественным, твердым, смелым; защищать, охранять, охотиться и т.д.; свойства архетипа «анима» (душа) – нежность, мягкость, заботливость.
  В аналитической модели выделяют три основных концептуальных блока, или сферы личности:
1. Коллективное бессознательное – основная структура личности, в которой сосредоточен весь культурно – исторический опыт человечества, представленный в психике человека в виде унаследованных архетипов.
2. Индивидуальное бессознательное – совокупность «комплексов», или эмоционально заряженных мыслей и чувств, вытесненных из сознания. Примером комплекса может служить «комплекс власти», когда человек всю свою психическую энергию тратит на деятельность, прямо или косвенно связанную со стремлением к власти, не осознавая этого.
3. Индивидуальное сознательное – структура, служащая основой самосознания и включающая те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы осознаем себя, регулируем свою сознательную деятельность.
  Целостность личности достигается за счет действия архетипа «самость». Главная цель этого архетипа – «индивидуация» человека, или выход из коллективного бессознательного. Это достигается благодаря тому, что «самость» организует, координирует, интегрирует все структуры психики человека в единое целое и создает уникальность, неповторимость жизни каждого отдельного человека. У самости существует два способа, две установки такой интеграции:
- экстраверсия – установка, заключающаяся в том, чтобы наполнить врожденные архетипы внешней информацией (ориентация на объект);
- интроверсия – ориентация на внутренний мир, на собственные переживания (на субъект).
  В  каждом человеке одновременно существует и экстраверт, и интроверт. Однако степень их выраженности может быть совершенно различной.
  Кроме того, Юнг выделял четыре подтипа переработки информации: мыслительный, чувственный, ощущающий и интуитивный, доминирование одного из которых придает своеобразие экстравертированной или интровертированной установке человека. Таким образом, в типологии Юнга можно выделить восемь подтипов личности:
1. Экстраверт – мыслительный – сфокусирован на изучении внешнего мира, практичен, заинтересован в получении фактов, логичен, хороший ученый.
2. Интроверт – мыслительный – заинтересован в понимании собственных идей, рассудителен, бьется над философскими проблемами, ищет смысл собственной жизни, держится на расстоянии от людей.
  Согласно аналитической теории, личность – это совокупность врожденных и реализованных архетипов, а структура личности определяется как индивидуальное своеобразие соотношения отдельных свойств архетипов, отдельных блоков бессознательного и сознательного, а также экстравертированной или интровертированной установок личности.
  Теперь надо дать ответ на вопрос: «Откуда берутся такие феномены как лидер и лидерство?». На этот вопрос аналитическая психология личности ответила  бы следующим образом:  они получили по наследству готовые соответствующие архетипы лидерства (воин, борец, революционер, властитель, вожак и т.п.), приобрели в социальной жизни комплекс эмоционально заряженных мыслей и чувств, на уровне бессознательного подчинивший всю их психическую энергию достижению позиции лидера, социальная среда наполнила эти архетипы соответствующим содержанием, а индивидуальное сознание обеспечило их дальнейшую реализацию. При этом лидер – экстраверт скорее практичен, ориентирован на лидерство в социальной жизни. В свою очередь, лидер – интроверт, скорее склонен к внутреннему «парению», его интересует лидерство в плане развития идей, смыслов. Это, вероятнее всего, тип ученого – теоретика, религиозного мыслителя, склонного создавать свои научные школы мыли и религиозные учения и культы.

Гуманистический подход

  В гуманистической теории личности выделяются два основных направления. Первое, «клиническое», ориентированное преимущественно на клинику, представлено во взглядах американского психолога К. Роджерса. Основоположником второго, «мотивационного», направления является американский исследователь А. Маслоу.
  Главным источником развития личности представители гуманистической психологии считают врожденные тенденции к самоактуализации. Развитие личности есть развертывание этих врожденных тенденций. Согласно К. Роджерсу, в психике человека существуют две врожденные тенденции. Первая, названная им «самоактуализирующейся тенденцией», содержит изначально в свернутом виде будущие свойства личности. Вторая – «организмический отслеживающий процесс» - представляет собой механизм контроля за развитием личности. На основе этих тенденций у человека в процессе развития возникает особая личностная структура «Я», которая включает «идеальное Я» и реальное Я». Эти подструктуры структуры «Я» находятся в сложных отношениях – от полной гармонии (конгруэнтности) до полной дисгармонии (Роджерс К., 1994).
  Цель жизни, согласно К. Роджерсу, - реализовать весь свой врожденный потенциал, быть «полностью функционирующей личностью», т.е. человеком, который использует все свои способности и таланты, реализуя свой потенциал и движется к полному познанию себя, своих переживаний, следуя своей истинной природе.
  А. Маслоу выделил два типа потребностей, лежащих в основе развития личности: «дефицитарные», которые прекращаются после их удовлетворения, и «ростовые», которые, напортив, только усиливаются после их реализации. Всего, по Маслоу, существует пять уровней мотивации:
1) физиологический (потребности в еде);
2) потребности в безопасности (потребность в квартире, работе);
3) потребности в принадлежности, отражающие потребности одного человека в другом человеке, например, в создании семьи;
4) уровень самооценки (потребности в самоуважении, компетенции, достоинстве);
5) потребность в самоактуализации (метапотребность в творчестве, красоте, целостности и т.п.)
  Потребности первых двух уровней относятся к дефицитарным, третий уровень потребностей считается промежуточным, на четвертом и пятом уровнях находятся ростовые потребности.
  Маслоу сформулировал закон поступательного развития мотивации, согласно которому мотивация человека развивается поступательно: движение на более высокий уровень происходит в том случае, если удовлетворены (в основном) потребности низшего уровня. Другими словами, если человек голоден и у него нет крыши над головой, то ему будет трудно создать семью и тем более испытывать уважение к себе или заниматься творчеством.
  Наиболее важными для человека являются потребности в самоактуализации. Самоактуализация – не конечное состояние совершенства человека. Ни один человек не становится  настолько самоактуализированным, чтобы отбросить все мотивы. У каждого человека всегда остаются таланты для дальнейшего развития. Человек, достигший пятого уровня, называется «психологически здоровой личностью» (Маслоу А., 1999).
  По мнению гуманистов, решающего возрастного периода не существует, личность формируется и развивается в течение всей жизни. Однако ранние периоды жизни (детство и юношество) играют особую роль в развитии личности. В личности доминируют рациональные процессы, где бессознательное возникает лишь временно, когда по тем или иным причинам блокируется процесс самоактуализации. Гуманисты считают, что личность обладает полной свободой воли. Человек осознает себя, осознает свои поступки, строит планы, ищет смыслы жизни. Человек – творец собственной личности, творец своего счастья.
  Внутренний мир человека, его мысли, чувства и эмоции для гуманистов не есть прямое отражение действительности. Каждый человек интерпретирует реальность в соответствии со своим субъективным восприятием. Внутренний мир человека в полной мере доступен только ему самому. Основу действий человека составляют субъективное восприятие и субъективные переживания. Только субъективный опыт является ключом к пониманию поведения конкретного человека.
  В гуманистической модели личности основными концептуальными «единицами» выступают:
1) «реальное Я» - совокупность мыслей, чувств и переживаний «здесь и сейчас» (Роджерс К., 1994);
2) «идеальное Я» - совокупность мыслей, чувств и переживаний, которые человек хотел бы иметь для реализации своего личностного потенциала.
3) потребности в самоактуализации – врожденные потребности, определяющие рост и развитие личности (Маслоу, 1997).
  Хотя «реальное Я» и «идеальное Я» являются довольно размытыми понятиями, тем не менее, существует способ измерения их конгруэнтности (совпадения). Высокий показатель конгруэнтности свидетельствует об относительной гармонии «реального Я» и «идеального Я» (о высокой самооценке). При низких же значениях конгруэнтности (низкой самооценке) отмечается высокий уровень тревожности, признак депрессии.
  При рождении обе подструктуры «Я» полностью конгруэнтны, и поэтому человек изначально добр и счастлив. Впоследствие, благодаря взаимодействию с окружающей средой, расхождения между «реальным Я» и «идеальным Я» могут приводить к искаженному восприятию реальности. – субцепции, по  терминологии К. Роджерса. При сильных и длительных расхождениях между «реальным Я» и «идеальным Я» могут возникать психологические проблемы.
  Человек с высокой самооценкой, после какого-либо провала, пытается во чтобы то ни стало компенсировать  неудачу. Человек с пониженной самооценкой после неудачи, как правило, от дальнейших попыток исправить ситуацию отказывается.
  В качестве блоков личности в этой теории выступают пять уровней потребностей человека по А. Маслоу. Целостность личности достигается в том случае, когда конгруэнтность между «реальным Я» и «идеальным Я» приближается к единице. Целостность личности – основное качество «полностью функционирующей личности». Смысл воспитания и коррекции личности состоит в развитии целостной личности.
  Целостная личность, во-первых, стремится к установлению хорошего психологического контакта со своими друзьями и близкими, к раскрытию им своих скрытых эмоций и тайн; во-вторых, четко знает, кто она есть на самом деле («реальное Я») и кем бы она хотела быть («идеальное Я»); в-третьих, максимально открыта  к новому опыту и принимает жизнь такой, как она есть «здесь и сейчас»; в-четвертых, практикует безусловное позитивное отношение ко всем людям; в-пятых, тренирует в себе эмпатию к другим людям, т.е. пытается понять внутренний мир другого человека и смотреть на другого человека его глазами.
  Целостную личность характеризуют:
1) эффективное восприятие реальности;
2) спонтанность, простота и естественность поведения;
3) ориентация на решение проблемы, на дело;
4) постоянная «детскость» восприятия;
5) частые переживания «пиковых» чувств, экстаза;
6) искреннее желание помочь всему человечеству;
7) глубокие межличностные отношения;
8) высокие моральные стандарты.
  Таким образом, в рамках гуманистического подхода, личность – это внутренний мир человеческого «Я» как результата самоактуализации, а структура личности – это индивидуальное соотношение «реального Я» и «идеального Я», а также индивидуальный уровень потребностей в самоактуализации.
  Что такое лидер и лидерство в гуманистическом подходе? Лидер – это тот, кто обладает максимальными потребностями в самоактуализации, тот, «организмические» потребности которого в целом удовлетворены, тот, чье «реальное Я» не расходиться с «идеальным Я» и в силу этого обладает высокой самооценкой, целостностью.  Проще говоря, лидерство заложено в природе любого человека, естественно для него и  возможно на любом этапе его жизни, после того как низшие потребности будут удовлетворены и человек сможет сосредоточиться  на важнейших смысла своей собственной жизни.

Когнитивный подход

 Когнитивная теория личности близка к гуманистической, однако в ней имеется ряд существенных отличий. Основоположником этого подхода является американский психолог Дж. Келли (1905-1967). По его мнению, единственное, что человек хочет знать в жизни – это то, что с ним произошло, и что с ним произойдет в будущем.
  Главным источником развития личности, согласно Келли, является среда, социальное окружение. Когнитивная теория личности подчеркивает влияние интеллектуальных процессов на поведение человека. В этой теории любой человек сравнивается с ученым, проверяющим гипотезы о природе вещей и делающим прогноз будущих событий. Любое событие открыто для многократного интерпретирования. Главным понятием в этом направлении является «конструкт». Это понятие включает в себя особенности всех известных познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления и речи). Благодаря конструктам, человек не только познает мир, но и устанавливает межличностные отношения. Конструкты, которые лежат в основе этих отношений, называются личностными конструктами (Франселла Ф., Баннистер Д., 1987). Конструкт – это своеобразный классификатор – шаблон нашего восприятия других людей и себя.
  Келли открыл и описал главные механизмы функционирования личностных конструктов, а также сформулировал основополагающий постулат и 11 следствий. Постулат утверждает, что личностные процессы психологически канализированы таким образом, чтобы обеспечить человеку максимальное предсказание событий. Все остальные следствия уточняют этот основной постулат.
  С точки зрения Келли, каждый из нас строит и проверяет гипотезы, одним словом, решает проблему, является ли данный человек спортивным или неспортивным, музыкальным или немузыкальным, интеллигентным или неинтеллигентным и т.д., пользуясь соответствующими конструктами (классификаторами). Каждый конструкт имеет «дихотомию» (два полюса): «спортивный - неспортивный», «музыкальный - немузыкальный» и т.д. Человек выбирает произвольно тот полюс дихотомического конструкта, тот исход, который лучше описывает событие, т.е. обладает лучшей прогностической ценностью. Одни конструкты пригодны для описания лишь узкого круга событий, в то время как другие обладают широким диапазоном применимости. Например, конструкт «умный – глупый», вряд ли годится для описания погоды, а вот конструкт «хороший - плохой» пригоден фактически на все случаи жизни.
  Люди отличаются не только количеством конструктов, но и их местоположением. Те конструкты, которые актуализируются в сознании быстрее, называются суперординатными, а которые медленнее – субординатными. Дружба, любовь и вообще нормальные взаимоотношения между людьми возможны только тогда, когда люди имеют сходные конструкты. Действительно, трудно представить себе ситуацию, чтобы успешно общались два человека, у одного из которых доминирует конструкт «порядочный – непорядочный», а у другого такого конструкта нет вообще.
  Конструктная система не является статическим образованием, а находится в постоянном изменении под влиянием опыта, т.е. личность формируется и развивается в течение всей жизни. В личности доминирует преимущественно «сознательное». Бессознательное может относится только к отдаленным (субординатным) конструктам, которыми при интерпретации воспринимаемых событий человек пользуется редко.
  Келли полагал, что личность обладает ограниченной свободой воли. Конструктивная система, сложившаяся у человека в течение жизни, содержит в себе известные ограничения. Однако он не считал, что жизнь человека полностью детерминирована. В любой ситуации человек способен сконструировать альтернативные предсказания. Внешний мир – не злой и не добрый, а такой, каким мы его конструируем в своей голове. В конечном итоге, по мнению когнитивистов, судьба человека находится в его руках. Внутренний мир человека субъективен и является, по мнению когнитивистов, его собственным порождением. Каждый человек воспринимает и интерпретирует внешнюю реальность через собственный внутренний мир.
  Основным концептуальным элементом является личностный «конструкт». У каждого человека имеется своя собственная система личностных конструктов, которая делится на два уровня (блока):
1. Блок «ядерных» конструктов – это примерно 50 основных конструктов, которые находятся на вершине конструктной системы, т.е. в постоянном фокусе оперативного сознания. Этими конструктами человек пользуется наиболее часто при взаимодействии с другими людьми.
2. Блок периферических конструктов – это все остальные конструкты. Количество этих конструктов сугубо индивидуально и может варьировать от сотен до нескольких тысяч.
  Целостные свойства личности выступают как результат совместного функционирования обоих блоков, всех конструктов. Выделяют два типа целостной личности: когнитивно сложная личность (личность, у которой имеется большое количество конструктов) и когнитивно простая личность (личность с небольшим набором конструктов).
  Когнитивно сложная личность, по сравнению с когнитивно простой, отличается следующими характеристиками:
1) имеет лучшее психическое здоровье;
2) лучше справляется со стрессом;
3) имеет более высокий уровень самооценки;
4) более адаптивна к новым ситуациям.
   Для оценки личностных конструктов (их качества и количества) существуют специальные методы. Наиболее известный из них тест «репертуарных решеток». Испытуемый сравнивает одновременно между собой  триады (список и последовательность триад составляют заранее из людей, играющих важную роль в прошлой или настоящей жизни данного испытуемого) с целью выявления таких психологических характеристик, которые есть у двух из сравниваемых трех людей, но отсутствию у третьего человека.
  Согласно когнитивной теории, личность – это система организованных личностных конструктов, в которых перерабатывается (воспринимается и интерпретируется) личный опыт человека. Структура личности в рамках данного подхода рассматривается как индивидуально своеобразная иерархия конструктов.
  Как когнитивный подход рассматривает феномен лидера и лидерства?  Лидеры – это люди с особой конструктивной системой личности. Они иначе, чем «нормальные» лица воспринимают и интерпретируют мир, они, вероятно, когнитивно более сложны, чем окружающие, они  лучше запоминают события, связанные с лидерским поведением, их конструкты лучше объясняют, предсказывают мир и выглядят убедительно для идущих за ними людьми.

Поведенческий подход

  Поведенческая теория личности имеет еще и другое название – «наученческая», поскольку главный тезис данной теории гласит: наша личность является продуктом научения.
  Существуют два направления в поведенческой теории личности – рефлекторное и социальное. Рефлекторное направление представлено работами известных американских бихевиористов Дж. Уотсона и Б. Скиннера. Основоположниками социального направления являются американские исследователи А. Бандура и Дж. Роттер.
  Главным источником развития личности, согласно обоим направлениям, является среда в самом широком смысле этого слова. В личности нет ничего от генетического или психологического исследования. Личность является продуктом научения, а ее свойства – это обобщенные поведенческие рефлексы и социальные навыки. С точки зрения бихевиористов, можно по заказу сформировать любой тип личности – труженика или бандита, поэта или торговца. Например, Уотсон не делал никаких различий между выработкой эмоциональных реакций у человека и слюноотделительного рефлекса у собаки, полагая, что все эмоциональные свойства личности (страх, тревога, радость, гнев и т.д.) являются результатом выработки классических условных рефлексов. Скиннер утверждал, что личность – это совокупность социальных навыков, сформировавшихся в результате оперантного  научения. Оперантом Скиннер называл любое изменение среды в результате какого-то моторного акта. Человек стремится совершить те операнты, после которых следует подкрепление, и избегает тех, за которыми следует наказание.  Таким образом, в результате определенной системы подкреплений и наказаний человек приобретает новые социальные навыки и, соответственно, новые свойства личности – доброту или честность, агрессивность или альтруизм (Годфруа Ж., 1992; Скиннер Б.Ф., 1978).
  По мнению представителей второго направления, важную роль в развитии личности играют не столько внешние, сколько внутренние факторы, например ожидание, цель, значимость и т.д. Бандура назвал поведение человека, детерминированного внутренними факторами, саморегуляцией. Основная задача саморегуляции – обеспечивать самоэффективность, т.е. совершать только те формы поведения, которые человек может реализовать, опираясь на внутренние факторы в каждый данный момент. Внутренние факторы действуют по своим внутренним законам, хотя и возникли из прошлого опыта в результате научения через подражания (Хьелл А., Зиглер Д., 1997). Роттер является еще большим когнитивистом, чем Бандура. Для объяснения поведения человека он вводит специальное понятие «поведенчский потенциал», которое означает меру вероятности того, какое поведение будет совершать человек в данной ситуации. Потенциал поведения складывается из двух компонентов: субъективной значимости подкрепления данного поведения (насколько предстоящее подкрепление ценно, значимо для человека) и доступности данного подкрепления (насколько предстоящее подкрепление в данной ситуации может быть реализовано).
  Бихевиористы считают, что личность формируется и развивается в течение всей жизни по мере социализации, воспитания и научения. Однако ранние годы жизни человека они рассматривают как наиболее важные. Основа любых знаний, способностей, в том числе творческих и духовных, по их мнению, закладывается в детстве.  В личности рациональные и иррациональные процессы представлены в равной мере. Их противопоставление не имеет смысла. Все зависит от типа и сложности поведения. В одних случаях человек может четко осознавать свои поступки и поведение, в других – нет.
  Согласно поведенческой теории, человек практически полностью лишен свободы воли. Наше поведение детерминировано внешними обстоятельствами. Мы часто ведем себя как марионетки и не осознаем последствий своего поведения, поскольку выученные нами социальные навыки и рефлексы от длительного употребления уже давно автоматизированы. Внутренний мир человека объективен. В нем все от среды. Личность полностью объективируется в поведенческих проявлениях. Никакого «фасада» нет. Наше поведение и есть личность. Поведенческие признаки личности поддаются операционализации и объективному измерению.
  В качестве элементов личности в бихевиористской теории личности выступают рефлексы или социальные навыки. Постулируется, что список социальных навыков (т.е. свойств, характеристик, черт личности), присущих конкретному человеку, определяется его социальным опытом (научением). Свойства личности и требования социального окружения человека совпадают. Если вы воспитывались в доброй, спокойной семье и вас поощряли за доброту и спокойствие, то вы будете иметь свойства доброго и спокойного человека.
  Важно подчеркнуть, что проблема подкрепления у бихевиористов не сводится только к пище. Представители этого направления утверждают, что для человека существует своя экологически валидная иерархия подкреплений. Для ребенка наиболее мощным, после пищевого, подкреплением является активностное подкрепление (посмотреть телевизор, видео), затем – манипулятивное (поиграть, порисовать), далее – поссесиальное (от англ.possess – владеть) подкрепление (посидеть на папином стуле, надеть мамину юбку) и, наконец – социальное подкрепление (похвалить, обнять, ободрить и т.д.).
  Если в рамках рефлекторного направления поведенческой теории фактически отрицается существование определенных блоков личности, то представители социально - наученческого направления считают выделение таких блоков вполне возможным.
  В поведенческой модели выделяют три основных концептуальных блока личности. Основной блок – самоэффективность, которая является своего рода когнитивным конструктом «могу-не могу». А. Бандура определял эту структуру как веру, убеждение или ожидание получения будущего подкрепления. Этот блок детерминирует успешность совершения определенного поведения, или успешность усвоения новых социальных навыков. Если человек принимает решение: «Могу», - то он приступает к выполнению определенного действия, если же человек выносит вердикт: «Не могу» - то он оказывается от выполнения данного действия или от его усвоения.
  По мнению Бандуры, существуют четыре условия, которые определяют формирование у человека уверенности в том, что он может и чего он не может сделать:
1) прошлый опыт (знания, навыки); например, если раньше мог, то и сейчас, по-видимому, смогу;
2) самоинструкция; например «Я смогу это сделать!»;
3) повышенное эмоциональное состояние (алкоголь, музыка, любовь);
4) (самое главное условие) наблюдение, моделирование, подражание поведению других людей (наблюдение за реальной жизнью, просмотр кинофильмов, чтение книг и т.д.); например, «Если другие могут, то и я смогу!»
  Дж. Роттер выделяет два основных  внутренних блока личности – субъективную значимость (структура, оценивающая предстоящее подкрепление) и доступность (структура, связанная с ожиданием получения подкрепления на основе прошлого опыта). Эти блоки не функционируют самостоятельно, а образуют более общий блок, называемый поведенческим потенциалом, или блоком когнитивной мотивации (Хьелл А., Зиглер Д., 1997).
  Целостные свойства личности проявляются в единстве действия блоков субъективной значимости и доступности. Люди, которые не видят связи (или видят слабую связь) между своим поведением (своими усилиями, своими действиями) и их результатами (подкреплениями), по мнению Роттера, имеют внешний, или экстернальный  «локус контроля». «Экстерналы» - это люди, которые не управляют ситуацией и надеются в своей жизни на авось. Люди, которые видят четкую связь между своим поведением (своими усилиями, своими действиями) и результатами своего поведения, имеют внутренний, или интернальный «локус контроля». «Интерналы» - это люди, которые управляют ситуацией, контролируют ее, она им доступна.
  Таким образом, в рамках данного подхода, личность – это система социальных навыков и условных рефлексов, с одной стороны, и система внутренних факторов: самоэффективности, субъективной значимости и доступности, - с другой. Согласно поведенческой теории личности, структура личности – это сложно организованная иерархия рефлексов или социальных навыков, в которой ведущую роль играют внутренние блоки самоэффективности, субъективной значимости и доступности.
  Теперь вернемся к вопросу о лидере и лидерстве.  В рамках данной теории эти феномены можно объяснить следующим образом: лидерами люди становятся и проявляют лидерское поведение потому, что в процессе воспитания и социализации этих людей поощряли за лидерское поведение, их окружение состояло из лидеров, активно демонстрировавших эффективные образцы лидерского поведения, эти люди верили, что их лидерское поведение будет подкреплено и само по себе лидерство и лидерское поведение для них являлось субъективно значимым и доступным.

Деятельностный подход

  Эта теория получила наибольшее распространение в отечественной психологии. Среди исследователей, внесших наибольший вклад в ее развитие, следует назвать, прежде всего, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, К.А. Абульханову-Славскую и А.В. Брушлинского. Данная теория имеет ряд общих черт с поведенческой теорией. Личности, особенно с ее социально-наученческим направлением, а также с гуманистической и когнитивными теориями.
  В этом подходе отрицается биологическое и, тем более, психологическое наследование личностных свойств. Главным источником развития личности, согласно этой теории, является деятельность. Деятельность понимается как сложная динамическая система взаимодействия субъекта (активного человека) с миром (с обществом), в процессе которых и формируются свойства личности (Леонтьев А.Н., 1975). Сформированная личность (внутреннее) в дальнейшем становится опоредствующим звеном, через которое внешнее оказывает влияние на человека (Рубинштейн С.Л., 1997).
  Принципиальное отличие деятельностной теории от поведенческой заключается в том, что средством научения здесь выступает не рефлекс, а особый механизм интериоризации, благодаря которому происходит усвоение общественно-исторического опыта. Основными характеристиками деятельности являются предметность и субъектность. Специфика предметности состоит в том, что объекты внешнего мира воздействуют на субъект не непосредственно, а лишь будучи преобразованными в процессе своей деятельности.
  Предметность – это характеристика, которая присуща только человеческой деятельности и проявляется, прежде всего, в понятиях языка, социальных ролях, ценностях. В отличие от А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейн и его последователи подчеркивают, что деятельность личности (и сама личность) понимается не как особая разновидность психической активности, а как реальная, самостоятельная деятельность конкретного человека (Абульханова-Славская К.А., 1980; Брушлинский А.В.., 1994).
  Субъектность означает, что человек сам является носителем своей активности, собственным источником преобразования внешнего мира, действительности. Субъектность выражается в намерениях, потребностях, мотивах, установках, отношениях, целях, определяющих направленность и избирательность деятельности, в личностном смысле, т.е. значении деятельности для самого человека.
  Представители деятельностного подхода считают, что личность формируется и развивается в течение всей жизни в той мере, в какой человек продолжает играть социальную роль, быть включенным в социальную деятельность. Человек не является пассивным наблюдателем, он – активный участник социальных преобразований, активный субъект воспитания и обучения. Детство и юношеские годы, тем не менее, рассматриваются в этой теории как наиболее важные для формирования личности. Представители данной теории верят в позитивные изменения личности человека по мере социального прогресса.
 По мнению представителей данного подхода, в личности основное место занимает сознание, причем структуры сознания не даны человеку изначально, а формируются в раннем детстве в процессе общения и деятельности. Бессознательное имеет место только в случае автоматизированных операций. Сознание личности полностью зависит от общественного бытия, ее деятельности, от общественных отношений и конкретных условий, в которые она включена. Человек обладает свободой воли лишь в той мере, в какой это позволяют социально усвоенные свойства сознания, например, рефлексия, внутренний диалог. Свобода – это осознанная необходимость. Внутренний мир человека и субъективен, и объективен одновременно. Все зависит от уровня включения субъекта в конкретную деятельность. Отдельные аспекты и свойства личности могут быть объективизированы в поведенческих направлениях и поддаются операционализации и объективному измерению.
  В рамках деятельностного подхода в качестве элементов личности выступают отдельные свойства, или черты личности; принято считать, что свойства личности образуются в результате деятельности, которая осуществляется всегда в конкретном общественно-историческом  контексте (Леонтьев А.Н., 1975). В этой связи свойства личности рассматриваются как социально (нормативно) детерминированные. Например, настойчивость формируется в таких видах деятельности, где субъект проявляет самостоятельность, независимость. Настойчивый человек действует смело, активно, отстаивает свои права на самостоятельность и требует от окружающих признания этого. Список свойств личности фактически безграничен и задается многообразием видов деятельности, в которые включен человек как субъект (Абульханова-Славская К.А., 1980).
  Количество блоков личности и их содержание в существенной степени зависит от теоретических воззрений авторов. Некоторые авторы, например, Л.И. Божович (1997) выделяют в личности  только центральный блок – мотивационную сферу личности. Другие включают в структуру личности и те свойства, которые обычно рассматриваются в рамках других подходов, например, поведенческого или диспозиционального. К.К. Платонов (1986) включает в структуру личности такие блоки, как знания, навыки, приобретенные в опыте, путем обучения (данная подструктура является типичной для поведенческого подхода), а также блок «темперамент», который рассматривается как один из важнейших блоков личности в рамках диспозиционального подхода.
  В деятельностном подходе наиболее популярной является четырехкомпонентная модель личности, которая в качестве основных структурных блоков включает в себя направленность, способности, характер и самоконтроль.
  Направленность – это система устойчивых предпочтений и мотивов (интересов, идеалов, установок) личности, задающая главные тенденции поведения личности. Человек с ярко выраженной направленностью обладает трудолюбием, целеустремленностью.
  Способности – индивидуально-психологические свойства, которые обеспечивают успешность деятельности. Выделяют общие и специальные (музыкальные, математические и т.д.) способности. Способности между собой взаимосвязаны. Одна из способностей является ведущей, в то время как другие играют вспомогательную роль. Люди отличаются не только по уровню общих способностей, но и по сочетанию специальных способностей. Например, хороший музыкант может быть плохим математиком и наоборот.
  Характер  - совокупность морально-нравственных и волевых свойств человека. К моральным свойствам относятся чуткость или черствость в отношениях к людям, ответственность по отношению к общественным обязанностям, скромность. Морально-нравственные свойства отражают представления личности об основных нормативных действиях человека, закрепленных в привычках, обычаях и традициях. Волевые качества включают решительность, настойчивость, мужество и самообладание, которые обеспечивают определенный стиль поведения и способ решения практических задач. На основании выраженности моральных и волевых свойств человека выделяют следующие разновидности характера: морально-волевой, аморально-волевой, морально-абулический (абулия – отсутствие воли), аморально-абулический.
  Человек, обладающий морально-волевым характером, социально активен, постоянно соблюдает социальные нормы и для их соблюдения прикладывает волевые усилия. Про такого человека говорят, что он решительный, настойчивый, мужественный, честный. Человек с аморально-волевым характером не признает социальных норм, и все свои волевые усилия направляет на удовлетворение своих собственных целей. Люди с морально-абулическим характером признают полезность и важность социальных норм, однако, будучи безвольными, часто, не желая того, в силу обстоятельств совершают антисоциальные поступки. Люди с аморально-абулическим типом характера безразличны к социальным нормам и не предпринимают никаких усилий, чтобы их выполнять.
  Самоконтроль – это совокупность свойств саморегуляции, связанная с осознанием личностью самой себя. Данный блок надстраивается над всеми остальными блоками и осуществляет над ними контроль: усиление или ослабление деятельности, коррекцию действий и поступков, предвосхищение и планирование деятельности и т.д. (Ковалев А.Г., 1965).
  Все блоки личности дйствуют взаимосвязано и образуют системные, целостные свойства. Среди них основное место принадлежит экзистенционально-бытийным свойствам личности. Эти свойства связаны с целостным представлением личности о самой себе (самоотношение), о своем «Я», о смысле бытия, об ответственности, о предназначении в этом мире. Целостные свойства делают личность разумной, целенаправленной. Личность с выраженными экзистенционально-бытийными свойствами является духовно богатой, цельной и мудрой.
  Таким образом, в рамках деятельностного подхода личность – это сознательный субъект, занимающий определенное положение и выполняющий социально полезную общественную роль. Структура личности – это сложно организованная иерархия отдельных свойств, блоков (направленности, способностей, характера, самоконтроля) и системных экзистенционально-бытийных целостных свойств личности.
  Что деятельностный подход может сказать о феноменах лидера и лидерства?  Вероятнее всего, последователи этой теории в данном случае могут ответить следующее:  у людей этого типа в процессе их  разнообразной деятельности (учебная, трудовая, спортивная)  сформировались целенаправленно-осознанные намерения на проявление лидерских качеств и лидерского поведения. Эти намерения оказались адекватны общим и специальным (для определенного вида деятельности) способностям, легли на сформировавшийся морально-волевой характер личности этих людей. В свою очередь сформированные механизмы самоконтроля личности (планирование, предвосхищение, коррекция и т.п.) обеспечили успешность проявлений себя личностью лидера в этом амплуа.

Диспозициональный подход

  Диспозициональная (от англ. – disposition) теория имеет три основных направления: «жесткое», «мягкое» и промежуточное – формально-динамическое.
  Главным источником развития личности, согласно этому подходу, являются факторы генно-средового взаимодействия, причем одни направления подчеркивают преимущественно влияния со стороны генетики, другие – со стороны среды.
  «Жесткое» направление пытается установить строгое соответствие между определенными жесткими биологическими структурами человека: свойствами телосложения, нервной системой или мозгом, с одной стороны, и определенными личностными свойствами – с другой. При этом утверждается, что как сами жесткие биологические структуры, так и связанные с ними личностные образования зависят от общих генетических факторов. Так, немецкий исследователь Э.Кречмер установил связь между телесной конституцией и типом характера, а также между телосложением и склонностью к определенному психическому заболеванию (Кречмер., 1924).
  Например, люди астенического телосложения (худые, с длинными конечностями, впалой грудью) несколько чаще, чем представители других типов телосложения, обладают «шизоидным» характером (замкнуты, необщительны) и заболевают шизофренией. Лица пикнического телосложения (обильное жироотложение, выпуклый живот) несколько чаще, чем другие люди, обладают «циклотомическим» характером (резкие перепады настроения – от возвышенного до печального) и чаще заболевают маниакально-депрессивным психозом.
  Английский исследователь Г. Айзенк предположил, что такая личностная черта как «интроверсия-экстраверсия» (замкнутость-общительность) обусловлена функционированием особой структуры мозга – ретикулярной формации. У интровертов ретикулярная формация обеспечивает более высокий тонус коры, и поэтому они избегают контактов с внешним миром с внешним миром, - им не нужна излишняя сенсорная стимуляция. Экстраверты, наоборот, тянутся к внешней сенсорной стимуляции (к людям, к острой пище и т.п.) потому, что у них пониженный тонус коры, - их ретикулярная формация не обеспечивает корковые структуры мозга необходимым уровнем корковой активации.
  «Мягкое» направление диспозициональной теории личности утверждает, что личностные особенности, безусловно зависят от биологических свойств человеческого организма, однако, от каких именно и насколько – не входит в круг их исследовательских задач.
  Среди исследователей данного направления наиболее известным является Г. Оллпорт – основоположник теории черт. Черта – это предрасположенность человека вести себя сходным образом в различное время и в различных ситуациях. Например, про человека, который постоянно разговорчив и дома, и на работе, можно сказать, что у него выражена такая черта, как общительность. Постоянство черты обусловлено, по мнению Оллпорта, определенным набором психофизиологических характеристик человека.
  Помимо черт Оллпорт выделял у человека особую надличностную структуру – проприум (от лат. – собственно, «я сам»). Понятие «проприум» близко к понятию «Я» гуманистической психологии. В него входят высшие цели, смыслы, моральные установки человека. В развитии проприума основную роль Оллпорт отводил обществу, хотя и считал, что черты могут оказывать косвенное воздействие на формирование тех или иных особенностей проприума. Человека, имеющего развитый проприум, Оллпорт называл зрелой личностью.
  Формально-динамическое направление представлено в основном работами отечественных психологов Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына. Основной отличительной особенностью данного направления является утверждение, что в личности человека существует два уровня, два разных аспекта личностных свойств – формально-динамический и содержательный. Содержательные свойства личности близки к понятию проприума. Они являются продуктом воспитания, научения, деятельности и охватывают не только знания, умения, навыки, но и все богатство внутреннего мира человека: интеллект, характер, смыслы, установки, цели и т.д.
  По мнению диспозиционалистов, личность развивается в течение всей жизни. Однако ранние годы жизни, включая период полового созревания, рассматриваются как наиболее важные. Данная теория предполагает, что люди, несмотря на постоянные изменения в структуре их поведения, обладают в целом определенными устойчивыми внутренними качествами (темпераментом, чертами). Диспозионалисты считают, что в личности представлены как сознательное, так и бессознательное. При этом рациональные процессы более характерны для высших структур личности – проприума, а иррациональные для низших – темперамента.
  Согласно диспозициональной теории, человек обладает ограниченной свободой воли. Поведение человека в известной степени детерминировано эволюционными и генетическими факторами, а также темпераментом и чертами.
  Внутренний мир человека, в частности темперамент и черты, преимущественно объективен и может быть зафиксирован объективными методами. Любые физиологические проявления, в том числе электроэнцефалограмма, речевые реакции и т.д., свидетельствуют о тех или иных свойствах темперамента и черт. Данное обстоятельство послужило основой создания специального научного направления – дифференциальной психофизиологии, изучающей биологические основы личности и индивидуально-психологические различия (Теплов Б.М., 1990; Небылицын В.Д., 1990).
  Среди «жестких» структурных моделей наиболее известной является модель личности, построенная Г. Айзенком, который отождествлял личностные свойства со свойствами темперамента. В его модели представлены три фундаментальные свойства или димензии, личности: интроверсия – экстраверсия, нейротизм (эмоциональная неустойчивость) – эмоциональная стабильность, психотизм.  Нейротизм – это свойства личности, связанные с высокой раздражительностью и возбудимостью. Невротики (лица с высокими значениями нейротизма) легко впадают в панику, возбудимы, беспокойны, тогда как эмоционально – стабильные люди уравновешены, спокойны. Психотизм объединяет свойства личности, отражающие безразличие, равнодушие к другим людям, неприятие социальных нормативов.
  Представители «мягкого» направления, в частности Г. Оллпорт, выделяют три разновидности черт:
1. Кардинальная черта присуща только одному человеку и не допускает сравнений данного человека с другими людьми. Кардинальная черта настолько пронизывает человека, что почти все его поступки можно вывести из этой черты. Немногие люди обладают кардинальными чертами.
2. Общие черты характерны для большинства людей в пределах данной культуры. Среди общих черт обычно называют пунктуальность, общительность, добросовестность и т.д. По мнению Оллпорта, таких черт у человека не более десяти.
3. Вторичные черты менее устойчивы, чем общие. Это предпочтения в еде, одежде и т.д.
  Последователи Оллпорта, используя различные математические приемы, в частности факторный анализ, попытались выявить количество общих черт у человека. Вопрос о соответствии черт, выделенных на базе клинических данных, и черт, полученных на норме с помощью факторного анализа, является предметом специальных научных исследований (Мельников В.М., Ямпольский Л.Т., 1985).
  Представители формально-динамического направления в качестве основного элемента личности выделяют четыре основные формально-динамические свойства личности:
1) эргичность – уровень психического напряжения, выносливость;
2) пластичность – легкость переключения с одних программ поведения на другие;
3) скорость – индивидуальный темп поведения;
4) эмоциональный порог – чувствительность к обратной связи, к несовпадению реального и планируемого поведения.
  Каждое из этих свойств может быть выделено в трех сферах поведения человека: психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной. У каждого человека выделяют в целом 12 формально-динамических свойств.
  К этим четырем основным свойствам добавляют еще и так называемые содержательные свойства личности (Русалов В.М., 1979), которые в рамках данного направления не имеют своей специфики и совпадают со свойствами, выделяемыми в рамках деятельностного подхода (знания, умения, навыки, характер, смыслы, установки, цели и т.д.)
  Основным блоком личности в рамках диспозиционального подхода является темперамент. Как было сказано выше, некоторые авторы, например Г. Айзенк, даже отождествляют темперамент с личностью. Определенные соотношения свойств темперамента составляют типы темперамента.
  Айзенк дает следующие характеристики типов темперамента:
  Холерик – эмоционально неустойчивый экстраверт. Раздражительный, беспокойный, агрессивный, возбудимый, изменчивый, импульсивный, оптимистичный, активный.
  Меланхолик – эмоционально неустойчивый интроверт. Изменчив по настроению, ригидный, трезвый, пессимистичный, молчаливый, неконтактный, спокойный.
  Флегматик – эмоционально стабльный интроверт. Безмятежный, уравновешенный, надежный, самоуправляемый, мирный, задумчивый, заботливый, пассивный.
  Однако есть и другие точки зрения, согласно которым темперамент не является компонентом личности. Например, В.С. Мерлин полагал, что темперамент представляет особый самостоятельный психодинамический уровень в структуре интегральной  индивидуальности, который существенно отличается от личности. Темперамент охватывает только те характеристики психических свойств, которые представляют собой определенную динамическую систему (Мерлин В.С., 1986). Г. Оллпорт также не включал темперамент в структуру личности. Он утверждал, что темперамент не является первичным материалом , из которого строится личность, но в то же время указывал на важность темперамента, который будучи генетически наследственной структурой, влияет на развитие черт личности.
  Формально-динамические свойства личности являются темпераментом в узком, истинном смысле этого слова, поскольку представляют собой обобщенные врожденные свойства функциональных систем поведения человека (Русалов В.М., 1999).
  По В.Д. Небылицыну, темперамент с формально-динамической точки зрения представляет собой две взаимосвязанные подструктуры: активность и эмоциональность (Небылицы В.Д., 1990). Определенные соотношения активности и эмоциональности образуют формально-динамические типы темперамента. Активность – мера энерго-динамической напряженности в процессе взаимодействия  человека со средой, которая включает в себя эргичность, пластичность и скорость поведения человека. Эмоциональность – характеристика человека со стороны чувствительности (реактивности, ранимости) к неудачам.
  Следует отметить, что в рамках диспозиционального подхода фактически отсутствует в качестве самостоятельного такое важнейшее личностное образование, как характер. Данное понятие часто отождествляется с общим понятием личности, особенно в клинике, или с понятием характера, принятым в деятельностном подходе, сводящим его к морально-волевой сфере человека. По мнению Г. Оллпорта, характер – это социальная оценка личности, а не самостоятельная структура внутри личности.
  Целостность поведения человека характеризуется через проприум. Человек с развитым проприумом называется зрелой личностью. Зрелая личность обладает следующими свойствами:
1) имеет широкие границы «Я», может посмотреть на себя со стороны;
2) способна к теплым, сердечным, дружеским отношениям;
3) имеет положительное представление о самом себе, способна терпимо относится к раздражающим ее явлениям, а также к собственным недостаткам;
4) адекватно воспринимает действительность, обладает квалификацией и познаниями в своей сфере деятельности, имеет конкретную цель деятельности;
5) способна к самопознанию, имеет четкое представление о своих собственных сильных и слабых сторонах;
6) обладает цельной жизненной философией.
  Таким образом, в рамках диспозиционального подхода личность – это сложная система формально-динамических свойств (темперамента), черт и социально-обусловленных свойств проприума. Структура личности – это организованная иерархия отдельных биологически детерминированных свойств, входящих в определенные соотношения и образующих определенные типы темперамента и черт, а также совокупность содержательных свойств, составляющих проприум человека.
  С точки зрения диспозиционального подхода представление о феноменах лидера и лидерства будет выглядеть следующим образом: потому что у лидеров имеется определенные биологические предпосылки, определенные черты и свойства темперамента, а их содержательные свойства проприума являются в высшей степени зрелыми.

Выводы:

  Представим все полученные представления о личности, о лидере и лидерстве в таблице 1.

Таблица 1. Представления о личности, лидере и лидерстве в различных психологических подходах

Подход Понимание личности Понимание феномена лидера и лидерства
Психо-дина-
мический   Личность есть система сексуальных и агрессивных мотивов, с одной стороны, и защитных механизмов – с другой, а структура личности представляет собой индивидуально различное соотношение отдельных свойств, отдельных блоков (инстанций) и защитных механизмов.
  На вопрос о происхождении феномена лидера и лидерства можно ответить следующим Эти феномены возникают из врожденного неудовлетворенного сексуального и/или агрессивного влечения ребенка, формируются и закрепляются в зависимости от характера протекания той или иной фазы развития личности («оральной», «анальной» или «фаллической») и разрешения основных конфликтов на каждой из этих фаз, определяются особенностями соотношений «ид», «эго» и «суперэго» в структуре личности на том или ином этапе жизни человека, обеспечиваются теми или иными защитными механизмами, снимающими излишнее внутреннее напряжение личности и преобразующими ее поведение в социально приемлемое.

Аналитический   Согласно аналитической теории, личность – это совокупность врожденных и реализованных архетипов, а структура личности определяется как индивидуальное своеобразие соотношения отдельных свойств архетипов, отдельных блоков бессознательного и сознательного, а также экстравертированной или интровертированной установок личности.   Теперь надо дать ответ на вопрос: «Откуда берутся такие феномены как лидер и лидерство?». На этот вопрос аналитическая психология личности ответила  бы следующим образом:  они получили по наследству готовые соответствующие архетипы лидерства (воин, борец, революционер, властитель, вожак и т.п.), приобрели в социальной жизни комплекс эмоционально заряженных мыслей и чувств, на уровне бессознательного подчинивший всю их психическую энергию достижению позиции лидера, социальная среда наполнила эти архетипы соответствующим содержанием, а индивидуальное сознание обеспечило их дальнейшую реализацию.
Гуманистический   Личность – это внутренний мир человеческого «Я» как результата самоактуализации, а структура личности – это индивидуальное соотношение «реального Я» и «идеального Я», а также индивидуальный уровень потребностей в самоактуализации.
Лидер – это тот, кто обладает максимальными потребностями в самоактуализации, тот, «организмические» потребности которого в целом удовлетворены, тот, чье «реальное Я» не расходиться с «идеальным Я» и в силу этого обладает высокой самооценкой, целостностью.  Лидерство заложено в природе любого человека, естественно для него и  возможно на любом этапе его жизни, после того как низшие потребности будут удовлетворены и человек сможет сосредоточиться  на важнейших смысла своей собственной жизни.
Когнитивный   Личность – это система организованных личностных конструктов, в которых перерабатывается (воспринимается и интерпретируется) личный опыт человека. Структура личности в рамках данного подхода рассматривается как индивидуально своеобразная иерархия конструктов.
  Как когнитивный подход рассматривает феномен лидера и лидерства?  Лидеры – это люди с особой конструктивной системой личности. Они иначе, чем «нормальные» лица воспринимают и интерпретируют мир, они, вероятно, когнитивно более сложны, чем окружающие, они  лучше запоминают события, связанные с лидерским поведением, их конструкты лучше объясняют, предсказывают мир и выглядят убедительно для идущих за ними людьми.

Поведенческий подход Личность – это система социальных навыков и условных рефлексов, с одной стороны, и система внутренних факторов: самоэффективности, субъективной значимости и доступности, - с другой. Согласно поведенческой теории личности, структура личности – это сложно организованная иерархия
рефлексов или социальных навыков, в которой ведущую роль играют внутренние блоки самоэффективности, субъективной значимости и доступности. Лидерами люди становятся и проявляют лидерское поведение потому, что в процессе воспитания и социализации этих людей поощряли за лидерское поведение, их окружение состояло из лидеров, активно демонстрировавших эффективные образцы лидерского поведения, эти люди верили, что их лидерское поведение будет подкреплено и само по себе лидерство и лидерское поведение для них являлось субъективно значимым и доступным.

Деятельностный подход   Личность – это сознательный субъект, занимающий определенное положение и выполняющий социально полезную общественную роль. Структура личности – это сложно организованная иерархия отдельных свойств, блоков (направленности, способностей, характера, самоконтроля) и системных экзистенционально-бытийных целостных свойств личности.   У людей этого типа в процессе их  разнообразной деятельности (учебная, трудовая, спортивная)  сформировались целенаправленно-осознанные намерения на проявление лидерских качеств и лидерского поведения. Эти намерения оказались адекватны общим и специальным (для определенного вида деятельности) способностям, легли на сформировавшийся морально-волевой характер личности. В свою очередь сформированные механизмы самоконтроля личности (планирование, предвосхищение, коррекция и т.п.) обеспечили успешность проявлений себя личностью лидера в этом амплуа.
Диспозициональный подход   Личность – это сложная система формально-динамических свойств (темперамента), черт и социально-обусловленных свойств проприума. Структура личности – это организованная иерархия отдельных биологически детерминированных свойств, входящих в определенные соотношения и образующих определенные типы темперамента и черт, а также совокупность содержательных свойств, составляющих проприум человека. Лидеры имеют определенные биологические предпосылки, определенные черты и свойства темперамента, а их содержательные свойства проприума являются в высшей степени зрелыми.


  Из данных таблицы 1 мы видим, что количество представлений о личности, лидере и лидерстве достаточно велико и, пожалуй, достигло критических границ. Дальнейшая попытка увеличить число этих представлений создаст только чрезвычайную путаницу во взглядах. Нам представляется, что более перспективной будет попытка создать представление о феномене лидера и лидерства на основе какой-либо интегративной психологической теории, смысл существования которой заключается в том, чтобы объединять уже наработанный в науке материал. Таким интегративным подходом, по нашему мнению, и мог бы стать ресурсный психологический подход, рассматривающий возможности личности и лидера сквозь призму ее продуктивности,  эффективности и конкурентоспособности во внешнем мире.

Литература:
1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. – М.: Наука, 1980г.
2. Божович  Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. – М.: межд.ПА., 1995г.
3. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъектаю – М.: ИП РАН, 1994г.
4. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2-х т. – Т.1., ч2, гл 4. : М., МИР1996г.
5. Ковалев А.Г. Психология личности. – М.: Просвещение, 1965г.
6. Крэчмэр Э. Строение тела и характер. – М.: Педагогика-Пресс, 1995г.
7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1975г.
8. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. – М.: Педагогика, 1986г.
9. Небылицын В.Д. Избранные психологические труды. – М: Педагогика, 1990г.
10. Оллпорт Г.В. Личность в психологию – М.: КСП+; СПб.: Ювента, 1998г.
11. Платонов К.К. Структура и развитие личности. – М.: Наука, 1986г.
12. Психология. Учебник для экономических вузов (ред. В.Н. Дружинина). – СПб., Питер, 2002г.
13. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека/Пер. с англ. –М., Прогресс, 1994г.
14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1998г.
15. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий М.: Наука, 1979г.
16. Скиннер Б.Ф. Размышления о бихевиоризме и личности. –М., 1978г.
17. Теплов Б.М. Избранные труды: в 2-х т. – М.: Педагогика, 1985г.
18. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. – М.: Наука, 1991 г.
19. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. – М.: Прогресс, 1987г.
20. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: Основные положения, исследования и применение/Пер. С англ. – 2-е изд., испр., - СПБ: «Питер», 1998 г.
21. Юнг К. Аналитическая психология. – СПб.: Кентавр, 1994г.