Воробей

Михаил Рябинин
Иногда, по утрам, мне нравится выходить на балкон и смотреть на то, как, не дожидаясь моего пробуждения, природа, уже окончательно стряхнула с себя дремоту и зажила своей обыденной жизнью. Воробей, смелая птица, смелость которой часто путают с нахальством, а особенность его добычи пищи – с воровством. Воробей прилетает к тебе на балкон, хватает упавшую на холодный пол хлебную крошку и тут же улетает с ней восвояси. Как еще прожить маленькой пташке в большом и неуютном городе? Хотя город, среди своих опасностей, хранит еще и множество удобств и возможностей. В городе есть рынок, там всегда можно чем-нибудь поживиться, есть городская площадь, на которой прохожие кормят голубей, а там, глядишь, и воробью что достанется. Некоторым смельчакам улыбалась удача пробраться в большие продуктовые магазины, прилавки которых были завалены отменными продуктами и, дождавшись, когда магазин закроется, вдоволь насладиться сказочным богатством. На кошек, постоянных врагов птиц, внимания в городе можно почти не обращать. Одни сытые и ленивые, выпущенные хозяевами погулять и не обращающие внимания на них, а другие просто ленивые, спешащие к очередной порции пищи от доброй старушенции или на рынок, ожидать пока мясник уронит на пол маленький кусочек свежего, парного мяса.

Совсем другое дело зимой. Зимой становится холодно и все меньше становится пропитания. Где-то на юге тепло, но у воробья не хватит ни сил, ни умения, чтобы туда долететь и ему остается зимовать в городе. Поздней осенью можно выбраться за окраины, туда, где раскинулись приусадебные участки и можно поживиться неубранными фруктами или ягодами. Когда же наступают морозы, жизнь становится воистину невыносимой, приходится искать место для теплого ночлега и временами выбираться за его пределы, в поисках съестного. Чем хороши новые высотные дома, так это тем, что у них есть чердаки, на которые выходят вентиляционные шахты, из которых на чердак поднимается теплый воздух, насыщенный запахами каких-то блюд, готовящихся в квартирах. На чердаке тепло, и воробей пережидает мороз, сидя на решетке вентиляционных шахт вместе с голубями. За едой можно спуститься к пруду, где сердобольные жители кормят зимующих на незамерзающем пруду уток и беспорядочно роняют хлебные корки на асфальт, которые тут же растаскиваются воробьями. Можно долететь до Макдоналдса и подождать пока не найдется сочувствующий и не отломит кусочек булочки с кунжутом, и не бросит его воробью-попрошайке.

Зимой люди становятся добрее. Даже школьник, который летом бросает в птиц камни, сжалится и бросит горсть семечек на землю, чтобы прокормить ненасытное племя. Те что повзрослее, делают кормушки и с завидным постоянством подсыпают в них хлебные крошки, пшено, кто чем богат. А еще зимой долгие ночи. Ночью одиноко и тоскливо, сядет воробей на теплую решетку, взъерошит перья и сидит, вспоминает летнее приволье и ему кажется, что жизнь наверное заканчивается, потому что становится так темно и холодно…

Но утром он снова открывает глаза и радуясь морозному солнцу спешит искать себе завтрак. А за зимой обязательно придет весна и приведет за собой теплое лето. И снова воробей будет прилетать на мой балкон, чтобы поживиться упавшей хлебной крошкой.