Ещё раз об истории

Ion Von Donn
Ещё раз об истории.

Передо мной лежит книга «Ораторы Греции». Издание «Библиотека античной литературы» под общей редакцией С. Аверинцева.
Открываю и с изумлением читаю: «Перевод с древнегреческого».
Интересно, как можно перевести с языка, который мы никогда не слышали и не видели никаких на нём рукописей? 
- Как не видели? А книги древних греков и римлян, хранящиеся во всех библиотеках мира? – с возмущением спросят меня многие читатели. - Разве этого мало?
- Это не только мало, это – вообще ничего! Ноль! – отвечу я им.
И на этот ответ я имею право. Но давайте всё по порядку.

- Когда жили древние греки?
- Две тысячи лет назад.
- На чём тогда писали?
- А на чём придётся...
- Ну, а всё же, на чём?
- Ну, на бумаге.
- Любая бумага, при любом виде её хранения (даже в герметично закупоренной амфоре на дне моря), за 800 – 1000 лет, как  термодинамически неравновесный материал, истлевает полностью. Поэтому никаких бумажных рукописей ранее XI века до нас дойти не могло!
- Вот тебе раз! А мы и не знали... Тогда книги древних писались на коже животных!
- Овец не хватит! У одного Гомера, в его поэме о «Троянской войне», семьсот (700!) страниц мелкого текста. А если взять других столпов древности?!.
Кстати, кто рассказал Гомеру об этой войне, если она случилась за пятьсот лет до его рождения? Какой такой долгожитель? Да и когда жил поэт, тоже никто толком не знает. Ну, пусть он жил через несколько сот лет после «Трои», так  чего о ней песни то было сочинять? Что больше никаких значимых событий вокруг не произошло? Кто сейчас будет воспевать взятие Казани Иваном Грозным? Кому это нужно?..
А Гомер, несмотря на свою слепоту, все семьсот страниц своего труда наизусть выучил и в народ вынес. И пел его там (наверное, много лет). При его жизни никто эти работы не удосужился записать (видно так очарованы были), а только лишь, опять же через несколько сотен лет после его смерти, по приказу афинского тирана Писистрата (560 – 527г.д.н.э), бессмертные строки легли. Куда? На бумагу? На кожу? На глиняные кувшины? На окрестные скалы?..
А потом его поэмы пропали, опять же на сотни лет, и в эпоху Возрождения, в конце XIV века, торжественно всплыли. Где же хранились эти бесценные экземпляры? В каких таких волшебных лампах Алладина? 
- А что такое вообще Возрождение?
- Возрождение – это повторение древности.
Древний грек Платон умер и возродился в неоплатонике Плотине (205 – 270гг.н.э. Италия). Потом и он почил в бозе, чтобы с новой силой засверкать в другом знаменитом философе-платонике Плетоне, теперь уже в XV веке! Теперь повсеместно считается, что именно Плетон воскресил учение древнего грека Платона. И первое появление из тьмы веков трудов грека Платона происходит в том же в XV веке!
Интересно также, что этот Плетон открыл во Флоренции «плетоновскую академию», ну, точный двойник той, древней, платоновской академии. И программа построения идеального государства у него очень похожа на ту, древнегреческую.
- Постойте! Если ребята из пятнадцатого века берут на вооружение идеи тысячелетней давности, то где же все эти века обреталась Европа. Тысяча лет и никакого прогресса? Тысячу лет коту под хвост?!.
- Сам удивляюсь. А вы почитайте об этом периоде времени... Прямо фантастика какая-то. Гунны, авары, великое переселение народов... Опять какие-то легендарные орды с Востока, опять завоевания Европы и, что самое интересное, исчезновение в никуда всех этих  иноземных  захватчиков. Даже на скалах  никто своё имя увековечить не догадался! Остап Бендер и то напрягся до: «Киса и Ося здесь были», а те нет. Почему?
- Сплошная неграмотность и непроходимая дикость. Варвары, что с них взять?
- А крепости они как брали? При помощи коньков-горбунков и летающих серых волков? Нет, дорогие мои, неправда ваша! Не было такого, и древней Греции не было! Только начиная с XV века нашей эры Греция и Афины появляются на европейской сцене, а именно в эпоху крестовых походов.
- Ну, да?!.
- Современники этих походов вспоминают, что Афины в то время были очень маленьким провинциальным городком и славились отнюдь не мудрецами, а торговцами мёдом. И никаких следов покорения и опустошения великого города пришлыми народами...только везде на слуху славянские названия городов и рек: Волгаста, Горицы, Границы, Кривицы, Глоховы, Подагоры... Что это за край? Захолустье Славянской империи! И только начиная с XIII – XV веков медленно появляются на свет божий греко-эллинские названия, объявленные потом «древними».
- Крестоносцы. Что им до Греции.
- Ну, не скажите! Именно они открыли новую историю Греции, и эта история оказалась такой же пёстрой, как и история античной страны. Греция времён крестоносцев представляла из себя мозаику феодальных государств. Это были – знаменитые государства-курорты, с блестящими рыцарскими турнирами из-за женщин... Скажу больше, и «гомеровская» Елена из того времени!
Современник Данте историк Рамон Мунтанер говорит о таком случае: «На мысе Атраки, недалеко от острова Тандоса, в Малой Азии, находилась одна из троянских застав, куда обыкновенно отправлялись знатные мужчины и женщины Романии для поклонения божественному изваянию. И вот однажды Елена, супруга герцога Афинского, отправилась туда в сопровождении сотни рыцарей на поклонение. Там её приметил сын троянского короля Парис, умертвил всю её свиту, и похитил красавицу герцогиню». Вот тебе и Гомер! Вот тебе и сотни лет до нашей эры! А война то эта была в середине XIII века нашей эры, и никак не раньше. А копать в Афинах начали в пятнадцатом веке, в последующие века то была самая настоящая картина археологического хаоса... Да, чуть не забыл. Историей франкских государств в Греции занялись только в XIX веке н.э. В XII веке Парфенон работал как «латинский храм» афинской девы Марии, «словно только что построенный». В нём же стояла и знаменитая статуя католической девы Марии («двойник Афинской девы» работы Фидия). Статуя была создана в XIII веке н.э.
Ну, что ещё истории?
- Достаточно! Теперь нам бы хотелось знать, кому и зачем понадобилось «воскрешать» древних греков?
- Вопрос, конечно интересный!..
Давайте начнём с Данте – одной из самых загадочных и мистических фигур мировой истории.
- Как, и он?!
- Безусловно!
Многих, наверное, шокирует, что вплоть до конца XVIII века он был никому неизвестен. Потом усердием итальянских поэтов-романтиков товарищей Альфиери, Монти, и Фасколо о нём наконец-то узнал весь мир. Началась «дантемания».
- Ух, ты!
- Это ещё не «ух, ты»! Пойдём дальше.
По официальной «легенде» Данте оставил наш мир в 1321 году. Похоронили его в Равенне, как знатного гражданина. А через восемь лет папа Римский потребовал выдачи его останков для... публичного сожжения. Вот те на! Оказалось, что автор «Божественной комедии» был  магистром ордена Тамплиеров!
- Ничего себе!
- Да, но это звание появилось у тамплиеров только в XVII веке...
- Бред какой-то...
- Слушайте дальше.
В начале XVI века на папский престол взошёл флорентиец Лев X. Этот мужчина был земляком поэта, и по просьбе горожан согласился перенести останки Данте на родину, во Флоренцию.
Пришли на кладбище, в Равенне, покопали, - никого... Могила – пустая!
- Во!
- Да, уж. А граждане незабвенной Равенны предположили, что кости поэта были похищены, или же сам  умерший пришёл за ними и забрал их после своей кончины...
- А дальше?
- Первую гипотезу Папа с возмущением отринул, а  вторую одобрил.
- За дураков нас держите?
- Спокойствие, только спокойствие.
На версии забирания костей из своего гроба покойным Данте все согласились; не вы одни  - дураки!
Прошло триста лет. Наступил 1865 год.
Италия наконец-то стала нацией и занялась поиском своих великих предков, типа отцов-основателей. Поиски, конечно же, увенчались успехом!
При ремонте монастыря Сан Франческо, в Равенне, случайно обнаружили деревянный ящик, на крышке которого было написано: «Кости Данте положил сюда монах Антонио Санти 18 окт. 1677г.»
В ящике действительно находились череп и какие-то кости. В город прислали археолога и антрополога, для подтверждения идентификации Данте.
- Пурга какая-то...
- Слушайте дальше.
Эти спецы подтвердили достоверность находки и прах поместили в мавзолей! Там он и поныне. А 19 июля 1999 года в центральной национальной библиотеке города Флоренции, среди редких книг 17 века, случайно был обнаружен почтовый конверт, в котором содержался... прах Данте. Печати на конверте подтверждали подлинность реликвии, - это был пепел коврика на котором стоял в 17 веке гроб Данте...
- Всё это больше похоже на плохой детектив, а не на правду.
- Согласен. А может историки, несчастного Данте отправили намеренно в 14 век, для удлинения итальянской истории?..
- За каким?
- За таким!
А почему гуманисты 15 века упорно молчат не только о «своём» современнике Данте, но и о его  популяризаторах Боккаччо и Петрарке?  Ну, да ладно, бог с ними, может им и был неприятен народный стиль маэстро, но, а куда смотрела католическая церковь, которую так опустил поэт? Ведь именно он назвал её распущенной шлюхой, воровкой, а пап поджарил на костре. А она его, глупая, на стенах своих соборов увековечила. Она, которая огнём и мечом выжигала малейшие ростки Кальвина и Лютера, как девственница скромно тупит очи перед критикой папства в «Божественной комедии».
Что это? Я не знаю...
- Мы тоже. Устал?
- Идёт к тому.
- Тайну всех древних писак  открыть можешь? Ху ис ху?
- Всех?
- Ну, хотя бы некоторых...
- Эх, прости меня фальшивая история. Держите: 
- Пампонио Лето (1407-1457) – Курций Руф, Варрон, Плиний младший, Саллюстий и все комментарии по произведениям Вергилия
- Плутарх – Петрарка.
- Иосиф Флавий – Самуил Шеллам.
- Платон («Диалоги») – Марчеллио Фичино (флорентийский философ XV век).
- Аристотель – Фараби (арабский философ).
- Тацит, Светоний, Сенека, Квинтиллиан, Валерий Флакк, Асконий Педиан, Ноний Марцелл, Проб,  – Поджо Браччолини, 15 век. (Величайший фантаст своего времени!).
Браччолини был одним из самых ярких и плодотворных писателей своего времени, 15 века! Не зря первую половину того века многие современники считают «веком Поджо». Флоренция воздвигла ему ещё при жизни статую. Несмотря на славу, писатель всё время испытывал нужду в деньгах (он жил на широкую ногу...) Источником добавочных доходов стал для него «розыск старинных манускриптов» античных авторов. В 15 веке это была очень доходная статья! Его находки «древних авторов» сделали не только сенсацию, но и литературную эпоху! А денег ему, сколько принесли, вай! Клиентами Поджо были Медичи, Сфорца и другие знатные люди. На латыни Поджо писал великолепно, а Тацит – это, возможно, был псевдоним Поджо.
- Хих! Легко себе представляем атмосферу веселья, царившую в учёном мире того времени, когда «из ниоткуда» десятками и сотнями возникали новые и новые шедевры античности, и понимаем спортивный азарт охотников за «древними рукописями»!
- Смеюсь вместе с вами, друзья!
Средневековым выдумщикам сильно повезло: любой современный  писатель мечтает, чтобы его сочинение приняли за действительность, но почти никому это не удаётся.