Тезисы о карме Маркса, или Орешек не

Булат Болот
1. Философия является такой дисциплиной, где едва ли не каждый мнит себя профессионалом, но практически все подспудно сходятся на том, что основным её сюжетом является определение МЕСТА человека в Универсуме. Таких же взглядов был некто Карл Маркс, юрист по образованию, философ по диплому, журналист по найму, политик по авторитету, социолог по результатам, мыслитель по духу. В этой связи можно представить несколько тезисов о некоторых философских взглядах Карла Маркса и об их актуальности.
2. Природа является неорганическим телом любого индивидуального или совокупного человека (человеческого рода, людей). Неорганическое тело человека - так у Маркса в русском переводе - скорее всего можно истолковать красивый оборот XIX века как: вне-Я-шный, внеорганизменный придаток - универсум, полагаемый чуждым и враждебным.
3. В общественном производстве СВОЕЙ ЖИЗНИ люди ВСТУПАЮТ в определенные, необходимые, ОТ ИХ ВОЛИ НЕ ЗАВИСЯЩИЕ отношения - ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их производительных сил. Но лучше бы сказать – в общественном производстве своего бытия… Жизнь, впрочем, как и психические явления – это витальные, животные, биологические начала. Не матрица это.
4. Человек является основной, исходной и единственной – универсальной – производительной силой природы, поскольку именно ОН всё производит, материально или виртуально. Он всё производит в СВОЕМ Я.
5. Одним из основных производственных отношений является группа отношений по поводу средств производства своей жизни.
6. Не последним, а то и основным, исходным, отношением является собственность на средства производства своей жизни. Средством производства своей жизни для любого человека является всё в основном внеорганизменное, материальное, как тогда говорили, да и сейчас любят, например, земля в широком смысле, а точнее, как это можно теперь смело сказать - жизненное пространство с находящимися на нем ценностями и возможностями. Поэтому для общественного да и индивидуального бытия людей очень важна собственность на средства производства, а лучше сказать – контроль за жизненным пространством с находящимися в его пределах ценностями.
Сколько ни учи подставлять щеку, никакое развивающееся существо, например, пролетариат, ни пяди своего жизненного пространства не только не отдаст, но и всякими хитрыми способами будет стремиться к тотальной гегемонии, к расширению жизненных пространств и сред, к упрочению своего контроля над жизненными пространствами, средами и возможностями других развивающихся стихий или субъектов, например, буржуазии, в том числе так называемыми добрыми и гуманными экономическими методами. Эквивалентного обмена не бывает и быть не может. Всегда это происходит в ДРУГОЕ ВРЕМЯ, в ДРУГОМ МЕСТЕ. В одну и ту же реку нельзя войти дважды. Это будет река, да не той воды.
7. Поэтому борьба за расширение комфорта за счёт расширения пространства бытия (у;же - жизненного пространства) с находящимися в его пределах ценностями и даже только их потенциями является смыслом общественного производства людьми своей жизни, то есть смыслом бытия людей. Короче, где-то даже в окончательном счёте этот смысл – нирвана…
8. Труд есть процесс обмена веществ между человеком (природа, представленная своею собственной силой) и природой (человек в своей внеорганизменной протяженности, субстанциальности и длительности). При этом не следует под веществами понимать нечто типа грязи под Полтавой, где каждый галошу оставит.
9. Коммунизм есть осознание единства, “однотельности” человека и природы, и как таковой, он является “энергетическим принципом”, девизом коммунистов, то есть людей, так или иначе что-то эдакое учуявших. Это, однако, не означает, что они тотчас должны ликвидировать частную собственность и всё переделить по собственной концепции справедливости. Но могут. Свободны. В своем.
Иисус Христос (слово Христос - греческое, по-русски – Спаситель, по-еврейски близкое слово - М'шиах, Мессия - Посланник) представил своим явлением нам высший идеал - Царство Небесное (хэ басилеиа тоон оураноон) в образе хозяина дома: «Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой; выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно, и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам. Они пошли. Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же. Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно? Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, полу;чите.
Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых.
И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию.
Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию; и, получив, стали роптать на хозяина дома и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной.
Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе; разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр?
Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных». (Мт 20:1-16). Обратите внимание: «Разве я не властен делать в СВОЕМ, что хочу?»
Где пределы СВОЕГО - вот вечная проблема. Или вот ещё: «или глаз твой завистлив оттого, что я добр?» Что есть добро? Делать в своём, что хочу.
10. Для каждого индивидуального Я именно своя малая родина – исходный и вечный пункт его личного Большого взрыва. Весь мир – Россия, если ты родился в России. Россия – весь мир, то ближе он и понятнее, то дальше.
11. Человек, природа, универсум являются по своей философской сути синонимами, но, поскольку универсум многослоен, его бытие для каждой из существенных для человека структур универсума описывается специализированно.
12. Маркс оставил незавершенной из-за бесконечности возникавших во время написания философских и иных бытовых проблем, но объемистый, добросовестно выполняемый им по позитивистским канонам своего времени труд, в котором экономико-статистический балласт компенсируют гениальные философские идеи, к которым раньше или позже приходит любой мыслитель.
13. Энгельс правил этот труд по позитивистским канонам, о которых он, как гениальный самоучка, имел довольно наивное представление. Он не знал, что истина конвенциональна. Ленин знал немного об этом. «Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна», - писал он. И тут же навязывал свою конкретную истину в качестве абсолютной. Разве он не властен делать в своем, что хотел? Зато Энгельс писал, а в СССР вынуждены были печатать, но не цитировали: «Бытие мира есть вообще открытый вопрос, начиная с той границы, где прекращается наше поле зрения». Ленину такая мысль не подходила. «Материя есть объективная реальность, которая отражается нашими органами чувств и существует независимо от нашего сознания», - мысль Ленина. Это не оправдавшая себя парадигма. Независимо от нашего сознания ничего существовать не может. Представьте себя без сознания, и где он будет, этот мир? Такова матрица.
14. Маркс не очень интересовался адекватностью публикаций, разрешал делать любые изменения, лишь бы платил издатель. Процесс добывания истины был для него важнее социализации добытых результатов.
15. Энгельсовская интерпретация марксизма была подхвачена священными писаниями Ленина по философии и раскручена в СССР. Никто из вождей СССР, кроме Сталина, не удосужился поинтересоваться философией адекватного марксизма всерьез. Сталин знал марксизм отлично, к примеру, он положительно процитировал сакраментальную фразу “материя есть субъект всех изменений” в “Кратком курсе”, капитальном философском труде сталинизма. Сталин стоял у руля страны, выходящей из разрухи. Сталин не был чудотворцем, чтобы обратить потрясенный народ рухнувшей империи в послушных ангелов коммунизма. А жаль, писал Л.М.Леонов в своей невыносимо загадочной эпопее "Пирамида"…
16. Философия Маркса всесильна, потому, что она верна, независимо от того, как к этому кто-либо, будь то враги или друзья, тем более, знающие марксизм понаслышке или даже по портретам в кабинетах начальников, отнесется. Философия К.Маркса философским взглядам каких бы то ни было великих мыслителей и содержанию гуманологических учений не противоречит, а придает им существенное и актуальное своеобразие.
17. Маркс, стремясь понять этот мир, был, пожалуй, совершенно безразличен и в отношении пролетариата, и всех вместе взятых Интернационалов любого номера, размера, и цвета, и в отношении своей семьи, которой он так и не скопил “Капитала”, и в отношении личного благополучия и карьеры, и в отношении всех этапов построения коммунизма в одной отдельно взятой стране или в целом социалистическом лагере. Он был очень одиноким, неуживчивым и скандальным человеком. Только любовь и дружба Энгельса, а временами некоторых других современников, скрашивали его существование. Но и Энгельса Маркс не читал, не всегда даже понимал.
18. Философы, называвшие себя марксистами, пытались так или иначе изменить совершенно неизменный, несотворимый и неуничтожимый, мир в лучшую, разумеется, сторону. Будучи заведомо универсумом, каждый человек и все люди так или иначе функционализируются, инструментализируются, выполняя свою уникальную функцию среди других Я-универсумов. Немногим из них, как, например, Ленину, применительно к своей социально-функциональной нише, даже теоретически не удалось предусмотреть все необходимые действия и последствия, а тем более не всем приходилось стоять у руля хотя бы маленького “Корабля Изменения Мира”, а тем более у руля Вселенной. Порулишь тут! Куда ни повернешь - обязательно какую-нибудь рыбку, например, акулу империализма, обидишь, чей то кусочек отнимешь, кого то не так поймёшь. Врагов наживешь в любом случае.
19. «Вчера Клинтон позволил себе надавить на Россию. Он, видимо, на секунду, на минуту, на полминуты забыл, что такое Россия; что Россия владеет полным арсеналом ядерного оружия, он об этом забыл. Поэтому решил поиграть мускулами. Поэтому я хочу сказать через вас Клинтону, пусть он не забывается, в каком мире он живет. Не было и не будет, чтоб он один диктовал всему миру, как ему жить, как трудиться, как работать, как отдыхать и так далее. Нет, и еще раз нет. Многополюсный мир - вот основа всего. То есть, как мы договорились с Цзянь Цземинем. Мы будем диктовать миру как жить, а не он один». (Б. Ельцин, 9 декабря 1999, Пекин. Записано стенографически по цитированию в СМИ).
20. Всемирную всемирно-историческую правоту философии марксизма подтвердила завершающая 2-е тысячелетие на российском, одном из самых сакральных и самых обширных полюсов многополюсного мира эпоха Ельцина. Величие Бориса Ельцина как марксиста состоит именно в том, что он, не будучи ни оратором, ни полемистом, ни даже политиком в классическом смысле этого слова, оказался мыслителем высочайшего уровня, к тому же поставившим марксистский эксперимент на себе. Гениальная философская мудрость Ельцина заключается в том, что он совершенно адекватно отразил собой возможности изменения мира. Внес Борис Николаевич и теоретико-методологические новшества в политические технологии, например, по подготовке намеченного им преемника. Казалось бы, бессмысленная череда быстро сменяемых председателей правительства привела к тому, что, как представляется, и было задумано: западный полюс многополюсного/многополярного мира опять не успел раскусить проблему возможного претендента, тем более поработать с ним, обрабатывая, втемную или явно ангажировано, под себя. «Разве я не властен в своем делать, что хочу?»
21. Орешек не…