На чем сидим

Евгений Девиков
               ЗОЛОТЫЕ   СТУЛЬЯ

      Истинной драгоценостью считали издревле  золото, сопутствующее изобилию и сказочной роскоши. И можно лишь удивляться тому, что древние монархи – эти властные и, несомненно, богатые  люди –   запечатлены     современниками в непритязательной и простой   обстановке, словно за ними не было разграбленных городов и несметных богатств, вывезенных из порабощенных стран.
      В третьем тысячелетии до новой эры великий шумер Годеа,  сосредоточивший в своих   руках    религиозную и светскую власть, державший в  страхе    грозные государства Месопотамии, изображен на своем надгробии босым, скромно сидящим на низенькой деревянной скамеечке. Не от бедности же он так изображен, в самом деле!
      Бессмертные боги Шумера были главней и страшней царей, однако и они, судя по сохранившимся барельефам, не утопали в роскоши, но  даря верующим  свою божескую милость, сидели на низких сундучках и неказистых скамеечках. 
       Иначе вели себя сильные мира другой, параллельной Шумеру, древней цивилизации, раскинувшейся по течению великой реки, где Солнце занимало почетное место в пантеоне богов.   Египетские храмы наполняла ритуальная утварь, сделанная из метелла, отливавшего божественным солнцем.
      Фараоны   укрывали в сокровищницах  несметные золотые запасы, украшались благороднейшим из метеллов и, отправляясь в загробную жизнь, тщились скрасить её изделиями из золота.  В  то   время , возможно, люди      еще не умели плавить в большом количестве этот металл   и не научились пока отливать из него   крупные красивые  вещи.  Древние гробницы    разграблены, а больше никто нам не скажет, какие сокровища оттуда похищены. Если вспомнить Египет, то в усыпальницах, спрятанных под пирамидами,   были и золотые саркофаги, и драгоценная мебель.
    Первый золотой стул  из сохранившихся    найден археологами в гробнице египетского царя Тутанхамона, жившего в первой половине XII-го века до новой эры. Тяжелый, узковатый и малоудобный,  зато живописно украшенный сюжетом из жизни молодого царя, насписанным стекловидными пастами, стул фараона  привлекает броским   декором.  Секрет производства его живописных паст и сегодня еше   не вполне ясен.  Главным   компонентом  являлось стекло, но наряду с ним использована    неразгаданная  прозрачная волокнистая смесь на основе извеснтяка. Для украшения стула в дополнение к пастам использованы фаянс, сердолик и серебро. При жизни Тутанхамону не пришлось  вдоволь насладиться роскошью своего стула, потому что вскоре молодой фараон пал жертвой заговора и похоронен в  усыпальнице, куда приближенные внесли и его золотой стул.
       В начале десятого века до новой эры северо-восточней  Египта на побережьи Средиземного моря наложница первого израильского царя , проведшая несколько лет при дворце князя  филистимлян и видевшая, на чем сидели князья   Ашкелона, посоветовала и Саулу обзавестись собственным золотым    стулом, чтобы не  уронить    достоинства страны в глазах неспокойных и алчных  соседей.  Саул, как видно,  поступил по её  совету, поскольку  летопись, описывая его правление, упоминает «седалище», поставленное у стены в   покоях царя, и Саул «по обыкновению усаживался на него». Словарь русского языка С.И.Ожегова определяет значение старинного слова  «седалище» как «место для сидения, кресло, трон».   Царь вел   победные войны, но в   последнем сражении  при горе Гильбоа  войско его было разбито, он пал в бою  вместе с  сыновьями. Враги  захватили много добычи, среди которой, как полагают, находился и золотой стул царя, пущенный ими на украшения.   
      В Библии сказано, что царь Ирод оставил   в наследство   Архелаю, своему сыну,   высокий   стул, сделанный из чистого золота. Спустя семь траурных дней после кончины отца,  Архелай отправился к храму, где его  должны были короновать, взошел  на   помост и занял место на сиявшем под солнцем   золотом стуле Ирода Великого. С этого стула, ставшего его троном, новый царь  произнес свою первую публичную речь.
      Двадцатипятилетний Калигула, правивший Римской империей в первом веке и не меривший золота в своей казне, известен более других императоров пристрастием к золотой утвари. Он   сидел и спал на золотой мебели, ел и пил из драгоценной посуды, был непрочь блеснуть умопомрачительными   подарками.  Однажды, освобождая из темницы Агриппу –  властителя побежденной римлянами страны, Калигула приказал взвесить железные цепи и    кандалы узника и  вместо них  возложил   на   помилованного  равную по весу искусно откованную   золотую цепь.    
      Спустя пять веков после Калигулы император Юстиниан  велел создать в свою честь     грандиозный золотой стул с  высоким киворием в виде купола на колоннах. Украшали его драгоценные самоцветные камни,  венчала  отлитая из золота Богиня Победы,  державшая  лавровый  венок, выкованный из золота.
      Церковь тоже была  чрезвычайно богата, но не позволяла своим иерархам сидеть на золотых стульях.  Даже кардиналу не разрешалось расходовать для этой цели    благородный металл, а только лишь золотистую обойную  ткань. И все «золотые»  покровы предлагалось шить из драпировочных тканей похожего на золото цвета.  Подлинная золотая мебель оставалась исключительной привилегией императора.
      Знаменитый золотой стул, получивший название  «Павлиний диван», созданный для императора моголов шаха Джахана в Индии  на заре XVII-го века, уже в начале следующего столетия был похищен персами     и превратился в стране похитителей в символ верховной монархической власти. Он слыл  едва ли не самым величесвеным предметом   когда-либо существовавшей царской мебели. Вероятно, он не был полностью золотым, потому что в разных  источниках при упоминании   его деталей фигурируют золотые ножки в драгоценных камнях, покрытая золотом, инкрустированная эмалью, самоцветами   и бриллиантами спинка, напоминавшая раскрытый веером павлиний хвост, и три  серебряные  ступени, восходившие к подножию   «золотого стула».
     Иранский деспот Надир Шах, захвативший  Дели в 1739 году и сделавший «павлиний диван» своей военной добычей,   приказал   изготовить для него еще один такой  же,  и когда все было готово, покинул Индию. Начавшаяся следом война с курдами лишила Надир Шаха  обоих «золотых диванов». Курды, как в прошлом филистимляне, захватив царскую мебель, тотчас пустили золото в переплавку, но в отличие от «цельнометаллического» стула Саула  «павлиньи» оказались таковыми лишь отчасти, и грабители, выломав золото, оставили нетронутыми каркас и отделку. Это позволило потом реконструировать индийский шедевр. На исходе   XVIII-го столетия правитель   страны Фатх Али Шах (1797-1834) приказал восстановить Павлиний золотой  стул.  В 1926 году  иранский шах Пехлеви был коронован   на таком же Павлиньем стуле, изготовленном по образцу, сохранившемуся от прежней династии. Последний раз   ставший  знаменитым стул использовали при коронавании очередного шаха Пехлеви в   1941 году.
      В обыденной нынешней жизни мало кто сумеет набрать нужную сумму, чтобы заказать себе новый   или реставрировать старый  золотой стул. Подобно    шумеру Годеа большинство устроилось босиком на скромной скамеечке, но есть среди удачливых россиян  такие, что не стыдятся   воплощения здоровой мечты иметь дома ванну на золотых ножках или  дверные ручки из золота с изумрудными стержнями на инкрустированных державках. Канула в прошлое эра золотых стульев, началась эпоха золотых стульчаков. Кстати, один унитаз  уже отлит из  благородного металла  доступной 58-й пробы. За  другими дело теперь не станет. Производство не ювелирное, но штучное – по желанию и с учетом материальных возможностей заказчика.