Боинг рейса КАЛ-007. Двадцать лет спустя

Леонид Романовичев
“Боинг” рейса КАЛ-007. Двадцать лет спустя


Говорят, в американском Далласе (штат Техас), неподалеку от места, где был убит президент США Джон Кеннеди, с 1995 года функционирует Музей государственных заговоров. Музей частный, но посещаемый публикой. Основу его экспозиции, естественно, составляют экспонаты, посвященные убийству Кеннеди и аргументировано опровергающие официальную версию об убийце-одиночке Ли Харви Освальде. Однако есть в музее экспонаты, касающиеся и других событий. В частности, один из них повествует о сбитом советской ПВО Дальнего Востока Боинге-747. По мнению организаторов музея, событие это чистой воды провокация ЦРУ, призванная обострить “холодную войну” между США и СССР. Спасибо, конечно, американским товарищам за доброе слово, однако...

Как мы получили “два балла” за дежурство

Лет двадцать назад мне пришлось служить на острове Русский близ Владивостока, в одном из многочисленных радиотехнических подразделений (на т.н. “точке”). Последние были разбросаны по всему Союзу, как правило, в наиболее неудобных для жизни и продуваемых всеми ветрами местах. Чтобы обеспечить сплошное радиолокационное поле по всему Союзу. Готовность номер один была для нас делом обыденным, если не обязательным - чем-то похожим на обед. Если говорить о службе на Дальнем Востоке, то чаще всего еженощно (а то и по несколько раз) многим приходилось подниматься на сопку, где располагалась локационная техника, из-за неисправностей последней. Вооружение уже тогда было морально и физически изношенным, некоторые его образцы оказались откровенно неудачными (в том числе и производства нашей запорожской “Искры”), хотя и подготовка многих офицеров оставляла желать лучшего. Бывало, что и товарищи солдаты устраивали пьянку. Тогда нашего брата тоже поднимали наверх - воспитывать... Очень редко ночью готовность номер один объявлялась по делу - то есть по причине полетов вблизи границы самолетов США и Китая.
Тут стоит заметить, “войной” для дежурных сил ПВО Дальнего Востока, как правило, считался полет (подлет к границе) американского самолета-разведчика SR-71. Благодаря этому славному летальному аппарату обеспечение боеготовности локаторов, во всяком случае, в окрестностях Владивостока, было на достаточно высоком уровне. Дело в том, что скорость “эс-эра” составляла около 3600 километров в час, и для того, чтобы обнаружить его на положенных 590-620 километрах (в зависимости от места расположения “точки” и типа радиолокационной станции - РЛС) нужно было бдить и бдить. В минуту самолет-разведчик проходил ровно 60 километров. Кроме того, как правило, на таких больших расстояниях в зоне видимости локатора существовали т.н. провалы. По всем вышеуказанным причинам малейший зевок оператора (солдата, который дежурил за экраном локатора) был чреват очень поздним обнаружением (на добрых 100 километров ближе положенного). А это в свою очередь влекло следствие, “суд святой инквизиции” под названием парткомиссия политотдела, и т.д.
Как несли службу на Камчатке и Сахалине, рассказывать не беремся. Общение в 1990 году с одним подполковником - снятым после 1983-го с должности командира камчатского радиотехнического полка, натолкнуло на мысль, что в местах, где “зарплата в два оклада, а шапки в два охвата” (с удлиненными “ушами” армейской цигейки), позволяли себе некоторые вольности. Поэтому и “Боинг” в злополучную ночь 1 сентября 1983 года там обнаружили с опозданием.
Но мы-то на Русском об этом всем не знали. Подняли нас того же 1 сентября примерно в два часа ночи. Как уже отмечалось выше, это несколько удивило. Тем более, что обстановка в воздухе оставалась более чем спокойной. К шести утра с КП части нашему командиру в весьма закодированных выражениях сообщили, что “выше нас” (т.е. севернее) сбит американский самолет-разведчик RS-135. Последний - разведывательный вариант все того же пассажирского “Боинга”, где вместо пассажирских кресел расположена аппаратура радио- и прочей разведки.
К 8.00 местного времени грянул настоящий гром: было объявлено, что за истекшие сутки дежурным силам ПВО Дальнего Востока выставлена оценка в “два балла”. Кроме того, до особого распоряжения в частях и подразделениях объявлялась повышенная готовность, т.е. несение боевого дежурства усиленными расчетами, во главе с командиром или одним из его заместителей.

Разбор полетов

Как говорится, мы начали ждать разбора полетов и полетевших с плеч долой голов. Но ничего такого не было - информация поступала скуднейшая. Что-то лопотал телевизор, а газета “Правда” традиционно в таких случаях уделила событию несколько строчек, сообщив, что-то на-подобие - “был пресечен полет неопознанного воздушного судна”. Спустя несколько дней по телевизору показали бодрого подполковника, который и сбил, как оказалось, южнокорейский пассажирский “Боинг-747”. Пускал ракету, мол, по RS-135, потому как никаких иллюминаторов на борту самолета не видел. Дальше уже мастера контрпропаганды выдвинули предположение, что пилоты “Боинга”, видимо, приказали пассажирам закрыть шторки, что и сбило подполковника с толку.
Пораженный ракетой лайнер рухнул в море южнее острова Сахалин, но, как особо подчеркивали, в советские территориальные воды (“это его потом подводным течением в нейтральные вынесло”). Дальше появились разговоры, что было несколько попыток принудить пилотов “Боинга” к посадке, но они проигнорировали все требования.
В газетах появились карты полета южнокорейского лайнера. Он последовательно пролетел вдоль побережья Камчатки, затем вклинился на территорию СССР в районе Елизово (база атомных подлодок возле Петропавловска-Камчатского), затем вышел в нейтральные воды Охотского моря. Достигнув Сахалина, “Боинг” также прошел над запрещенными для полетов районами этого острова. Поэтому и было принято решение его сбить...
На Западе тем временем разгорелся настоящий информационный шторм. Различные международные организации объявляли санкции в отношении Советского Союза. В частности, был введен 14-суточный запрет на полеты самолетов “Аэрофлота” (это в то время - единственная советская авиакомпания, которой, кстати, всем нам можно было по-настоящему гордиться). Публика узнавала об этом по косвенным признакам - в период европейских футбольных кубковых турниров нашим командам приходилось вылетать в страны соцлагеря, а уже оттуда, с пересадкой на другой самолет, добираться к местам игр.
Госсекретарь США Джордж Шульц назвал действия советской стороны “неадекватными”. ЦРУ официально опровергло намеки советских дипломатов на то, что “Боинг” выполнял шпионское задание этого ведомства. А руководство СССР, в свою очередь, заявило (помните знаменитое “ТАСС уполномочен заявить”), что “военное руководство могло отдать приказ истребителям на уничтожение сбившегося с курса южнокорейского “Боинга”. В ответ США обнародовали материалы “прослушки” с японской базы в Вакканае, и всем стало ясно, что и советское командование, и пилоты все прекрасно знали, и действовали абсолютно осознанно.
Поговорили еще о том, что японцы - родственники погибших (самолет шел из США, с посадкой на Аляске, в Японию) получили разрешение побывать на месте гибели “Боинга” на борту специального катера. Вскоре, впрочем, все стихло. 19 октября в крохотном государстве в Карибском бассейне - Гренаде, вспыхнул государственный переворот (второй “советской” Кубы не получилось), а 25-го там высадились американские “командос”. “Угроза Америке была устранена” (так сообщалось в официальном заявлении госдепа США). Как говорят в таких случаях, ответ не замедлил себя долго ждать. 23 октября некие смертники-террористы впервые использовали ныне популярный “чеченский вариант” - подогнав к американским казармам в Ливане грузовик, начиненный динамитом, они погибли сами, забрав с собой жизни 242 американских и 62 французских солдат. Спустя несколько дней США полностью отказалось от своего военного присутствия на Ближнем Востоке.
А 24 ноября Генеральный секретарь ЦК КПСС Юрий Андропов заявил об увеличении количества ракет, нацеленных на США, из числа тех, что базируются на советских атомных подводных лодках. В каком состоянии Генсек делал свое заявление, исторические хроники умалчивают. Известно одно - 7 ноября лидер партии и государства впервые в советской истории не появился на трибуне мавзолея Ленина, а 9 февраля он скончался...

Необходимое послесловие

Что в итоге? Несколько субъективных замечаний. Во-первых, события 1 сентября 1983 года - это с высочайшей степенью вероятности все же провокация американских спецслужб. Есть все основания полагать, что нашпигованные советской агентурой американские ведомства все же допустили утечку информации о готовящейся акции. Ибо примерно за месяц до описываемых событий в наш Владивостокский корпус ПВО прибыла комиссия штаба Дальневосточного военного округа в составе... 500 человек. Ни до, ни после этого даже слышать о таких количествах проверяющих не приходилось. Проверили все - от белья солдата до читаемости томов Ленина. Все тщательно документировалось, а что касалось боевой техники, то принимались самые активные меры, чтобы привести ее в боеготовное состояние. Правда, после полета “Боинга” никаких последствий работы такой невиданной оравы проверяющих мы не ощутили. Почему трясли Владивосток? Да от него к Корее ближе всего...
Следует добавить, что южнокорейская компания КАЛ, которой принадлежал “Боинг”, уже отличалась участием в провокациях против советской ПВО. В 1976 году самолет компании “заблудился” в районе советско-финской(!) границы. Тогда большое количество разных командиров и начальников потеряли должности.
Приходилось знакомиться с сообщениями газет, что “добрые люди” очень настоятельно порекомендовали бывшему президенту Джеральду Форду отказаться от полета именно в этом самолете. Кроме того, в советской прессе появлялись публикации карт Дальнего Востока, на которых четко просматривается синхронизация полета т.н. американского спутника-шпиона и погибшего “Боинга” (именно в моменты вторжения последнего в пространство над Камчаткой и Сахалином). Кроме того, в полете “Боинг” постоянно сопровождал... RS-135. Он следовал параллельным курсом (ночью, добавим, эти разведчики летали очень редко). Был момент когда “эр-эс” один раз даже сближался с “Боингом” настолько, что их отметки на радарах совместились. Это поначалу позволило утверждать, что именно самолет-разведчик пошел на нарушение, а пассажирский, сбившись с трассы воздушного движения, следовал в сторону Японии...
Немаловажна и такая деталь: самолеты компании “Боинг” уже в то время обладали совершенной системой компьютерной навигации, с тройным резервированием. Исходя из этого, разговор о случайно сбившемся с курса самолете можно отмести с порога. Тем более, что над Сахалином действительно были попытки принудить “Боинг” к посадке...
Это были вопросы к стороне американской, а теперь вопросы к стороне советской. Во-первых, даже прошляпив самолет над Камчаткой, как можно было умудриться не посадить его на Сахалине? Ведь времени для организации этого дела оставалось уйма - можно было спокойно поднять необходимое количество истребителей с пилотами соответствующей квалификации. Да и без квалификации - как истребитель со скоростью, втрое выше “Боинга”, и на порядок маневреннее последнего, не смог выполнить задачу? Ведь ее выполнение - обязательное условие подготовки каждого пилота ПВО, заступающего на дежурство?
Похоже, “Боинг” не собирались садить. Выбор на уничтожение пассажирского самолета был сделан на самом высоком уровне (и падение “Боинга”, чтобы “концы в воду”, в океан, скорей всего, не случаен - унес он в пучину немало тайн). К тому же, политика “закручивания “гаек”, которую начал Андропов, требовала сильных средств - почему не в виде проявления решительности на Дальнем Востоке? Поэтому Советское руководство и ответило на вызов американского президента Рейгана. Жаль только, что паны подрались, а 269 ни в чем неповинных людей погибли. Кстати, за всю историю “холодной войны”, начиная с 1951 года, было сбито 10 американских самолетов. Все они, кроме последнего, были военными самолетами-разведчиками. Последним, как раз, оказался “Боинг-747” рейса КАЛ-007...
* * *
Прошло время. Генерал Карнуков, который непосредственно отдал приказ истребителю на открытие огня, дослужился до командующего ВВС-ПВО России. 4 октября 2001 года он присутствовал на стрельбах украинских ПВО в Крыму. Наши “певеошники”, заметим, и тогда, и сейчас оперативно подчинены российскому главкому. Во время стрельб с экранов локаторов исчез Ту-154 “Сибирских авиалиний”. Спустя четверо суток вину за его гибель возложили на украинцев. Наряду с термином “украиский буржуазный националист” (других “буржуазных” националистов в мире не существует), срочно появилось новое словосочетание: “Российский самолет Ту-154 был сбит украинской ракетой С-200, выпущенной украинским ПВО с украинской территории). Открылось даже целое соцсоревнование между российскими и т.н. украинскими СМИ в том, кто смачнее размажет Украину по стенке...
А виноватых и сегодня нет. Генпрокуратура занимается разговорным жанром, юристы Кабмина стараются растянуть “час расплаты”, т.е. время расчета с родственниками потерпевших. Все это может гарантировано указывать на то, что НЕ УКРАИНСКИЕ ВОЕННЫЕ ВИНОВНЫ В ИНЦИДЕНТЕ. Будь что не так, командир стрелявшего дивизиона уже давно бы мотал срок. А так, мы не знаем ни одной фамилии фигурантов дела. Но что поделать, если секретари Советов национальной безопасности и обороны России и Украины Рушайло и Марчук порешили, что крайние - “хохлы”. И открылась бочка с помоями на наши головы.
Заметим, речь в случае над Черным морем идет о случайном и непреднамеренном действии. Что касается 1983 года, то тогда все было сделано НАМЕРЕННО и ОСОЗНАНО (и со стороны США, и со стороны СССР). Но в прессе никаких серьезных исследований дела “Боинга” так и не появилось, о событии быстро забыли, да и сообщений о выплате компенсаций не появлялось. А если США периодически поднимали шум, им вежливо напоминали: да вы сами-то - не без греха! Кто “завалил” над Персидским заливом иранский пассажирский “Боинг”? Не вы ли? То-то...
Мы же продолжаем только утираться. Обидно, однако...