В Англии набирает обороты неслыханное доселе явление: так называемые “зеленые” похороны. Оказывается, бороться за охрану окружающей среды можно и после смерти, завещав похоронить свои бренные останки с минимальным ущербом для окружающей среды.
Проблема бесконечного расширения кладбищ остро встала перед крупными мегаполисами мира еще в начале ХХ века. Разраставшиеся некрополи занимали дорогие земельные угодия, громоздкие памятники и могильные камни требовали ухода и финансовых вложений,
Единственным решением казалась кремация, но помимо этических и религиозных вопросов возникли проблемы идентификации праха – по понятным причинам тело кремируется за закрытыми дверями, что всегда оставляет почву для слухов и спекуляций; концепция сжигания тела в принципе чужда христианской идеологии. Неудивительно, что спустя столетие после повсеместного распостранения кремации многие до сих пор выбирают традиционное захоронение.
И вот в начале 1990-х годов сторонники охраны окружающей среды предложили оптимальное с их точки зрения решение: экологичное, или “зеленое” захоронение: гроб из картона или папье-маше, который стремительно разлагается после попадания в почву, вместо мраморных плит и скорбящих ангелов – дерево или кустарник, которые особенно нравились усопшему, или даже захороненный в земле компьютерный чип с зашифрованной информацией.
Первое эко-кладбище открылось в городе Карлайл в 1993 г; сейчас таких некрополей уже более двухсот, и их число продолжает расти. Огромное примущество “зеленых” кладбищ заключается в том, что как только отведенный земельный участок заполнен, его можно передать в состав заповедника или сделать зоной отдыха для населения близлежащих городов; в случае с традиционными кладбищами это было бы немыслимо на протяжении столетий.
Единственное формальное отличие “зеленого” кладбища от традиционного заключается в том, что оно не освящается англиканской церковью, однако церковь уже разрешила погребальные службы на “зеленых” похоронах. Кроме того, священникам разрешено освящать отдельные захоронения, несмотря на отсутствие традиционных монументов и могильных камней. Помимо религиозных соображений, есть и финансовые: традиционный деревянный гроб стоит более 200 фунтов стерлингов, в то время как картонный обходится в 60 фунтов. Для тех, кто желает быть похороненным без ущерба для окружающей среды и в то же время не желает покоиться в “коробке из-под обуви”, предусмотрены не менее экологичные и быстроразлагающиеся гробы из бамбука и плетеной ивы.
Такие материалы, как картон, бамбук и плетеная ива используются не только потому, что они пропускают воду и быстро разлагаются в почве. В отличие от дерева бамбук и ива восстанавливаются в естественной среде гораздо быстрее, чем леса. В условиях повальной вырубки амазонской сельвы и сибирских лесов экономия дерева придает “зеленым” похоронам еще больше привлекательности по сранению с традиционным ритуалом: человек знает, что он не унесет с собой в могилу добрый кибометр древесины.
В результате “зеленое” кладбище выглядит как обычный парк, в чем и заключается его главное преимущество: земля остается в пользовании, покосившиеся памятники не портят пейзаж, нет необходимости выставлять охрану и поддерживать порядок на территории – природа себя регулирует сама. Также нет необходимости официально оформлять земельный участок как некрополь, что позволяет организаторам сэкономить массу времени, денег и нервов.
Экологическими захоронениями в Англии занимается благотворительное общество “Центр Природной Смерти”, которое было основано в 1991 г., с тех пор движение за экологическое захоронение человеческих останков распостранилось на США, Канаду, Австралию и Новую Зеландию. Такие темпы роста едва ли вызывают удивление -- “Центр Природной Смерти” предлагает информацию о том, как самостоятельно оформить участок земли под “зеленое” кладбище взамен поджертвования в размере всего лишь 10 фунтов стерлингов; кроме того, общество активно распостраняет информацию о том, как провести захоронение на земле, находящейся в частной собственности, как подготовить себя к смерти и т.д.
Безусловно, на британских островах и в Европе вопрос отвода земель под захоронения всегда стоял остро, однако если темпы расширения кладбищ в Москве и других крупных городах России будут и дальше расти, нам тоже есть над чем задуматься. Такие московские кладбища, как Хованское или Аннинское уже занимают площадь, сравнимую с небольшим районным городком в глубинке.
Конечно, понятие “зеленых” захоронений вызывает неоднозначную реакцию – погуляв по живописному парку с детьми или полежав с любимым человеком на травке, мало кому будет приятно узнать, что симпатичные аллеи и лужайки в недавнем прошлом были кладбищем. Но с другой стороны, где бы вам хотелось покоиться – среди хаотичного нагромождения кусков мрамора и железных оград с облупившейся краской, или в зеленой долине?