Совесть, религия и начертательная геометрия

Лианидд
Пусть верующие меня простят: неблагозвучный элемент в одном из слов заголовка – вовсе не символ нечистой силы, просто случайное совпадение. Это слово, и последующее, - вместе обозначают предмет, обычно нелюбимый студентами втузов: “начерталка”. Я с ней столкнулся в 7-м классе. Не я, конечно, а моя сестра, первокурсница, а я помог ей выжить в столкновении. Идея начертательной геометрии благородна – дать возможность людям, лишённым пространственного воображения (статистики не знаю, но таких - немало), выполнять и “читать” технические чертежи. Это как бы, инвалиду – костыль. Предмет, тем не менее, труден для очень многих. При пространственном воображении –никаких проблем (правда, если не слушать лекций). Ей-богу, для вовсе не гениального семиклассника задачи по этой науке были просто семечками. Почему же так грозна начерталка для студентов? Неужели пространственное воображение – редкость? Скорее всего, преподаватели этого предмета прилагают максимум усилий чтобы отвлечь внимание тех, кто мог бы употребить своё пространственное воображение, от его употребления. Для преподавателя главное дело – вогнать студента в страх, чтобы тот “почувствовал уважение”. Потому страдают все – и те кто без воображения и те, кто с оным.
Теперь, - о религии. Дожив до 62, общался я с многими. И верующими и неверующими, да и верующими в разные религии. Мне, конечно, в детстве (в школе) объяснили, что религия – опиум для народа. И Пушкин об этом писал, смешно и весело. Тем не менее, библию мне мама в детстве пересказала подробно, в качестве сказки. Только про евангелия – не помню. Хотя нет, про Петра и ловцов человеческих душ – говорила, но текстов в детстве не читала. Я читал оба завета уже студентом. Из любопытства (до некоторой степени – из-под полы: литература не так чтобы была запрещённая, но почти, и довольно редкая). В целом, я понял, что жить по заповедям, и ветхозаветным, и христианским – дело полезное. Да и образ Христа из писаний был вполне симпатичным. Гениальный, видимо, был мужчина. Неясно только, как и зачем в чудеса верить. Ну да бог с ним.
Сначала при советской власти верующие были редки, и мне с ними почти не приходилось сталкиваться. Потом, в студенческие годы и после, среди интеллигенции (особенно -математиков) верующих становилось всё больше и больше. Что меня удивляло при общении с ними, - отсутствие полноценного человеческого контакта. И никак не мог я понять, в чем дело.
Пока я в какой-то момент совершенно случайно не задумался над этим самым вопросом: “Почему свобода вероисповедания называется свободой совести”? Ответ подвернулся совершенно меня поразивший. В совсем грубой форме: хочешь – имей совесть, а хочешь – исповедуй религию. И – неважно какую. “Ловцы человеческих душ” объясняют, что они берут на себя заботу о твоей совести. Ты – живи, а они о ней позаботятся. После первоначального открытия мысль заработала дальше. Видимо, как и с пространственным воображением, (у кого есть, а кому – не дано) есть люди, у которых отсутствует что-то связанное с совестью. То есть не то, чтобы следовало называть таких людей бессовестными, но они не способны к проявлению совестливых чувств и поступков: сочувствию другим, сопереживанию и просто пониманию того, что другие – тоже люди, такие же, как они сами. Но врождённое ощущение того, что нечто вроде совести должно в тебе быть, есть у всех (генетически, как у общественных животных). Вот тут и появляется религия. Прямо в функции начертательной геометрии. Людям, с недостатком совестных качеств, она даёт суррогат: пользуйтесь на здоровье. Ну и, естественно, священослужители, что те преподаватели начертательной геометрии, пытаются, да и преуспевают в том, чтобы объяснить уже всем, что они – носители совести. Они – носители духовного и гуманитарного. Да и вообще, в обществе должно быть разделение труда – одни должны жить, как придётся, а другие успокаивать их совесть. Лучше её, голубушку, вовсе изолировать из общения людей друг с другом, оставить целиком на попечении религии. А какой – это уже дело пятое. Но, конечно, лучше всего – “нашей”, кто бы “мы” ни были. Лет в 16 мне попалась на глаза Конституция Сирии (тех лет). С совершенно потрясающей статьёй: “В Сирии разрешены все религии. Атеизм - запрещён.” Почему-то многим правителям (возьмите того же Буша!) атеизм поперёк горла стоит. Скорее всего, потому что без богов люди становятся людьми, - для себя и других, а не для богов, и трудно тогда людьми управлять.
Для меня долго было загадкой, почему в современном цивилизованном обществе США, 90 “с гаком” процентов населения – верующие. Ещё более непонятно было то, почему никто тут даже не заикается о том, как естественен и великолепен атеизм. Да и спросить было не у кого. Но как-то разговорился с соседом в самолёте. Говорю, ну почему у вас здесь атеистов нет? Почему никто за атеизм не ратует?
- А у нас, - говорит, - запрещено инвалидам рассказывать, что они инвалиды. Это будет нарушением ихних прав. А те, которые не могут не верить – они вроде как инвалиды (совести?), и создавать обстановку, в которой они будут чувствовать свою дефектность – противозаконно.
Такие вот пироги. Добавлю для молодёжи: жить мне приходилось всяко. Но никогда не возникала потребность в религии. Прекрасно обхожусь атеизмом. Последний пример, тоже из самолёта (из Хьюстона в Сан-Диего – на конференцию): сижу, читаю научную статью. Сосед тоже что-то читает. Уже на подлёте, начал он со мной разговаривать. Тут, если кто заговаривает, - 99% за то, что проповедник. Стало быть, он меня в свою религию обращать начнёт. Чуть начал, а я ему – в свои, мол, 60 с лишним, никогда в богах нужды не знал, а цель жизни целиком и полностью в настоящей большой науке нахожу (мозгом занимаюсь), и премного этим доволен. Взглянул на собеседника с торжеством, и... усовестился: знал он и понимал, что то, что он мне пытался всучить, - суррогат, начертательная геометрия, а я живу – у истоков истины. Жалостный, жалкий, ревнивый и затравленный взгляд проповедника так и стоит перед глазами.