Погладь, любовь О поэтическом творчестве Юрия Проскурякова

Шефова
(Заметки читателя)

В состоянии просветления поэт видит великолепие мира и переживает особый душевный подъем, который позволяет ему в стихотворных строках воспроизвести чувство причастности к тайнам бытия.
Образцы поэзии не всегда четки и определимы. Написать нечто значительное способен лишь носитель нравственных достоинств.
Этими качествами на наш взгляд, обладает современный литератор, Юрий  Проскуряков, который занимается разнообразной деятельностью в области культуры, поэтики и литературы и имеет многочисленные публикации. Многие из них можно найти в Интернете.
Юрий Григорьевич Проскуряков, наш современник, родился 27 ноября 1946 года в городе Луганске (Ворошиловграде), имеет высшее гуманитарное (преподаватель английского языка и литературы), психологическое, техническое и финансовое образование. Жил в Саратове, теперь живет и работает в Москве.
Какой он, современный литератор, Юрий Проскуряков?
Если все писавшие о Мандельштаме со стороны, начинали с одного и того же: Как непохож Осип Эмильевич в быту на Мандельштама в стихах или читающего стихи, напротив, у Ю. Проскурякова можно отметить однородность. Его произведения интеллигентны, красивы и всегда проникнуты вдохновением. Как и у Мандельштама, присутствует эстетическая всеядность.
И так же как писала Ахматова, у Мандельштама нет учителя, так и у Ю. Проскурякова, его стихи и опусы на удивление монолитны и целенаправленны – «выбор и определение собственного мира».
Есть у швейцарского классика психологии Жана Пиаже (Piaget, 1896 - 1980) термин – «компьютерная метафора» – аналогия человеческого ума, с работой сложного вычислительного устройства, перерабатывающего информацию, которая интерпретируется с точки зрения имеющихся у субъекта целей и сопоставляется с накопленным опытом, хранящимся в долговременной памяти, становясь основой для принятия решений, так  и у  Ю. Проскурякова «компъютерная метафора», как бы является основой его творчества.
 В предисловии к своим «Медитациям машин», Ю. Проскуряков пишет:
«С тех пор как человек стал формулировать сверхчеловеческие задачи, он непрерывно объединяет «под идею» людей и материальные ресурсы, организуя их в вертикальные древовидные иерархии, которые философ Мэмфорд назвал мегамашинами. Однако объединяющие метафизические идеи в этих мегамашинах начинают играть все более значительную роль, постепенно вытесняя материальное. Наконец, появляется Ницше с его сверхчеловеком, что вызывает к жизни многообразные технологии генерирования сверхлюдей, представляющих собой воплощения метафизических виртуальных мегамашин».
Очевидно, что «Медитации машин» несут в себе «компьютерную метафору»:
Любовь машин – это торнадо глаз -
Засасывает коктейлем ревущий магнит,
В животе твоем помещается автоваз
Миллиардами пуль рейтинг звенит…».

Как приходят стихи к Ю. Проскурякову, к чему приводит ассоциативный поток звуков и образов?
В его «Опусах старой тетради»:
.................................
Слезу, стирая со щеки
В твоем пустом пространстве белом
На поприще заиндевелом
Я подобрал твои коньки
Эрот морозный русских дев
И гений дивных песнопений
С пронзенных холодом коленей
Едва я прошептал напев,
Как день стал холоден и пуст
И хлопья медлили как годы
Стал снова смутен ход природы
.................................
Спишь ли в зеркале, лихо ль, худо ли,
Колыбеля влюбленных Венер,
Я вернусь к тебе тысячным Буддою
В запорошенный нежностью сквер…

Или « Соната пустоты», (Последняя прогулка):

И как живой, я говорю, прости
Траве густой, которой не расти.
И птице, что дождем не захлебнуться
Но и меня подхватывает сон
И бережно несет на небосклон,
Чтобы уже на землю не вернуться.

Вот такие, лирические и грустные стихи. В них отражена драма поэта.
Самым поэтическим циклом творчества Ю. Проскурякова являются его «Этюды города». Читая их, начинаешь «плыть» вместе с написанными строчками:
«… медленно осеннее движение. Лето жизни одышкой любви в конвульсиях заползает само в себя. Тумана тусклое окно. Белизна. Одиночество. Которое не разделить… и сидит на скамейке зависть с отравленным вином похвалы, бумажный цветок у ног. Погладь их, любовь. Пока она отвернулась, погладь их по голове. Детство рукой отца на моем стриженом затылке…Я жду тебя вечно, глядя сквозь конвульсии судорожных ладоней, на игры Ангелов, перебирающих бисер, снизывающих ожерелье влажно-зеркального песка…Испепеляю себя словами откровений, не смею коснуться твоей открытой левой ладони и поцеловать линию жизни, возвратить дереву его плод и отворить калитку нашей старой отчизны, благоухающей цветами созидания…».
Настоящий читатель поэзии – потомок: потому что он не знает того, что знают современники, и от этого поэзия прошлого для него нова и неожиданна, «Поэзия как целое всегда направляется к более или менее далекому, неизвестному адресату, в существовании которого поэт не может сомневаться, не усумнившись в себе» - это слова из статьи О. Мандельштама «О собеседнике».
И вот отрывок из стихотворения Ю. Проскурякова о Мандельштаме:

Открытый Воронеж, в котором
Не спит Мандельштам,
То падает в пену пустых вечеров
То взлетает,
И улиц ночных золотая пчелиная стая
Уносится в поле, к каким - то
Ненужным местам…
...................................

Так и современный литератор Юрий Проскуряков ищет контакта со своими потомками, с «нормальной публикой», различными способами, в том числе и через Интернет.
Юрий Проскуряков находится в творческом поиске настоящего читателя, интересующегося современным состоянием русской поэзии.
«…Погладь любовь,…погладь их по голове…».
Успеха Вам, Юрий Григорьевич!

26.06.04 г.

 
Примечание:
В статье использованы следующие материалы:
1. Статьи, стихи Ю. Проскурякова, личная переписка.
2. Предисловие Е. Серебрякова книги: Печали и радости. Двенадцать поэтов эпохи Сун.  2000 . (Мир поэзии).
3. Вступительная статья и комментарии М.Л. Гаспарова к книге: Мандельштам О. Стихотворения. Проза.  2001 г. (Б-ка поэта).