Центр развития карьеры. Для чего?!

Васюков Игорь
  Многие студенты и преподаватели ЧГУ уже знают, что на базе нашего инженерно-экономического института создается и, надеемся, уже в ближайшее время будет создан Центр развития карьеры.
  Название красивое, модное. Можно сказать – даже ультрасовременное.  О профессиональной карьере, яркой, стремительной, как хвост улетающей в небо космической ракеты, сегодня говорит разве что не ленивый. Однако при серьезном отношении к делу одних красивых слов явно будет недостаточно. Итак, что же такое Центр развития карьеры? ради чего и ради кого он создается? Какое, хотя бы по представлению его организаторов, содержание деятельности может он в себе нести?

Катализатор профессионального роста

  Несмотря на то, что идеология Центра еще только осознается, осмысливается и разрабатывается, можно с уверенностью заявить, что ничего подобного, никакой другой аналогичной структуры, работающей со студентами в этом направлении в рамках ЧГУ пока не наблюдалось и не наблюдается. Хотя, несомненно, некоторые функции, которые хотело бы и могло бы взять на себя  создаваемое подразделение, в той или иной мере встречаются в деятельности других подразделений ЧГУ. Например, в отделе практик, в Приемной комиссии и т.п. Уникальность, неповторимость, несводимость функций ЦРК ни к каким другим в университете, по нашему мнению, заключается в его более тесном, плотном, личностно - деятельностном сотрудничестве со студентами ИЭИ ЧГУ для более качественного и быстрого профессионального становления, формирования и развития последних.
  Если формальное образование, которое все мы получаем в вузе, должно сформировать у нас системное представление о мире и о нашей профессии, вооружить нас передовой научной методологией и методами познания и преобразования действительности, знанием его законов и закономерностей, то приложение сил со стороны ЦРК идет прямо противоположным путем.  Не вступая, тем не менее,  в разрушительные противоречия с первым подходом.
  Основная цель ЦРК заключается в том, чтобы спустившись с высот научной абстракции к конкретной личности студента института (к конкретным, состоящим из крови и плоти, студентам Саше, Маше, Пете), дать ему возможность лучше определиться в себе, в своих ценностях и целях, основных жизненных приоритетах, осознать и осмыслить особенности выбранной профессии и себя в ней, получить важный опыт в ходе личностно значимого участия в осуществлении реальных социальных, научных и бизнес - проектах, утвердиться в правильности выбранного пути и выстроить для себя оптимальную линию жизненной и профессиональной карьеры на ближайшее, после окончания вуза, и отдаленное будущее.
  В идеале Центр развития карьеры ИЭИ должен выступать в качестве катализатора профессионального становления, формирования и развития личности студента, не столько рассказывающий ему о его будущей профессии, сколько направляющий, подталкивающий, даже, провоцирующий молодого человека средствами включения последнего в процесс осознания, осмысления и переосмысления своей личности, в решения важных социальных, научных и предпринимательских задач, к плавному, органичному, быстрому и эффективному включению его в смысловой контекст основных требований профессии и ее социального окружения. Мы должны добиваться того, чтобы студент органично развивался личностно и профессионально, опираясь при этом на развитую у него, ни кем и ни чем не блокируемую, не подавляемую функции рефлексии, осознания и осмысления своего пути в профессии, функцию целеполагания.
  Студент, сам не отдающий себе отчет, зачем и для чего он учиться в вузе, сам не знающий ни своих собственных ресурсов, ни требований профессии, сам не реализующий себя в конкретной общественной практике, сам не развивающий в себе нужные компетенции, личностный и профессиональный потенциал, сам не ставящий перед собой никаких жизненных и профессиональных целей, сам не готовящий себя к жесткой конкурентной борьбе в мире взрослых профессионалов, вряд ли может быть интересен как самому вузу, так и ожидающему его рынку труда. Миссия ЦРК как раз и заключается в том, чтобы выстроить для этого необходимую студенту, студенческому сообществу  ресурсную базу, мотивировать его к максимально полному осмысленному развитию его личностного и профессионального потенциала, обеспечивающему его последующую продуктивность и конкурентоспособность в быстро меняющемся мире, максимально эффективно в нужное время и в нужном месте вывести его на орбиту самостоятельной профессиональной деятельности.

Свое место в информационном пространстве

  Однако ответов на вопросы: «Что такое ЦРК?» и «Зачем это нужно?», что вполне понятно, не может быть достаточно. Не менее важен, для нас, для  студентов, всех окружающих, вопрос о том, каким образом мы собираемся достигать намеченных целей и реализовывать декларированную нами миссию.   В настоящий момент у нас имеется, хотя и следует признать, совсем не полное представление о том, как это следует делать.
  Прежде всего,   как нам кажется, любой студент, начиная еще с самого первого дня своего обучения, а еще лучше, с того самого момента как он решил получить высшее образование, должен обладать максимально полной информацией о тех ресурсах, которые существуют, а также создаются в вузе, которые он мог бы использовать для своего профессионального становления и развития.
  Перечисление этих ресурсов может занять несколько страниц, но в целом все их многообразие можно свести к следующему списку. Студент имеет право, а, может быть, и должен знать в каком вузе он учиться, каковы его основные требования, нормы, традиции, история, кто и как им руководит, имена, биографии и интересы (научные, личные, любые другие) его преподавателей, перечень основных профессий и их специализаций, которые предоставляет вуз, перечень и значение тех научных дисциплин, которые он должен изучить, требования, в том числе психологические, которые предъявляет эта профессия к ее носителю, имена выдающихся выпускников и место их работы, особенности студенческого самоуправления, студенческий актив, основные мероприятия, проекты в которых он может принять участия и т.д. и т.п.
  Нетрудно понять, что подобные ресурсы, отвечающие на глубинные информационные запросы как студентов, так работодателей и абитуриентов, можно решить, путем наполнения информационной среды вуза разного рода справочными пособиями, энциклопедиями, информационными бюллетенями, пресс-релизами, информационными конференциями и семинарами,  и т.п. продукцией. Нетрудно также увидеть, что подобной информационной среды как ресурса для профессионального становления студента, в ЧГУ пока не существует. Или существует в виде разного рода организационных мифов, легенд, слухов, передаваемых студентами разных поколений из «уст в уста», что вряд ли способствует быстрому личностному и профессиональному росту. Скажем себе честно, наши студенты очень слабо представляют себе то, чем живут наши институты, кафедры, преподаватели, другие подразделения ЧГУ. Еще более слабое представление о жизни ЧГУ, о реальных и потенциальных возможностях его профессорско – преподавательского состава, студентов у тех, кто живет за рамками ЧГУ, но кому, в принципе, жизнь ЧГУ важна, как в плане решения профессиональных задач (работодатели), так и в плане своего будущего выбора (абитуриенты).

О студентах, собственно

  Понятно, что помимо информационных ресурсов, не менее важно для развития будущего профессионала и другие ресурсные составляющие жизни вуза. Такие как: материально-техническая база, финансы, технологии управления или обучения. Но непосредственное (и даже опосредованное) участие ЦРК в формировании этих ресурсов ЧГУ пока маловероятно, а, может быть, и совсем необязательно. Куда важнее и значимее для нас альтернативная работа по развитию самого важного в нынешнем мире организации ресурса, как люди. В этом отношении перед ЦРК, особенно в области работы со студентами, открываются почти безбрежные перспективы.
  У нас есть определенное видение того, каким образом и в какой последовательности следует развивать собственные ресурсы студентов.
  На первом этапе, как нам видится, решающей задачей ЦРК, является ориентация и мотивация будущих студентов ЧГУ в той или иной выбранной (или выбираемой) ими профессии. С одной стороны ЦРК может выступать как своеобразное подразделение образовательного маркетинга, помогающее «найти» в школах города и региона «лучшее из возможного».  С другой стороны, задача его специалистов заключается в том, чтобы сориентировать и замотивировать школьников в выборе наиболее подходящей для них профессии,  обучаемой в ЧГУ. Решить эту задачу, помимо информационной работы, путем организации профессиональных психологических консультаций и школ, проведением для школьников соответствующих тренингов, игр, семинаров, летних и зимних лагерей, организацией тесного сотрудничества и взаимодействия студентов вуза и школьников, например, в рамках какой-либо клубной работы, активным участием школьников в мероприятиях, проводимых ЧГУ и его студентами (например, таких как !Цивилизация», «Студенческая масленица», которые проводились в уходящем году).
  Второй этап и вторая группа задач, которых можно поставить для ЦРК – это адаптация бывших абитуриентов, ставших студентами к новой учебной деятельности. Нетрудно заметить, что многие проблемы в вузы у студентов появляется именно на этом, самом первом этапе обучения в высшем учебном заведении. Качественная учеба требует не только большого желания получать знания. Она требует и соответствующих навыков и умений, которым вполне можно овладеть. Это не что-то сверхестественное. И, как правило, те, кто учится на хорошо и отлично, прежде всего, именно умеют это делать. А раз это умеют они, то почему подобного рода учебным технологиям нельзя обучить других? Очевидно и то, что многое в успешной учебной деятельности зависит и от того, как и каким образом строит свои отношения начинающий студент с преподавателями, администрацией, другими студентами. Исследования показывают, что если в этом аспекте жизни студента существуют серьезные проблемы, они сказываются и на успешности обучения.
  Очень важным является вопрос об осознанном, осмысленном отношении студента к своей учебной деятельности. Сенека говорил: «Тот корабль, который не знает куда плывет, никогда не достигнет своей цели». На первый взгляд мысль о том, что, обучаясь в вузе, студент должен уметь планировать и программировать свое будущее, кажется банальной, чуть ли не общим местом. Но при ближайшем рассмотрении жизненных и профессиональных целей наших студентов, мы можем только констатировать, что четких и более менее осмысленных представлений студентов о своем даже ближайшем будущем (не будем говорить о дальнем) у них, как правило, нет. Никто не только не учит их самоопределяться, расставлять приоритеты, формулировать свои личные цели и задачи, но даже и не пытается это делать. Можно подумать, что подобный процесс возникает как бы само собой. Что это общее место. Но это далеко, очень далеко не так.   Подобного рода работой, начиная с первого-второго курса университета, мы тоже настойчиво собираемся заниматься.
  Очень важно, чтобы студент с самого раннего этапа обучения в вузе принимал какие-то активные действия по выходу только за узкие рамки учебной деятельности, чтобы он социализировался и набирался реальных практических знаний, навыков и умений, за рамками только вузовского обучения. Мы считаем важным, чтобы студент, начиная с первого-второго курса активно бы принимал участия в различных игровых и социальных проектах. При этом обязательно личностно значимых для самого себя. А, начиная с третьего, четвертого, когда реально стоит вопрос о будущей профессиональной деятельности, активнее бы контактировал  миром бизнеса, а также более активно участвовал в различных бизнес-проектах и проектах организаций, которые хотели бы и могли принять его на работу в самом ближайшем будущем.

О лидерах, выпускниках и имидже ИЭИ

  Очень важный аспект работы ЦРК ИЭИ на наш взгляд заключается не только в отборе и работе с продвинутыми, в чем-то профессионально отличившимися студентами, но и с теми, кого мы называем лидерами, т.е. студентами, для которых не только характерна собственная активная жизненная позиция, но и тех, кто готов вести за собой других, готов ставить пред собой и окружающими самые высокие цели, готов настойчиво и продуктивно их добиваться. Для этих ребят мы предполагаем создание разного рода Школ управленческого актива, школ лидеров и т.п.
  Мы заинтересованы в том, чтобы потенциальные выпускники вуза, сразу же после его окончания, не терялись бы, а оставались бы важным, мощным и мобильным нашим ресурсам, который можно было бы использовать и для профессионального становления и развития студентов, которые еще продолжают учиться в вузе. Поэтому мы активно собираемся развивать Ассоциацию выпускников ИЭИ ЧГУ, коммуникацию между выпускниками, встречи их друг с другом и преподавательским составом, приглашение их на самые разнообразные наши мероприятия. По уровню развития наших выпускников, их профессиональной и жизненной успешности, мы будем судить о своей работе и как-то корректировать, изменять ее в лучшую сторону, если в этом будет соответствующая необходимость.
  И, конечно же, мы бы хотели более активно принимать участие в формировании благоприятного имиджа ИЭИ ЧГУ. Чтобы в нем было престижнее учиться, чтобы школьники, работодатели, общественность не только Череповца, но и других регионов, считало бы за честь иметь дело с выпускниками, студентами и преподавательским составом ИЭИ ЧГУ.

Кто рядом, кто поможет?

  Конечно, все эти благие пожелания могут так и остаться на бумаге или просто прозвучать и навсегда исчезнуть в этом зале, если деятельность ЦРК, с одной стороны, не будет интересна тем для кого она в первую очередь предназначена, а с другой, теми, кто мог бы ее поддержать. Нам важна обратная связь со стороны студентов, преподавателей и администрации вуза, со стороны бизнеса, власти, представителей школьного образования, чтобы понять, в каком из обозначенных направлений нам следует идти в первую очередь, каковы наиболее острые, наиболее злободневные вопросы, требующие внимания, где мы сильны и продуктивны, а где нам еще нужно расти и расти.