Интеллигенция как неизвестный науке зверь

Александр Костров
Интеллигенцию пинали и кляли везде, всегда и во все места. Чуть что не так
сразу интеллигенты виноваты. Просто какое-то стадо козлов отпущения (или
опущения? Ну, кому как нравится).
Интеллигенция и история. Интеллигенция и власть. Интеллигенция и народ. Роль
интеллигенции в обществе. Нужна ли она вообще?
То и дело мы слышим эти фразы, но понимаем ли мы, что за зверь такой -
интеллигенция, какой она была (если была вообще),  какой она стала (если ещё
есть), и какой должна быть (если вообще будет чему быть)? Ясно лишь, что
интеллектуальная элита и интеллигенция   это две большие разницы, и есть ли
такая разница где ещё   огромный вопрос. И вообще, интеллигентность   явление
российское именно как явление и образ мысли, а не только как принадлежность к
определённому классу или прослойке.
Проблема интеллигенции требует своего рассмотрения потому, что  её роль в том,
что  сегодня представляет собой Россия, очень велика. Да, интеллигенция имела
самое прямое отношение и к революциям начала двадцатого века, и к так называемой
"перестройке", поскольку её естественной средой обитания, в которой она занимает
оптимальное материальное и творческое положение,  - является буржуазная
демократия. Именно в ней  она чувствует себя как рыба в воде.
Об историческом развитии России и становлении её государственности написаны
тысячи тысяч всевозможных книг, статей, исследований, популярных рассказов и
романизированных повестей. Кажется, в прошлом нашей страны исследовано всё до
последней молекулы, до самого последнего знака препинания в историческом тексте.
А между тем, не прекращаются дебаты, споры и "уточнения", после которых все
окончательно запутывается и надо начинать сначала
Мы попробуем разобраться в этом звере, для того, чтобы понять, где его место
сегодня и какова его роль, размножается ли он в неволе и являются ли для  него
привычной средой обитания клетка или вольные луга.
Даже с определением интеллигенции у нас вечная путаница   каждый понимает её
так, как хочет   пусть не в меру своей испорченности, но уж в меру
принадлежности к определённому классу   гарантированно.
Так, например, Л. Троцкий рассматривает интеллигенцию  как дифференцированный
класс работников умственного труда, А. Цветков   как  артистическую прослойку, и
вообще, по выражению Вересаева, наша русская интеллигенция настолько характерна,
что дала иностранным языкам специфическое слово intеlligentsia.
Что такое русская интеллигенция? Можем ли мы считать, что это нечто в сущности
аналогичное тому, что именуется интеллигенцией или интеллектуалами на Западе?
Иначе говоря; можем ли мы считать, что русский интеллигент   это просто-напросто
русский вариант западного интеллектуала? Или же мы должны видеть в русской
интеллигенции существенно отличное явление   пусть хоть и  порожденное западной
культурой, встречей России и Запада, но развившееся в нечто оригинальное и
специфическое, в нечто принципиально отличное от исходной модели?
Ответы на этот вопрос могут быть кардинально различными.
         В западной перспективе русские интеллигенты могут восприниматься как
нечто тождественное их интеллектуалам   здесь нередко между ними ставят знак
равенства.
         В перспективе же русской, напротив, видится нечто отличное и даже
особенное: в предельном случае русский интеллигент и западный интеллектуал могут
восприниматься как полярно противоположные явления.
         Иными словами, русская интеллигенция представляет собой специфически
русский культурно-политический феномен, рождённый российской государственностью,
которая так до сих пор и не поняла, что же ей с этим феноменом делать.