Конец эпохи игровых приставок

Александр Рычков
Помню, лет десять назад, когда я еще учился во втором классе, одному моему другу отец привез из Китая игровую приставку, произведённую Бог знает кем. Это сейчас мы хмыкаем при слове "noname"1, под которым подразумеваем целый класс дешёвых низкокачественных железок "желтого" происхождения. А тогда для нас, восьмилетних пацанов, пластмассовая штуковина с отверстием под картридж и двумя примитивными джойстиками, которая подключалась к обычному телевизору, была чем-то почти нереальным, из области фантастики. Сколько часов было потеряно за отстреливанием уток из оптического пистолета, прохождением лабиринтов в Mario2, в битвах с двухмерными роботами-трансформерами. Через пару-тройку лет простейшие 8-битные игровые приставки стали вполне привычным предметом обихода среднестатистического россиянина, потом появились и 16-битные. В то время IBM-совместимые ПК были еще редкостью, преобладали "двушки", "трешки" и "четверки" (не "Пентиумы", эта продукция Intel была тогда еще слишком дорога и недоступна рядовому пользователю). Слабые, нередко с черно-белыми мониторами, допотопными видеокартами и памятью не более 8 Mb, часто без звука ("пищалка" не в счет), они подходили разве что для тетриса. Чего уж говорить о всяких там "Кворумах" и "Спектрумах", которые по полчаса загружали необходимую программу с магнитной ленты аудиокассеты.
Долгое время приставки были картриджными (использовали в качестве носителя информации картридж, внутри которого располагались микросхемы с не перезаписываемой памятью, в которой хранилась сама игра), потом совершился дрейф в сторону CD-накопителей. Таковы были Panasonic 3 DO, Sega, Saturn и первые Sony Play Station2. Ближе к концу 90-х приставки и PC сосуществовали и соревновались примерно на равных. Но в течение достаточно большого промежутка времени производители игр все-таки отдавали предпочтение приставкам, и продукция для них появлялась зачастую гораздо раньше, а качество нередко было куда выше. Примером тому служит популярная некогда игра Tomb Rider: в версии для "перcоналок" фигура главного персонажа Лары Крофт чересчур угловата, в то время как на той же Play Station эти неровности сглажены.
Однако темпы развития IBM PC с каждым годом росли. Стабильное увеличение частоты процессора вдвое за год, старания таких производителей видеоадаптеров, как 3Dfx, nVidia, ATI и Matrox, расширение возможностей звуковых карт, привели в совокупности к тому, что все возможности данной платформы оказались далеко не всегда полностью востребованными в играх. Качество трёхмерной графики на компьютерах сейчас куда круче, чем даже у Play Station II и нашумевшего продукта всемирно известной компании Microsoft. Наисовременнейшие ATI Radeon 9700 Pro, Matvox Parhelia и всеми ожидаемый GeForce FX4 не собираются на этом останавливаться. В основу той же небезызвестной MS X-Box положен камень Intel Pentium 750, что на сегодняшний день для игрового ПК - лишь необходимый минимум.
Кризис продаж вышеупомянутой консоли5, а также последние заявления Nintendo позволяют сделать вывод, что интерес к приставкам постепенно падает. Искусственные меры вроде задержки выпуска игр рано или поздно перестанут срабатывать, кроме того создано большое число эмуляторов6, позволяющих запускать игры без самой приставки на ПК. Да и использовать его можно в самых разнообразных целях, не только игровых.
Короче говоря, пик популярности игровых приставок прошел и, по-видимому, безвозвратно. Со временем они, скорее всего, постепенно отойдут в тень, хотя пока это в будущем. Sony по-прежнему кормит обещаниями выпустить что-нибудь эдакое в виде PlayStation III. Хотя все же побочному продукту развития вычислительной техники уготована незавидная участь: рано или поздно уйти в небытие.
Я никогда не был владельцем приставки и, скорее всего, никогда им не буду, но даже мне грустно говорить об их печальной перспективе. Ведь с ними уйдет и частичка чего-то хорошего, что было, но исчезло из нашей жизни.