Содружество

Васюков Игорь
Газета Городской конференции «Проблемы профилактической и реабилитационной работы с детьми в образовательных учреждениях»


  Открыл конференцию директор Межведомственной службы помощи детям и молодежи Александр Викулов. В своем приветственном слове он подчеркнул, что цель этого мероприятия заключается в знакомстве участников с успешным опытом работы и с эффективными технологиями работы в области детской и подростковой профилактики.
- Профилактика, - как заметил Александр Владимирович, - это предвидение лучшей жизни, факторов, которые мешают или помогают улучшить человеку жизнь. Когда мы не занимаемся профилактикой, мы занимаемся реабилитацией.
  Первым слово для выступления было предоставлено заместителю мэра по социальным вопросам Алексею Макаровичу Акишину.

Из выступления А.М. Акишина
  Сегодня становится очевидным, что существующие дорогостоящие подходы к решению проблем несовершеннолетних должны быть дополнены и скорректированы следующим образом.
1. Необходимо перейти к возможно ранней профилактике отклонений в физическом, психическом и социально-духовном здоровье и поведении несовершеннолетних, а не  «бить по хвостам», занимаясь дорогостоящей, малоэффективной,  социальной работой или запоздалой профилактикой (вторичной, третичной, «десятиричной»). Следует изменить соотношение профилактической и реабилитационной работы в социальной политике: эффективнее и дешевле заниматься возможно ранней профилактикой…
2. Очевидно, что для эффективной профилактической работы необходим межведомственный и междисциплинарный подход, т.е. интеграция и координация усилий всех организаций, работающих с несовершеннолетними. Мэрия города создает организационные механизмы гибкого и оперативного реагирования на проблемы несовершеннолетних, через оперативные совещания мэра, через штаб по борьбе с безнадзорностью и беспризорностью, через межведомственные комиссии мэрии и внутри ведомств, через постоянно действующие семинары, конференции, а также МСПДМ… Пора решительно преодолевать стереотипы массового общественного сознания о том, например, что здоровье личности может обеспечить высокое качество медицинской помощи…
3. Необходимо использование в практике работы ведомств и организаций современных социальных и профессиональных технологий…
4. Повышению эффективности работы будет способствовать создание единого профилактического и реабилитационного пространства для несовершеннолетних, в том числе единое информационное пространство по проблемам несовершеннолетних. Оно включает в себя: информационные базы данных, субъектов – пользователей этой информации, механизмы взаимодействия с пользователями информации для получения обратной связи, механизмы привлечения горожан в информационную деятельность.
5. Построение единого профилактического и реабилитационного пространства предполагает тщательный анализ отклонений в здоровье и поведении с целью выявления упущенных возможностей в профилактической работе. Так, например, подробно исследуется жизненный путь подростков с девиантным и деликвентным (неправопослушным) поведением с целью выявления сбоев в системе профилактической работы. Установлено, что среди несовершеннолетних преступников – 90% подростков с некомпенсированными минимальными мозговыми дисфункциями и не развитым вербальным (речевым) интеллектом.
6. С целью выявления и успешного решения проблем повышения эффективности профилактической и реабилитационной работы важно, как говорилось выше, использовать современные социальные технологии. Одной из таких технологий является технология хорошо сформированного результата.
  Мы никогда не достигнем поставленных целей, если будем формулировать их только в зоне проблемного состояния, то есть в формулировках не допустить отклонений в физическом, психическом, социальном и духовном здоровье несовершеннолетних, оградить их от алкоголизма, наркотиков, преступности, сифилиса, неблагоприятных воздействий и т.п. Важно наметить переход от проблемного состояния к желаемому состоянию, преодолевая неизбежные препятсивия и помехи, осуществляя при этом поиск готовых ресурсов.
Что мешает увидеть личность в ребенке?
 
Первым, среди профессионалов, со своим докладом, посвященным личностно-ориентированному подходу как одному из важнейших условий повышения профилактической работы, выступил директор Института психологии и педагогики ЧГУ, доктор психологических наук В.Г. Маралов.
  В своем выступлении он подчеркнул, что деньги далеко не все решают в эффективности профилактической работы.
- Можно потратить миллион долларов и не получить ничего. – констатировал Владимир Георгиевич.
  Далее В.Г. очень подробно и аргументировано говорил о личностно-ориентированном подходе как о подходе, сформировавшемся совсем не давно и противопоставляющим себя ставшему традиционным в нашей педагогике авторитарному подходу.
-У нас много педагогов, не владеющих личностно ориентированными методиками работы с детьми. Но это исправимо, если в основе личностной ориентации этих людей лежит личностно-ориентированная позиция. В ином случае применение любых личностно-ориентированных методов и методик работы представляется бессмыссленным. До 90 процентов педагогов, работающих в школах России по своей структуре личности являются авторитарными людьми. В  силу этого они не могут рассматривать личность ребенка как автономную, внутренне принять его.
Принятие себя, освобождение от стереотипов, преодоление защит и приобретение терпимости – вот те исходные методические принципы, которые лежат в основе переориентации педагога в сторону личностно-ориентированного подхода.  Еще одно важное условие – создание в школах условий для свободного самовыражения людей.               А. Ученый
Игра «про взаимодействие взаимодействия»


  Во вторник, седьмого октября, в актовом зале школы №7 (случайно ли случайное совпадение?), предваряя основную конференцию, состоялась деловая игра на тему «Межведомственное, междисциплинарное, межсекторное взаимодействие субъектов социальной сферы в целях профилактики работы с несовершеннолетними».  В деловой игре приняли участие около 80 человек, правда часть из них к началу второй части мероприятия из зала по какой-то причине удалилась. Вели игру представитель Центра аналитических разработок Олег Самусенко и представитель МСПДМ Ольга Бахарева. Вначале игры ведущие сформулировали цель мероприятия – построить и отработать взаимодействие различных сфер социальной работы с детьми в области поддержания и укрепления здоровья детей. Для того чтобы, по мнению организаторов, участники игры не погрузились в пучину излишних дискуссий, им была предложена также и некоторая трактовка здоровья, как физического, психологического, интеллектуального и социального оптимального взаимодействия ребенка с миром и с самим собой.
  Само по себе содержание деловой игры представляло из себя следующее. Сначала участников, представителей различных сфер социальной работы, в случайном порядке разбили на подгруппы. Одна из них представляла образование, другие – спорт, культуру, медицину и социальную помощь. Около тридцати-сорока минут команды сидели в своих подгруппах и с помощью игротехников, а это, в основном были девушки-студентки, пытались найти те проблемы, которые в той или иной мере препятствуют здоровому развитию ребенка (т.е., по словам О.А. Самусенко, «когда на выходе здоровье лучше, чем на входе»).
  Проблем в подгруппах была названо немало. Тут и плохая наследственность, и слабое здоровье самих родителей, и некачественная медицинская помощь, и отсутствие престижности здорового образа жизни, и повсеместно не соблюдаемые санитарные нормы в виду аховой бедности материально-технической базы учреждений социальной сферы, и отсутствие методического обеспечения и т.п. Когда же группы, после «погружения», вернулись на общее заседание, выяснилось, что все мы вместе «накопали» что-то около 33-35 проблем, стоящих внимания. При этом О. Самусенко довольно жестко расспрашивал выступающих «что они имеют ввиду», озвучивая ту или иную проблему, а те проблемы, которые не отвечали на вопрос: «Как решить?» вообще безжалостно изгонял из заветного списка.
  Во второй части, когда участники немного отдохнули и заправились «котлетками и пюрешкой» в столовой седьмой школы, организаторы предложили каждой подгруппе, то бишь представителям той или иной социальной сферы решить какие-то из имеющихся в списке, по их мнению, наиболее важных проблем, используя при этом существующий потенциал представителей других ведомств. Когда от того или иного ведомства требовалась какая-то помощь, участники подгруппы, должны были написать туда что-то вроде обращения о сотрудничестве, которое ложилось в «почтовый ящик», некую матрицу, которая была вывешена на стенде тут же в зале. Нельзя сказать, что с этим заданием команды справились блестяще. Было много тупиковых моментов, когда все решение сводилось к поиску финансов, которых никогда нет, или к стереотипным обращениям к своему собственному начальству, например, от управления образования к управлению образования с просьбой «посодействовать».
  Наиболее ценным результатом деятельности подгрупп, на наш взгляд, были некоторые инновационные идеи, родившиеся в ходе обсуждения. Например, представители «образования» предложили другим «ведомствам» провести в городе так называемый «фестиваль здоровья детей» в котором предлагалось задействовать и сферу культуру, и спорт, и науку, и бизнес, и, конечно же, здравоохранения. Но в силу того, что участники игры видели друг друга чуть ли не впервые, а по окончании игры разбрелись по своим «норам», вряд ли следует ожидать, что эта инициатива в ближайшее или даже чуть более отдаленное время, приобретет какие-то черты живого дела. Реализация инициатив, наверное, требует куда более продуманных технологий и задействования ресурсов. Тем более, известно, что в социальной сфере существует т.н. синдром Красной Шапочки, когда ее представители без труда наберут любой «букет» проблем и решений, но считают, что реально воплощать их должен кто-то другой: плохие мэр, депутат, бизнесмен, случайно залетевший к нам «на огонек» инопланетянин.
  Если судить по заявленным организаторами целям ни о каком взаимодействии ведомств, дисциплин и секторов на игре, по сути, не было и речи. При этом, ведь даже не было сформулировано понятие «взаимодействия». А в таком случае – о «чем поем»? Откровенно говоря, и какой-либо другой результат в этой игре просматривался довольно смутно, хотя, как известно, без каких-то, хоть и минимальных позитивных постигровых эффектов никакая игра не обходится. Надеемся ~ это.

Гога Репортеров

Четыре философских принцпа команды Лихтарникова

    Почетный гость Конференции Андрей Леонидович Лихтарников в своем блестящем выступлении сказал о четырех важнейших принципах работы со своими клиентами (трудными детьми, юными преступниками), которые в конечном итоге создают ситуацию “чуда”, т.е. возможность изменения сознания детей-правонарушителей.
  Первый из этих принципов – уважение или соблюдение прав тех с кем работают педагоги и психотерапевты. Взрослый должен не только признавать права ребенка, но и быть их гарантом для него.
  Второй принцип – глубокий и искренний интерес к подростку, его мотивами и целям. Взрослый должен исследовать мир потребностей ребенка во всей его полноте.
  Третий принцип – это вера, которая для команды Лихтарникова означает, что человек не должен ориентироваться на чьи –то субъективные ожидания, а максимально использовать свой внутренний ресурс.
  Четвертый принцип и понятен и не понятен для традиционного восприятия. Это – любовь. Но этот принцип для Лихтарникова означает, что педагог должен видеть мир глазами ребенка, чувствовать то, что чувствует ребенок, принимать  его.
  Если профессионал, работающий в области принимает эти принципы, то по наблюдениям Андрея Леонидовича примерно через две недели он получает эффективную обратную связь – можно работать по изменениям и добиваться результата.
  Без эффективной воспитательной работы, по мнению А.Л., невозможно решение всех других задач профилактики.
«Конференция – это обмен опытом, консолидация профессионального сообщества, просвещение людей»
Беседа с  В.Г. Мараловым

  Накануне предстоящей городской конференции на тему «Проблемы профилактической и реабилитационной работы с детьми в образовательных учреждениях» мы побеседовали с директором института педагогики и психологии ЧГУ, д.п.н., профессором Мараловым Владимиром Георгиевичем, который выступает с докладом «Личностно-ориентированный подход как одно из важнейших условий повышения эффективности профилактической работы в образовательных учреждениях».
   По его мнению, смысл конференции «тройной». Это, во-первых, обобщение опыта в плане профилактики, во-вторых, консолидирование усилий медиков, социальных работников, психологов, педагогов для дальнейшей работы, в-третьих, просвещение и привлечение заинтересованных людей- родителей, общественность.
   Наиболее мощным средством повышения эффективности профилактической работы Владимир Георгиевич считает внедрение личностно-ориентированного подхода для создания оптимального типа отношений и взаимодействия между людьми. И поскольку в настоящее время работа проходит по принципу коррекции, «скорой помощи», что не всегда эффективно, то необходимо создать серьезные прогнозы, диагностику, чтобы выявить перспективные линии.
Самим Владимиром Георгиевичем, его студентами и аспирантами проведена огромная работа в данном направлении - это различные тренинги, книги («Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе» и др.), пособия для родителей («Обучаем детей ненасилию»), семинары (не только в Череповце, но и по всей стране), а также работа с педагогами и детьми. В частности, им создан экспериментальный детский сад №24 со специальной программой развития, воспитания нравственности, обучения общению, выхода из конфликтных ситуаций. Он работает 10 лет и уже достигнуты определенные результаты: в школе отслеживали дальнейшее развитие детей и установили, что они выгодно отличаются от своих сверстников - более организованны, самостоятельны. Хотя это сложно, мешает нехватка подготовленных людей, специалистов, в будущем, когда этап эксперимента пройдет, стоит задача - шире распространить программу, перенести ее на школы, чтобы восполнить пробелы в нравственном  воспитании.
По мнению Владимира Георгиевича, до глобальных результатов далеко (мешают социальные факторы), но все, что сейчас делается в городе в этом направлении, уже приносит определенные плоды. Педагоги меняются в позитивную сторону, о чем свидетельствуют выборочные исследования, и это дает о себе знать. Самый главный результат программы - это привлечение мнений, и если люди задумываются над данными проблемами, то это уже хорошо.
   Сейчас Владимир  Георгиевич выходит еще на одну не менее важную проблему - проблему самоутверждения, самореализации, самовоспитания, выпущена книга «Основы самосознания и саморазвития». Нравственность людей должна воспитываться с детства, но она корректируется в течение жизни, поэтому мы надеемся, что его деятельность заслуживает должного внимания, получит широкое распространение и признание, т.к. в настоящее время это очень актуально.               
  Татьяна Павлова и Людмила Ефимова

Психолог Светлана Шуралева: «Нет холодного места в горячем котле»

     9-10 октября в ДК “Аммофос” пройдет городская конференция на тему “Проблемы профилактической и реабилитационной работы с детьми в образовательных учреждениях”. Мы взяли интервью у руководителя отдела профилактики МСПДМ Шуралевой Светланы Алексеевны.
 
Л. и О.: Светлана Алексеевна, с какими основными проблемами вы сталкиваетесь в своей работе?
С.А.: В семьях, особенно в молодых, существует много проблем. Самая большая проблема – это алкоголизация наших семей. Вторая проблема – проблема взаимоотношений в семье. Это наиболее сложная и серьезная проблема, которую в настоящее время практически невозможно решить. Она затрагивает многие сферы – личностную, социальную, материальную.
Еще одной проблемой являются неполные семьи. Как показывают наши исследования, большое количество женщин занимаются воспитанием детей в одиночку. Кроме того, заметно резкое падение социального статуса мужчины в обществе. (Материальное положение женщин значительно выше, чем у мужчин.)
Л. и О.: Какие службы помощи семьям существуют в нашем городе?
С.А.: На самом деле очень много служб занимаются помощью семьям. Например, комитет социальной защиты. Но как консультант и практический психолог, я хочу сказать, что когда появляются
проблемы у ребенка, все внимание обращается на него. Но, как показывает опыт, нужно работать непосредственно с самой семейной системой. Я всегда говорю, что “нет холодного места в горячем котле”. На данном этапе специалистов, которые занимаются глубинной семейной психотерапией, насчитывается в Череповце не более пяти человек.
Л. и О.: То есть работу по решению этих проблем в Череповце нельзя назвать эффективной?
С.А.: Да. Нужно менять саму форму работы, всю систему, которая существует в городе. Например, что может сделать в детском саду всего один психолог, работая одновременно с тремя тысячами детей. Необходимо подготавливать команды специалистов, которые работали бы по конкретным отдельным темам. Такой опыт работы уже есть в Санкт-Петербурге и, насколько мне известно, он дает неплохие результаты.
Л. и О.: Как мы поняли, ситуация в семьях Череповца достаточно сложная. Что, по вашему мнению, могло бы улучшить ее?
С.А.: Чем меньше общество выделяет ребенка в какую-то определенную категорию (например, категория подростков), тем меньше проблем у того же самого подростка. Многим родителям легче “завязать шнурки своему ребенку в восемнадцать лет”, чем вовлечь его в процессы семейной жизни.
половую жизнь, не задумываются о последствиях случайных связей. Данные статистики  неутешительны. На 100000 человек населения
приходится 125 ВИЧ инфицированных. Причем это относится как к неблагополучным, так и к вполне нормальным семьям.
Л. и О.: Что вы можете сказать по поводу проходящей в эти дни конференции?
С.А.: Очевидно влияние на ребенка той среды, в которой он находится (школа, друзья, и т.д.). Наша основная задача – найти проблемные точки. Сама концепция конференции заключается в том, чтобы наметить На данный момент очень остро стоит вопрос также и в половом воспитании детей. Часто те, кто начинают раннюю междисциплинарные, межсекторные взаимодействия, отработать маршрутный путь проблемного ребенка.

Елена Герасимова и Ольга Ефимова
Сульдин Евгений Иванович, врач-психотерапевт: «Мне бы хотелось увидеть практический результат от этой работы»

Впервые услышав о конференции, мы твердо решили: «Идем». Но, увидев программу, честно говоря, растерялись. Как людям, не имеющим специального образования, а интересующимся психологией, нам было сложно выбрать определенное направление. И за помощью обратились к известному врачу – психотерапевту Сульдину Евгению Ивановичу. (В программе он указан как докладчик на тему “Профилактика и реабилитация психосоматических заболеваний и неврозов в образовательных учреждениях”).

Корр: Е.И.,  пожалуйста, расскажите немного о структуре психосоматических заболеваниий  и неврозов, причинах их возникновения?
Е.И: Сегодня любой человек, от домохозяйки до президента России, знает, что первопричиной большинства заболеваний являются стрессовые ситуации, как говорят, “от нервов”. В структуре любой личности существуют, разумеется, особые механизмы защиты: реакция, эмоциональная реакция, соматодвигательный компонент (реагируют на внешние раздражители внутренние органы). В основе психосоматических заболеваний лежит такой же механизм. Мы разделяем личность на
- психическую: я хочу, но не могу
- стоническую: я могу, но не хочу
- абцессивно-компульсивную: я хочу, но не имею права.
Таким образом человек неосознанно ставит себе преграду – возникает конфликт с окружающей средой. При накоплении определенного колличества отрицательной информации и появляется невроз. Первый, истерический невроз можно наблюдать у ребенка 2-3 лет. Он проявляется в плохом настроении, подавленном, плаксивом состоянии, а позже и в физическом недомогании. Невроз может иметь множество выражений: нервные тики, энурез, бессонница и т.д. Но не нужно его воспринимать как истинную проблему, невроз только сигнализирует о проблеме. Поэтому не  имеет смысла лечить только симптом, нужно искать причину его возникновения.

Корр: Е.И. Каковы наиболее типичные последствия психосоматических заболеваний и неврозов?
Е.И. Самыми опасными последствиями психосоматических заболеваний признаются вирусные инфекции. А психопатизация (отклонения личности) может перерости в такие асоциальные явления, как алкоголизм и наркомания.

Корр: Е.И. еще хотелось бы поговорить о конференции. Что вы ожидаете  от ее проведения?
Е.И.: Мне хотелось бы увидеть практический результат от этой работы. Чтобы врачи-соматики обратили свое внимание на психотерапию. Чтобы после посещения дипломированных специалистов пациенты не прибегали к помощи экстрасенсов. К сожалению, сегодня это достаточно распрастранненый вариант. Хочется, чтобы врач увидел в человеке личность, а не симптом. Главная задача сегодняшней работы в данном направлении – показать специалистам (психологам и врачам - соматикам)  взаимосвязь этих проблем. Научить учителей не только видеть снижение успеваемости, но  и личность ребенка, различать психосоматические проявления. Рассказать чиновникам о сегодняшних проблемах и их последствиях.
 
Корр: Е.И. какие мастер – классы Вы рекомендовали бы посетить “рядовому” слушателю, не имеющему специального образования?
Е.И.: Я не могу выделить какое –то одно направление. Все мастер – классы   чрезвычайно интересны для любого человека. Занятия  будут проводиться высоко профессиональными людьми, а темы для них выбраны “самые наболевшие” для всех россиян. Поэтому я советую посетить те мастер – классы, которые сейчас более актуальны для этого человека.

Надеемся, что наш небольшой экскурс поможет Вам, “рядовые” слушатели, не затеряться в лабиринте незнакомых терминов и не пропустить нечто важное именно для Вас.
Светлана Гаврилова, Татьяна Смагина

Дисфункции молодых семей
Анализ результатов социально-психологического исследования добрачных пар с апреля по сентябрь 2003г.
В социально-психологическом исследовании приняли участие 408 добрачных пар, подававших заявление на регистрацию брака. Опрашивались молодые люди в возрасте до 30 лет, ранее не состоявшие в браке. Молодоженам предъявлялась анкета с вопросами, отражающими взаимоотношения между членами семьи в их родительской семье и собственный взгляд на будущую супружескую жизнь. Выделены следующие шкалы возможного
развития в этих парах семейных дисфункций:

1. Молодожены из неполной семьи.
2. Мужчина, вступающий в брак, младше женщины.
3. Образование у женщины, вступающей в брак выше, чем у мужчины.
4. Биологические факторы.
5. Конфликты в родительских семьях в связи с употреблением спиртных напитков.
В ходе социально-психологического исследования выявления возможного развития семейных дисфункций новобрачных обнаружены следующие тенденции:
- Наибольший процент дисфункций в создаваемых семьях падает на май и июнь (гипотеза – статистика в эти месяцы наиболее представительна);
- Семейные дисфункции на почве конфликтов из-за алкоголизма преобладают на протяжении всего рассматриваемого периода;
- Дисфункции на почве неполной семьи молодоженов с июня уверенно вышли на вторую позицию;
- Все остальные рассматриваемые дисфункции не отличаются какой-либо стабильностью и носят более случайный характер.
  На рис.1 мы приводим средние данные, полученные нами в ходе исследования молодоженов за описываемый нами период с апреля по сентябрь 2003 года.

 
  Статистика по средневзвешенным данным за 6 месяцев еще раз подтверждает, что в среде череповецких молодоженов наиболее распространенной семейной дисфункцией являются конфликты на почве употребления спиртного в семьях их родителей и отсутствие у вступающих брак полной родительской семьи. Именно эти два фактора несут наиболее серьезные угрозы  будущей совместной жизни молодых череповчан. По всей видимости, в профилактической политике МСПДМ и других служб, работающих с молодой семьей, решению этих вопросов должно быть уделено наибольшее внимание.  В отношении других трех факторов, как мы считаем, полученная статистика не является надежной, так как предлагаемые нами анкеты были в теоретическом и методическом смысле плохо продуманы.

Юлия Фомичева, психолог МСПДМ
О проблемах психосоматики

  О проблемах психосоматических
заболеваний  и неврозов у детей и подростков очень интересно и квалифицированно рассуждали врачи-психотерапевты Е.И. Сульдин и Б.Б. Ершов.
  В частности Борис Борисович Ершов, работающий со взрослой психосоматикой, отметил, что дети, начиная повторять за своими родителями программы их жизни, повторяют и те заболевания, которыми болеют их родители.  Б.Б. привел удивительный факт инфаркта миокарда, который не так давно пережил молодой человек 19 лет!
  Растет уровень жизни людей, но растет уровень заболеваемости. Факторы способствующие развитию психосамотических заболеваний это неправильный образ жизни, атмосфера, в которой растет и воспитывается ребенок, нездоровый дух конкуренции и  чрезмерно высокий уровень притязаний, разрушающий психорегуляционную защитную систему ребенка.
  Василий Соматиков
Александр Викулов: «Самое главное, это понимание того что происходит и прогноз, причем заблаговременный».

  В своем собственном выступлении глава МСПДМ Александр Владимирович Викулов коротко рассказал о предыстории возникновения и становления своей службы. Она началась в самом начале 90-х годов, когда «пошли»  мощные сбои в социализации детей и специалисты просто не знали, что с этим делать. В это время в СПб работала творческая группа А.Л. Лихтарникова, которая проводила мощный анализ происходящих событий и пыталась выработать свою собственную теорию и практику работы с новой для страны проблематикой детских заболеваний и отклонений. В середине 90-х годов Лихтарников приезжал в Череповец и привнес опыт работы своей команды в наш город. Далее идеология межведомственной, междисциплинарной развивалась в рамках управления образования города, а с 2002 года МСПДМ работает на собственной основе.
Принципы работы МСПДМ следующие:
1. Программно-целевое управление, позволяющие использовать все средства, все ресурсы ведомств и специалистов города.
2. Принцип открытости. Все делают люди, которые хотят делать, могут делать и руководствуются при этом принципами доброты.
Служба готова проинтергрировать горизонтально усилия очень многих специалистов.
3.  Принцип межведомственного, междисциплинарного подхода, с опорой на классификатор проблем ребенка. Нельзя решить проблемы ребенка не посмотрев на них системно.
Основные направления работы МСПДМ:
- построение городской системы работы с несовершеннолетними совместн с мэрией города, городскими ведомствами, через концепцию единого профилактического пространства;
- воспроизводство здорового поколения;
- В службе накапливается информация о том как дети накапливают дистрессовый опыт. Наиболее опасный для дистрессов возраст - от 10 до 15 лет. Это возраст, когда ребенок тянется к себе подобным, когда ослабевают связи со взрослыми и нет подготовленных взрослых которые могли бы работать с подростками с учетом их возрастных особенностей.
- консультирование, оказание психологической помощи несовершеннолетним;
- профилактика социального сиротства. Здесь особенно актуальны программы с мамами из групп риска.

  Одно из важнейших направлений работы МСПДМ – проблема семьи. У нас разрабатывается целый  цикл по работе с ней. Уже более чем полгода в ЗАГСЕ работает наш специалист и смотрит динамику дисфункций будущих семей. Молодые семьи рассчитывают на счастье, но уже в самом начале пути есть риски, которые могут разрушить семью.
  Узким местом всегда является подготовка кадров и мы реализуем программу подготовки семейных терапевтов. Серьезна проблема «выгорания» специалистов в области профилактической работы и работы с детьми. Это самый в этом смысле опасный класс профессий. Не изменяя свой внутренний мир люди не будут качественно работать. По имеющимся данным у 60 процентов наших педагогов наблюдаются неврозоподобные состояния. Интересен и такой факт - врачи живут на 5-7 лет меньше чем их пациенты.
Межведомственная служба открыта для любых инициатив. Все хорошее, эффективное начинается с конкретной инициативы умных и добрых людей.  Важно понимание того что происходит. Мы затрачиваем много усилий не в том направлении. Поэтому нет «попутного ветра».
Записал Василий Умников

Уважение, интерес, вера, любовь
А.Л. Лихтарников в своем выступлении на тему «Профилактическая и реабилитационная работа с «трудными детьми» в образовательных учреждениях», выделил 4  качества, которыми должен обладать каждый человек. А, особенно, педагог.
УВАЖЕНИЕ
ИНТЕРЕС
ВЕРА
ЛЮБОВЬ
  Эта градация вызвала бурю эмоций у большинства участников конференции. Некоторые пытались свести все эти немаловажные качества к одному – любовь. Но, к сожалению, как отмечает А.Л., мы еще не овладели ни одним из них.
- Мы не замечаем прав ребенка и, следовательно, не уважаем. Зачастую не интересуемся потребностями малыша, а просто указываем ему, что нужно делать. Вера вообще не принимается обществом, т.к. это не конкретное понятие. Поэтому мы стараемся прогнозировать судьбу ребенка. И в большинстве случаев этот прогноз не верен. С качеством «любовь» вопрос тоже не однозначен.
-Я люблю детей. – говорят родители. Но с другой стороны они не видят, не слышат, не замечают, а, значит, и не принимают своего  ребенка. Поэтому овладение эти качествами является одной из основных задач современного общества.

Татьяна Смагина
Маралов В.Г.: «Сотрудничество – залог успеха»
Взгляд из зала

  Выступление Владимира Георгиевича поразило своей эмоциональностью и вовлеченностью в общую проблему детей, педагогов, родителей. Основная мысль, сформулированная и представленная аудитории, в настоящее время очень актуальна и должна вызвать общественный интерес.
  Тема доклада В.Г. Маралова ориентирована не только на специалистов, но и на более широкую аудиторию. В настоящее время существует множество проблем в работе с детьми, которые только корректируются, т.е. используется принцип «скорой помощи», который ощутимого результата не дает. Личностно-ориентированный подход направлен на активное внедрение психопрофилактики. Подход основан на признании прав ребенка, каждого человека быть личностью. Использование его способствует не только правильному выбору жизненного пути, но и умению пользоваться правом реализации собственных мотивов и ценностей, формированию благоприятного отношения к себе и другим людям.
  Существует множество факторов (социальных, политических, экономических), которые негативно сказываются на взаимодействии родителей, педагогов и детей. Поэтому так необходимо создать условия для  ЛОП.
  Было сформулировано несколько моделей поведения педагогов, взаимодействия детей и родителей. По статистике 70-90% педагогов ориентированы на дисциплинарную модель отношения с детьми, которые, конечно же, воспитывают в детях исполнительность, но в тоже время рождают страхи: страхи ситуации проверки знаний, страх самовыражения, страх несоответствия ожиданиям других.
  В.Г. Маралов пропагандирует личностную модель, которая воспитывает не только исполнительных, но и инициативных людей, взаимодействующих на принципах сотрудничества. Предпочтение в современной педагогике должно отдаваться демократическому стилю взаимодействия.
  Если постараться понять, что представляет собой ЛОП, что за этим лежит, что помогает или мешает, то этого уже будет достаточно для решения определенных проблем. Но не стоит забывать, что самыми главными условиями переориентации с дисциплинарной на личностную модель являются: самопринятие себя, стремление к самосовершенствованию, преодоление собственных неэффективных стереотипов, терпимость и свобода самовыражения.

Татьяна Павлова, Людмила Гурьева, студентки ЧГУ
  Оценка докладов

Мы попросили А.Викулова дать короткую оценку всем выступлениям на пленарном заседании утром 9 октября.
-Первый доклад Акишина  обозначил основные принципы эффективной профилактической работы. Концептуальный, масштабный доклад.
  Второй доклад Маралова – доклад ученого-практика. Он продемонстрировал главное звено в профилактике.
  Третий доклад Лихтарникова – просто чудо, праздник для профессионалов. Даже для специалистов было много откровений.
  Конференция показала, что есть эффективные инструменты для реализации того о чем  мы так долго говорили. Череповец в этом плане оказался на высоте. Очень рад, что состоялся серьезный разговор о психосоматических заболеваниях. Психосоматические заболевания – это цена, которую мы платим за разрушение нормальных отношений с близкими.

Лена Герасимова и Ольга Ефимова


Газету делал пресс-центр ИЭИ ЧГУ
По полосе дежурили: Ольга Ефимова, Елена Герасимова, Татьяна Смагина, Татьяна Павлова, Людмила Гурьева, Светлана Гаврилова и Игорь Васюков