Пословицы и поговорки блатного русского народа

Фима Жиганец
ЭТО - ЛИШЬ НЕБОЛЬШИЕ ФРАГМЕНТЫ ИЗ ДОВОЛЬНО ОБЪЁМНОГО СЛОВАРЯ, КОТОРЫЙ Я ГОТОВЛЮ К ПЕЧАТИ. В НЁМ СОДЕРЖИТСЯ СВЫШЕ 1000 ЛЕКСИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ (ПОСЛОВИЦ, ПОГОВОРОК, ПРИСКАЗОК, ОБРАЗНЫХ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ СОЧЕТАНИЙ, ИДИОМ И ПР.), КОТОРЫЕ ОТНОСЯТСЯ К ОБЛАСТИ УГОЛОВНО-АРЕСТАНТСКОГО ФОЛЬКЛОРА, А ТАКЖЕ МНОЖЕСТВО ИЗВЕСТНЫХ И МАЛОИЗВЕСТНЫХ ПОГОВОРОК И ПОСЛОВИЦ ИЗ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА И ФОЛЬКЛОРА ДРУГИХ НАРОДОВ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМЫ ДЛЯ ПРОЯСНЕНИЯ ИСТОРИИ И ЭТИМОЛОГИИ БЛАТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА.

Размещённые здесь материалы даются в адаптированном виде, в сокращении. на самом деле, конечно, трактовки и комментарии более развёрнуты и подробны.

Буду благодарен за любую помощь.

........


АЗО/ВСКИЙ БАНК
Ироническое определение мифического, несуществующего богатства. О происхождении см. http://www.proza.ru/2014/03/19/805
Чаще всего выражения с сочетанием «Азовский банк» используются в азартных играх для обозначения игры без ставок:
- А что на кону?
- Да так, Азовский банк катаем...
Дело в том, что в уголовно-арестантской среде нельзя для обозначения игры без ставок использовать выражение «просто так». «Просто так» значит - играть под расплату собственным задом, то есть в случае проигрыша тот, кому не повезло, должен стать пассивным педерастом. Поэтому «просто так» заменяется «Азовским банком» или выражением «без интереса» («шпилим без интереса» и пр.).
Кроме того, порою сочетание «Азовский банк» не относится к азартной игре, а используется само по себе:
- Какое золото?! То мокруху шьёте, Георгий Николаевич, то золото. Давайте заодно и Азовский банк на меня грузите!
(В. Высоцкий, Л. Мончинский. «Чёрная свеча»)

БАБУШКА
*У бабушки лопату украл
Так определяют арестанты зэка, который отбывает наказание за незначительное преступление. Любопытна параллель с «Записками из Мёртвого дома» Ф. Достоевского: "у бабы простокишу съел, за то и кнута хватил". Образ несчастной бабушки, которую обкрадывает дебильный уголовник, чрезвычайно популярен в блатном фольклоре в качестве негативной характеристики уркагана, который способен только на мелкие, примитивные преступления. Вариантов множество. У Вадима Иноземцева встречаем, например:

"В счастливом детстве, сидя на горшке, залез к своей бабушке в карман за её пенсией и с тех пор не может остановиться".
(«Почему я не дарил тебе цветы...»)

Возможно, поговорка является закреплением в уголовном фольклоре реальных наблюдений и выводов из криминальной практики уркаганов; большинство из них и впрямь начинает с мелких краж, не брезгуя старушками, которые являются наиболее беспомощными жертвами. Этого не избежали даже многие авторитетные преступники. Например, если верить книге Ф. Бутырского и В. Карышева «Москва тюремная», так начиналась уголовная карьера известного вора в законе Паши Цируля:

«Первой жертвой юного вора стала собственная полуслепая бабушка. ...Хлебные карточки и деньги похищались из свёртка, который бдительная старушка хранила под подушкой, - неблагодарный внук сбывал дефицитные карточки на Даниловском рынке, а деньги тратил на привычные удовольствия: конфеты, тир, мороженое, киношку...».

*Если бы у бабушки был х у й, она была бы дедушкой
Чрезвычайно популярная в блатном и арестантском мире присказка. Ироничный ответ человеку, который предаётся бесплодным мечтаниям, строит невыполнимые планы (обычно такие люди начинают со слов «Если бы...»). Поэт Игорь Губерман, бывший лагерник, прекрасно использовал эту пословицу в одном из своих «гариков»:
Моей бы ангельской державушке -
Два чистых ангельских крыла;
Но если был бы х у й у бабушки,
Она бы дедушкой была.
Поговорка, безусловно, народная, в ряду других на эту же тему - например, «Если бы да кабы во рту выросли грибы, тогда бы был не рот, а целый огород», «Кабы на горох не мороз, так он бы через тын перерос» и пр. Первоначально отмечена в «Русских заветных пословицах и поговорках» В. И. Даля. В народном варианте вместо «х у й» использованы «мудушки», что придаёт народной поговорке звукопись, утерянную в арестантском варианте: «Кабы бабушке мудушки, был бы дедушка» («Кабы у бабушки были мудушки, так звали бы дедушкою»). Смягчённый вариант пословицы про бабушку и дедушку находим у Алексея Толстого в драме «Царь Фёдор Иоаннович»:
Кабы! кабы
У бабушки бородушка была,
Так был бы дедушка.
Вообще следует заметить, что в русском фольклоре нередко сопоставление «бабушки» и «дедушки», в том числе с присутствием «х у й». Например - «Вы родня: твоя бабушка его дедушку из Царского Села за х у й  вела», «У его бабушки овин горел, а мой дедушка шёл да х у й погрел» (см. «Русские заветные пословицы и поговорки» В. И. Даля). Возможно, именно это сыграло роль в формировании арестантского варианта поговорки.

ВОЛОГОДСКИЙ
*Вологодский конвой шутить не любит
Вологодский конвой считается в арестантском мире самым строгим и безжалостным. Поговорку произносят с акцентированными «о» (на «вологодский манер»). Родилось в середине 20-х годов, когда заключённых везли этапом на Соловки, и от Вологды их сопровождал конвой, отличавшийся особой жестокостью, без колебаний применявший оружие. Существует также слово вологодский - определение строгого конвоира. Подробнее здесь - http://www.proza.ru/2013/08/04/744
.................
Вы узнаете, что ночью ехали через Ярославль, и, значит, первая пересылка на пути - Вологодская. И обязательно найдутся в купе знатоки, кто мрачно просмакует мрачную присказку: «вОлОгОдский кОнвОй шутить не любит!»
(А. Солженицын. «Архипелаг ГУЛАГ»)
...........
Вспоминаю невыпитые бутылки,
вологодскую стражу, Кресты, Бутырки...
(И. Бродский. «Речь о пролитом молоке»)
............
Вагон столыпинский,
Кругом решёточки,
Конвой из Вологды -
Не до чечёточки!
(Из песни группы «Лесоповал»)

ВОР
*До Ростова мы воры/, от Ростова - черти
Намёк на так называемых кавказских, или лаврушных воров ( также - лаврушники, апельсины) - уголовников родом с Кавказа, которые корчат из себя авторитетов, законных воров, не имея на это никакого права. Особенно этим грешат преступники и арестанты из Грузии. Вообще грузинское воровское сообщество - второе по численности после славянского, причём старые грузинские законники имеют значительный вес в российском преступном мире. Это привело в 70-е годы к тому, что в Грузии среди молодёжи стала активно культивироваться «воровская романтика», и постепенно при короновании в Грузии пошли в ход родственные связи и блат, что в «благородном воровском мире» испокон веку считалось недопустимым. А с приходом перестройки, когда в уголовном мире стали крутиться бешеные деньги, воровской сан порою стал покупаться (особенно в Закавказье) людьми, не имеющими никаких заслуг перед уголовным сообществом (отсюда прозвища лаврушники, апельсинники - то есть люди, купившие воровское звание за вагон лаврового листа или фуру апельсинов).
Ростов-на-Дону, Ростов-папа, служит как бы границей, после пересечения которой кавказские воры становятся никем, перхотью, чертями (чёрт на жаргоне - это опустившийся, неряшливый арестант, оборванец).

*Вор ворует, фраер пашет
Старая блатная поговорка, означающая - каждому своё. Родилась в 30-е годы, с появлением «воровского закона»:
По российским законам профессиональный уголовник не имеет права где-либо служить или работать... Зарабатывать себе на пропитание он может только с помощью своей специальности, с помощью воровского ремесла. Всё это отлично выражено в классической - почти библейской - формуле:
«Вор ворует, фрайер пашет, - каждому своё!»
(М. Дёмин. «Блатной»)
Жаргонное фраер в этом случае употреблено в исконно гулаговском, устаревшем значении: человек, далёкий от уголовного мира, законопослушный гражданин, работяга; также - арестант, не имеющий отношения к профессиональным преступникам, случайный пассажир, как говорят на современном жаргоне. Более подробно - см. фраер.
Ж. Росси в «Справочнике по ГУЛАГу» приводит поговорку в несколько ином варианте - *Вор ворует, остальные пашут.

*На этапе мы вора/, а на зоне - повара
Ироническая поговорка, характеризующая так называемых приблатнённых, жужжащих - арестантов, которые в следственных изоляторах и на пересылках корчат из себя отрицаловку, блатных, а попадая в колонию, сразу же лезут в активисты, чтобы урвать себе местечко потеплее. Вора/ - типично кавказское произношение слова воры/ (в блатном произношении ударение всегда - на последнем слоге).

ГНУЛОВКА
*Лагерная жизнь: сосаловка, мориловка, гнуловка, доходиловка, загибаловка
Так арестантский народ определяет своё постепенное угасание в местах лишения свободы. Сосаловка - постоянное голодание (народные фразеологизмы - «лапу сосать», «*уй сосать», «быть на подсосе» и т.д.). Мориловка - сознательное создание осуждённому невыносимых бытовых условий (голод, холод, отвратительное жильё, паршивая одежда и проч.). Гнуловка - издевательства администрации мест лишения свободы над арестантами с целью сломить их дух, подавить не только попытки сопротивления, но и убить человеческое достоинство. Вообще термин гнуть означал (с 40-х по 60-е годы): заставлять профессиональных преступников, воров, авторитетов публично отказаться от уголовных законов и традиций. Сейчас чаще используется термин ломать (и, соответственно, ломка). Доходиловка - постепенное истощение сил, угасание, состояние прогрессирующей дистрофии, от которого два шага до смерти (отсюда доходяга - крайне слабый, болезненный человек, живой труп). Наконец, загибаловка - смерть (она же - загиб, загиб петрович).
Выше был дан полный перечень ступеней лагерного ада; обычно же их количество может варьироваться:
Но не может общество допустить жизнь в тюрьме. Должно быть в тюрьме страшно, жутко - это же тюрьма, а не курорт. И вот уже напирает общество: там 50 граммов долой, здесь 10 сантиметров, там 5 градусов, и начинают зэки доходить. Возникают сосаловка, мориловка, гнуловка. Начинаются людоедство, помешательство, самоубийства, убийства и побеги.
(В. Буковский. «И возвращается ветер»)


ДАВАЙ
*Давай-давай х у е м  подавился
Ходовой ответ арестантов на понукание «давай-давай!» или «давай!». Подобный словесный способ пробуждения «энтузиазма» зэковской массы отмечал ещё Варлам Шаламов:

«...Подчиняясь воинскому приказу, конвоиры требовали от заключённых работы. «Давай-давай» - стало привычным возгласом не только в устах бригадиров, смотрителей и десятников, но и конвоиров».
(«Жульническая кровь»)

Та же самая особенность подмечена старым лагерником Борисом Антоненко-Давидовичем в его рассказе «Конный милиционер». Характеристику популярного в лагере слова «давай» автор вкладывает в уста арестанта-казаха Беймбета Кунанбаева:

Одно-единственное и есть у русских верное слово - «давай». Его и начальники каждый раз повторяют: «Давай на допрос», «Давай на этап», «Давай на работу»; и даже если зеку в кои веки выпадет что-то приятное, все равно - давай: «Давай в баню», «Давай получай посылку». Этим словом и пользуется Беймбет во всех случаях жизни: то ли просит в столовой свою порцию баланды, добродушно говоря: «Давай-давай-давай», то ли когда конвоир шурфа прикажет развести костер, бросив: «Давай огонь!» - Беймбет и тогда соглашается: «Давай-давай-давай», хоть конвоир после этого подозрительно косится на него: не издевается ли эта азиатская контра?..
.....
Арестанты быстро нашли на надоевшую реплику-понукание короткие и ясные ответы, в числе которых и вышеназванный. Причём, если призывают одиночным «давай», соответственно следует и ответ:
На «давай» отвечают: «Давай  х у е м  подавился».
(В. Козловский. «Арго русской гомосексуальной субкультуры»)

*Поймать бы этот давай-давай да выебать
Присказка, аналогичная предыдущей по смыслу. Существует также вариант: "Давай-давай выебли и сушить повесили" (см. Ж. Росси. «Справочник по ГУЛАГу»). Ср. грубо-просторечную угрозу: «Я тебя выебу и высушу!»

ЖОПА
*Вся жопа в шрамах ( или -в ракушках)
Характеристика опытного, бывалого уркагана, арестанта: *хуль ты меня лечишь, у меня вся жопа в шрамах! Часто - об авторитетных уголовниках: *Ваня родский - вся жопа в ракушках... Выражение "жопа в ракушках" заимствовано уголовным жаргоном из морского сленга, где обозначало бывалого «морского волка»: скрытое сравнение с днищем корабля, которое обрастает ракушками тем гуще, чем дольше судно бороздит моря и океаны. Криминальный мир чаще заменял «ракушки» на «шрамы», что более соответствовало непростой жизни уркаганов.

*ЖОПА
Ироническая аббревиатура: Ждущий Освобождения По Амнистии.
..................
Два года спустя, в марфинской шарашке, когда новоприбывшие зэки рассказывали, что к 70-летию Сталина готовится амнистия и манифест, я тоже хотел верить и надеяться, но уже невесело смеялся, повторяя бутырскую шутку: «Что такое ЖОПА? - Ждущий Освобождения По Амнистии».
(Л. Копелев. «Хранить вечно»)

ЗАБЫТЬ
*Было б сказано - забыть успеем
Старая лагерная присказка, известная ещё во времена ГУЛАГа и популярная в арестантском мире до сих пор. Возможно, имеет фольклорные корни, но нам их отыскать не удалось.
....................
Гурьбой расходясь после всяких деловых объявлений, нотаций и выговоров, зэки тут же вполголоса смеются между собой: было бы сказано, а забыть успеем!
(А. Солженицын. «Архипелаг ГУЛАГ»)
......................
Взяв на себя определённые обязательства, они решили поискать счастья на производственных объектах ИТК-2. Но, как говорится у нашего брата: «Было бы сказано - забыть недолго».
(С. Хохлов. «Сегодня сказал, а завтра забыл»)

*Не был - будешь, был - не забудешь
Этот глубокомысленный афоризм о местах лишения свободы известен в огромном количестве вариантов, в том числе - с использованием ненормативной лексики (*Кто не был, тот будет, кто был - *** забудет). Ниже приводится несколько иллюстративных примеров:
Народ тюремный должен как-то жить,
он должен жить - и он не унывает,
и с горечью, чтоб сердцем не тужить,
он поговорки про тюрьму слагает.
«Кто не был тут, - он говорит, - тот будет,
а тот, кто побывал, - уж хрен забудет!»
(И. Михайлов. «Аська»)
....................
Манжета на правом рукаве его рубашки была разорвана, и я увидел начало татуировки. Я подошел, бесцеремонно завернул рукав и прочитал татуировку: «Кто не был - побудет, а был - не забудет».
(Братья Вайнеры. «Эра милосердия»)
....................
Многие люди, не испытавшие этой жизни, не понимают, что в одном они уже счастливы - они свободны, что им наши проблемы? Кто-то сказал: «Кто не был, может быть, и будет, хлебнёт и горя, и тоски, а тот, кто был, не позабудет до самой гробовой доски».
(В. Кожевников. «Ведь можно стать счастливым»)

КЕНТ
*Кент по воле - жена по зоне
Поговорка, свидетельствующая о том, что приятельские отношения, связывавшие арестантов на свободе, в неволе оказываются непрочными. И бывший друг может «за колючкой» использовать своего кореша в качестве пассивного педераста.
К сожалению, это - не преувеличение. Мне приходилось сталкиваться с ещё более мерзкими ситуациями; например, в своё время в колонии строгого режима №9 Ростовской области (г. Шахты) содержались вместе отец и сын, проходившие по одному делу. Отец каким-то образом был в хате следственного изолятора обижен по беспределу , и сын практически не общался с ним, боясь даже близко подойти, чтобы не офоршмачиться и не оказаться вместе с отцом в углу обиженных. Арестантов это нисколько не удивляло; некоторые из них даже рассказывали мне по этому поводу истории из их прежних чалок , когда сын, отец или брат, сидевшие в одной зоне, «пользовали» один другого.

*Менты/ - мои кенты/
Саркастическая поговорка. Часто её применяют в ироническом смысле, когда хотят подчеркнуть антагонизм говорящего и милиции:
- Я мусорам по пьяне что-то гавкнул, они меня до памарок отбуцкали... А чё ты скажешь? Менты - мои кенты...
Нередко также в поговорку вкладывают зловещий смысл, когда говорящий обвиняет кого-либо в связях с правоохранительными органами:
- А вчера вечером Лёха срисовал, как ты из кумо/вки выпулился. Что, менты - мои кенты?

*Мент конвойнику не кент
Прежде эта поговорка подчеркивала разницу между военнослужащими МВД, служившими внутри зоны, и теми, кто охранял места лишения свободы. Хотя они находились в одном ведомстве, однако недолюбливали друг друга. Охрана, так называемые конвойники, считали себя военными и подчинялись штабу внутренних войск, а сотрудников мест лишения свободы, подчинявшихся управлению внутренних дел, относили к ментам, то есть работникам милиции (хотя и те, и другие носили военную форму).
Эту обоюдную неприязнь тонко подметили зэки и закрепили её в поговорке, которую с удовольствием использовали конвойники (а заодно и менты). В настоящее время присказка стала неактуальной. Во-первых, конвойников в конце концов переподчинили управлениям исполнения наказаний, и они сами оказались ментами. А потом органы исполнения наказаний вывели из состава Министерства внутренних дел и передали министерству юстиции, и они формально перестали быть ментами.

*Сегодня кент, а завтра - мент
Не надейся на друзей, они всегда могут предать, пойти на сотрудничество в ненавистной властью.
...Не западло... обмануть, подвести, что-то выкрутить в своих целях, исхитриться, унизительно словчить. Это - по отношению ко всем, кто внизу. С товарищами, с равными - западло. Но товарищей нет на зоне. Или почти нет. Есть кенты - равные по иерархии, временно близкие сожители. Сплошь и рядом оказывается, что и с ними такое - не западло. Отсюда, кстати, старая лагерная поговорка: «Сегодня кент, а завтра - мент».
(И. Губерман. «Прогулки вокруг барака»)

*Твои кенты в овраге лошадь доедают
Оскорбительный ответ человеку, который неправомерно называет тебя кентом (товарищем). Намёк на шакалов.

КИ/ПИШ
Само по себе слово кипиш (хипиш, хипеш) на жаргоне означает - шум, волнение, скандал. Слово кипиш - искажённое хи/пиш в том же значении. Само хипиш - позднейшее переосмысление названия одного из старых преступных промыслов - хи/пес. Родился этот помысел в Одессе и заключался в следующем: молодая симпатичная женщина-хи/песница завлекала на квартиру жертву-фраера якобы для занятий любовью. В самый ответственный момент, когда «любовник» находился неглиже, в комнату с праведным гневом врывался разъярённый «муж». Дальше разыгрывался настоящий спектакль, целью которого было выпотрошить кошелёк незадачливого простачка, будучи при этом уверенными, что лох не обратится в полицию. Кстати, чаще всего хи/песник и хипесница формально действительно состояли в гражданском браке (на всякий случай)... Хипес происходит от еврейского «хипэ/»: так на одесском идише назывался свадебный балдахин (на иврите - «хупа/») или сама по себе свадьба. Во время еврейского обряда свадьбы под «хипэ» стояли вместе жених с невестой. Отсюда, кстати, и название жертвы хипеса - фраер (немецк. «жених»).
В настоящее время подобный вид преступлений не практикуется, и слово хипес давно устарело. Зато хипиш и кипиш входят в состав активной лексики русского уголовного арго. Очень популярно в жаргоне словосочетание *не в кипиш - тихо, без шума: - Петро, прокоцай, что там козлы мутят, только технично, не в кипиш... То же самое словосочетание *не в кипиш (или ещё более популярное *не в кипиш дело) в другом значении - не посчитай за труд, не сочти для себя зазорным: - Рыжик, не в кипиш дело, лукнись в прожорку насчёт хавки... Наконец, *в кипиш - не хочется, зазорно, унизительно: - Тебе что, в кипиш п и з д ильник придавить?

* Кипиш на болоте
Бестолковая суета, возня, много шума из ничего. Часто в виде вопроса: *Что за кипиш на болоте? Нередко - в полном варианте: *Что за кипиш на болоте, что за шухер на бану? (см. «шухер»).
В это время из спального помещения доносятся громкие вопли и мат.
- Это что ещё за цирк? - вскидывает брови Тайга, взглянув на Алихана. - Что за кипиш на болоте? Кумовьёв скликают?!
(С. Сельский. «Поднимите мне веки»)

НЕЖНОСТЬ
*С особой нежностью
Так саркастически говорят арестанты о преступлениях, совершённых с особой жестокостью:
- А у тебя что? - поинтересовался я в свою очередь.
- Сто вторая с особой нежностью, - ухмыльнулся Мозырь, - пятнашка на ушах.
(Б. Харитонов. «Выбор»)

НИКТО
*Звать Никто, фамилия - Никак
Популярная арестантская поговорка. Используется в самых разных ситуациях. Например, когда человеку хотят сказать, что в глазах говорящего он ничего не значит:
- Заткни фонтан, демонюга! Ты здесь никто, и фамилия твоя никак!
Также - для того, чтобы заявить кому-либо о полном разрыве отношений (аналогично народному «Забудь, как меня зовут»):
- Заваливаю я к этим шакалюгам и говорю: «Короче, волки тряпочные: с этого дня я для вас никто, и фамилия моя - никак».
Кроме того, эту присказку арестанты используют для того, чтобы подчеркнуть свою забитость, униженность и бесправие:
- Вы не будете против, если я укажу вашу фамилию?
- А что от этого изменится, если она укажется? Я - Харлампиди Нелли Павловна. Была Нелли Павловна. А сейчас я никто. И звать меня никак.
(В. Ерёмин. «Белые косынки»)

НИЧТЕНКА
*«Ничтенка!» - сказал Петренко
Присказка, означающая: всё нормально, дела идут хорошо. Ничтяк, ништяк, ничтенка означают на жаргоне - отлично, здорово, а также - нормально, ничего, неплохо. От русского ништо - ничего, ничего страшного, перебьёмся.
Присказка отражает гулаговские реалии. Генерал Петренко в 40-е годы был начальником строительства на Дальнем Востоке железнодорожной ветки Сов. Гавань - Комсомольск (так называемой Стройки 500).

ОПЕР
*Композитор: оперу пишет...
Традиционное определение доносчика, стукача, наседки. Иногда также - **композитор, который нот не знает. Поговорки, построенная на каламбуре, на омонимии дательного падежа слова опер (оперативный работник мест лишения свободы) и винительного падежа слова «опера» - музыкальное произведение. Соответственно прямое значение жаргонного выражения: человек, который пишет доносы оперативному уполномоченному. Поэтому даже одно лишь слово композитор, произнесённое в чей-то конкретный адрес, воспринимается как страшное оскорбление. Между тем само по себе жаргонное композитор означает всего лишь чай (в ассоциативном «музыкальном» ряду арготических названий чая - чайковский, музыка, композитор).
...........
- Не зря тебя при штабе держат. Со всеми находишь общий язык.
- Что ты этим хочешь сказать?
- С тобой половина офицеров на «вы».
- Ну и что?
- Вот и говорят, что ты - композитор.
- Чего?
- Ничего. Композитор. Оперу пишешь. В смысле оперуполномоченному. Куму...
Перегнувшись через стол, я ударил Фиделя железной линейкой.
(С. Довлатов. «Зона»)
...........
- Сегодня утром раскурочили всю нашу хату. Мы внизу, под вами... Появился у нас... Композитор... Нот не знает... Композитор, как я балерина. Оперу сочиняет. Ребята знали, что он стучит, побили разок-другой, а он не обижался.
(Ф. Светов. «Зона»)

*Хуля ты, опер?
Ходовой ответ, резкая отповедь тому, кто задаёт слишком много вопросов. Наиболее устойчива именно это форма, хотя встречаются и синонимичные, где вместо опера фигурируют следователь, прокурор и пр.:
Он сам ни о чём не спрашивал, - а на мои вопросы отвечал односложно, или вовсе молчал, будто не слышал; однажды даже огрызнулся:
- А тебе зачем надо знать, где да кто? Ты что, прокурор?
(Л. Копелев. «Хранить вечно»)
............
«Здорово, братишка!»
- Пошёл бы ты в жопу!
«Следи за базаром,
а то писану!
Откуда обапол?»
- А хуля ты, опер?
Дровишки на зону везу пахану.
(Фима Жиганец. Перевод из Некрасова)

ПАЛЬЦЫ
*Пальцы веером
Широко расставленные в стороны мизинец и большой палец обеих рук при выставленном вперёд указательном; жест, похожий на то, что в народе называется «коза». Распространённый жест угрозы у блатарей «классического периода» - с начала 30-х по 70-е годы. Заимствован у босяков и беспризорников 20-х годов, сопровождался традиционными угрозами - шнифты выдавлю! или чичи протараню! (то есть выколю глаза). С середины 80-х годов в арестантской среде у так называемых старых бродяг, правильных пацанов и т.д., то есть у представителей истинного шпанского братства вырабатывается негативно-ироническое отношение к распальцовке (как по-другому называется «блатная коза»). Это считается «дурным тоном», признаком «жужжащих», толстолобых, урлы (туповатой молодёжи). Уважающие себя арестанты посмеивались и издевались над теми, кто растопыривал *пальцы веером.
После «перестройки», с начала 90-х годов, жест блатарей переняли бандиты, ракетчики (рэкетиры). В среде представителей новой криминальной волны почти не было людей с тюремно-лагерным опытом, преобладала молодёжь, агрессивная, энергичная, но туповатая и, как говорят правильные пацаны (то есть уголовники, которые следуют воровским законам и традициям), - без понятий. Эти уголовники новой формации переняли некоторые внешние атрибуты блатарей, и прежде всего - распальцовку. Так что в настоящее время выражение *пальцы веером чаще всего ассоциируется с представителями бандитского мира (в отличие от воровского), с теми, кого принято называть быками. В местах лишения свободы выражения *пальцы веером, *пальцы гнуть (см.), распальцовка служат издевательской, негативной характеристикой человека, который стремится подражать отрицательно настроенным осуждённым, добиваться внешнего сходства с ними.
..........
Я сам загибал пальцы веером. Корчил из себя отрицала: «Это не буду делать, это в падло».
(В. Барабанов. «В СИЗО и здесь»)
********
По-настоящему серьезные люди в глаза не бросаются. Они и так достаточно засветились, о них пишут в газетах, показывают по телевизору. Таким пассажирам незачем распускать пальцы веером и демонстрировать окружающим собственную значимость. Как правило, в тюрьме они ведут замкнутый образ жизни.
(А. Кудин. «Как выжить в тюрьме»)

*Пальцы веером, сопли пузырями
Ироническая характеристика жужжащих, приблатнённых арестантов, тех, кто пытается показать себя бывалыми, а на самом деле ничего из себя не представляет, не имеет никакого веса в уголовном мире.
********
Другие арестанты проявляли недюжинную активность, носясь как угорелые из угла в угол, распустив пальцы веером, а сопли пузырями. По всей видимости, они еще не набегались на свободе, в их задницах продолжало пылать пламя пионерских костров. Им нравилось изображать из себя тюремных авторитетов и время от времени изрекать глубокомысленные фразы типа: "Наш дом — тюрьма" или "На свободе делать нечего".
(А. Кудин. «Как выжить в тюрьме»)

*Пальцы гнуть
То же, что *пальцы веером (см.). В широком смысле слова на жаргоне арестантов значит - примыкать к отрицательно настроенным осуждённым, отрицаловке. Возможно, происхождение выражения несколько иное, чем у предыдущего: по некоторым версиям, гнули пальцы постоянно карманники и карточные шулера, чтобы не потерять гибкость суставов, необходимую при работе. У них переняли эту привычку мелкие шпанюки.
.........
Мужики, живите своим умом, не старайтесь «гнуть пальцы». Ничего хорошего из этого не получится. Я сейчас сам не понимаю, какого дьявола гнул пальцы, чего кому хотел доказать?
(Милащенко. «Два Морфлота»)
..........
-Вишь - вон тот амбал, в полосатой майке, сто пудов первоход, как и ты, а как пальцы гнёт, как под бродягу косит?! - говоривший презрительно кивнул в сторону качка, который явно косил «под крутого». - Это у него от страха.
(Ф. Бутырский, В. Карышев. «Москва тюремная»)