Омская литературная газета

Виктор Йог
В середине марта в Омских киосках «Союзпечати» появилось новое литературно - художественное издание «Складчина».
В нулевом номере литературной газеты шесть рубрик: «Проза и поэзия», «Хроника», «Публикация», «Живое прошлое», «Прочтите детям» и «Иронический ракурс». В стихотворном разделе представлены стихи А. Кутилова, Е. Кордзахия, В. Шелленберг, Н.Кузнецова, А.Бывалина. Стихи А.Кутилова открывают первую страницу газеты и звучат как эпиграф:
«…И дрогнет мир от этой чистой песни,
 И дрогну я в своём покойном сне…
Моя задача выполнена с честью:
Потомок плачет. Может, обо мне…».
Строчками Аркадия Кутилова редколлегия заявляет идею единого культурного пространства, которое не заканчивается с физическим уходом писателя. Здесь пробивается надежда на то, что духовные ценности, в отличие от материальных, бессмертны. Поэт - бомж как бы вопрошает нас из мира вечности: «В своей заботе о колбасе Вы не забыли о том, что настоящая жизнь, это жизнь духовная?». Не та «духовная жизнь», о которой пишет Евгения Кордзахия в «Рождественском репортаже», что показывают жрецы «духовного мусоропровода»: «И оператор, как мудрец в тазу, всплыв в информационной мелодраме, снял олигарха со слезой в глазу и бывшего партбосса в Божьем Храме…». Жить духовной жизнью - это жить по совести, честно и достойно, не убивая людей в Чечне из - за денег и не обворовывая свой народ. А так… « Над нами - Бог, но от обилья месс он простудил свои босые ноги и никогда не спустится с небес, А нам не вознестись в его чертоги…».
Лирический герой Николая Кузнецова тоже стремится преодолеть двойственность человеческого существования: «Душа, веленью Божию послушна, летела б в горний мир на зов трубы, земное всё отринув равнодушно и о заботах навсегда забыв». В его размышлениях о судьбе русского Вани звучит безысходность: «Горе не размыкать, не развесть беду. Ваня - вечный мытарь, хватит счастье кликать -снова украдут». Она преодолевается только в творчестве: «И ложилась ночь тиха, и ласкала темечко. А в груди моей стиха Прорастало семечко Чтоб, когда на нет сойду, не хлебавши солоно, в огороде ли, в саду вырасти подсолнухом». Анатолий Бывалин в стихотворении «Золотая нить» продолжает тему: «Чтоб в труде да слове, Полыхая, жить, Чтоб тянулась вечно Золотая нить».
Прекрасная подборка стихов омских поэтов говорит о самом важном: о бессмертии и вечности в духовном мире. Без веры в продолжение жизни она пуста и бессмысленна.
Раздел прозы представлен рассказами А. Романенко «Белов», А.Паникаровской «Комната на двоих», Г. Кудрявской «На старости лет», И. Тубиной «Короткие рассказы», П.Ореховского «Мой друг Дон Жуан» и В.Богданова «Ключ». Рассказ Алисы Паникаровской «Комната для двоих» погружает нас в атмосферу столичной богемы. Он построен на противопоставлении и описании истории их взаимоотношений от знакомства до расставания. Провинциальные писатель и музыкант приехали покорять Москву. Приятели жили в одной комнате до тех пор, пока у музыканта не появилась Она. Писатель когда - то оставил свою любимую девушку ради славы. И вот теперь болезнь, «большеглазое длинноволосое создание», музыка и ночь втроём в одной комнате помогли ему самоопределиться. Писатель ушёл от своего друга. «Он надеялся ещё успеть на тот поезд, который когда - то ушёл от него… На поезд домой». А между строк проглядывает ностальгия по дому и по любви, вечная попытка выбрать между славой и чувством, бездомным творчеством и спокойным уютным обывательством.
В рассказе Галины Кудрявской «На старости лет» мы попадаем к началу фиктивного развода двух престарелых супругов. Поводом послужило получение ими однокомнатной квартиры. У Пушкина в его знаменитой сказке, помнится, старуха всё время недовольна. А здесь Николай Иванович, ни в какую, не соглашается переехать в однокомнатную квартиру. Подавай ему двухкомнатную и всё тут! Русский мужик, как известно, на выдумку горазд. Вот и придумал дед фиктивно развестись, чтобы каждый получил по квартире, а затем снова сойтись, поменяв их на более просторную. Ничего не смогла сделать работница загса Нина Степановна, пытаясь помирить стариков, только ещё больше распалила старые раны и обиды. И вот свидетельство о разводе у них на руках. Только тяжко на душе у обоих, «потому как все дорожки друг ко другу они трактором перепахали». Оба прозрели только тогда, когда призрак смерти показался Николаю Ивановичу. Ему вообразилось, что его жена умерла. «Лицом к лицу лица не увидать…». Как только он понял, что потерял свою Марусичку, он осознал, как любил её и как не сможет жить без неё. « Месяц лил свой свет в окно через незакрытые ставни на двух стариков, сидящих в обнимку на кровати, голова к голове.
- Вот когда меня похоронишь, тогда уж и делай, как хошь…
- Нет, это когда ты меня похоронишь, тогда к сыну езжай, а покуда будем тут терпеть».
Этот рассказ ключевой в газете, так как затрагивает за живое каждого из нас. Он о любви и смерти, через которые каждому предстоит пройти.
В рубрике «Публикация» впервые опубликована новелла - воспоминание Леонида Мартынова «Театр», подготовленная его женой Г. Суховой - Мартыновой. Новелла написана, по - видимому, в начале семидесятых годов для третьей книги прозы поэта. Воспоминания восполняют пробел в литературной биографии Л.Мартынова, связанный с его попытками написать пьесу.
В разделе «Живое прошлое» мы встречаемся с двумя русскими поэтами В. Высоцким и А. Кутиловым. Диалог с Владимиром Семёновичем ведёт Сергей Денисенко. Обильно цитируя Поэта, он рассказывает ему, шестидесятичетырёхлетнему, о том, как мы живём в 2002 году в России без него, но с его пророческими стихами.
Не забыла «Складчина» и о детях. В рубрике «Прочтите детям» с любовью к братьям нашим меньшим написанный рассказ Роберта Удалова «Деловая Муська».
В «Ироническом ракурсе» с рассказиком о гадании на блюдце и вызывании духа Екатерины Великой и дяди Тимофея выступает Владимир Бородин.
В разделе «Хроника» много полезной информации: о том, что мы читаем всё больше, о публикации стихов А.Кутилова в «Арионе», о презентации персональной выставки фотохудожника Геннадия Кноля, о литературных встречах омских писателей с отдыхающими санатория «Колос», о поэтическом сборнике «Миниатюры» Игоря Егорова, об истории Омской писательской организации, об открытии памятника Федору Достоевскому, о Всероссийском совещании молодых писателей, о романе Геннадия Гаврилова «Робкий человек в проёме большой двери», о новой книге «Были-небыли» Эдмунда Шика и о многом другом.
Пилотный номер литературной газеты оформлен А. Бондаревым. Обложка выполнена в двух цветах: чёрном и синем. Удобный для читателя формат при тридцати двух скреплённых страницах делает газету мини - журналом, тем более, что периодичность предполагается ежемесячная.
В газете множество фотографий и рисунков. Об этом позаботились авторы текстов, а также Андрей Кудрявцев, Евгений Кармаев, Ирина Тубина и Геннадий Великосельский.
Любители русской словесности получили замечательный подарок от сообщества омских писателей. В эпоху девальвации Слова, когда на прилавках книжных магазинов и киосков вместо литературы лежит макулатура, «Складчина» прокладывает свой, срединный путь, свободный от политической ангажированности и постмодернистской бездуховности. Пожелаем ей счастливого пути!