Кого же любил Гамлет?

Дмитриева Людмила
История любви Гамлета и Офелии, на мой взгляд, одна из самых загадочных в мировой литературе. Правда, я не могу говорить  непосредственно о произведение Шекспира: английским языком не владею. Потому, могу разбирать только переводы  Пастернака или Лозинского. Мне придется смотреть на переводы, как на самостоятельные произведения. И предупреждаю сразу, я не стану мешать в отношения Гамлета и Офелии Гориция.
Принято считать, что принц и дочь Полония любили друг друга. Но любовь эта не попадает в ряд тех чувств и отношений, которые мы могли бы назвать «шекспировской любовью».  Говорят: они любили друг друга, как Ромео и Джульета или он ревнив, как Отелло. Вы слышали, чтобы кто-нибудь сказал «они любили как Гамлет и Офелия», «он ревновал как Гамлет», «она верна как Офелия» и т. д.
Мне  казалось, что Гамлет и искренне любит  дочь Полония, и страдает из-за этой любви, а Офелии просто холодная лягушка: «да, мой принц» - « нет, мой принц». Но, решив разобраться в этом вопросе, я пришла к заключению совершенно неожиданному себя. Я поняла, что Офелия, действительно, любит принца, но в пьесе есть тому только одно, одно единственное, но весомое доказательство. А вот Гамлет… Нет, он вовсе не любит нежную нимфу. Нет, он любит совсем другого человека, и любит страстно, нежно, самозабвенно.
Но по порядку. Офелия. Ее очень трудно понять, может даже труднее чем Гамлета со всеми его сумасбродствами. В трагедии ей уделено мало внимания, ее роль в развитии действия пассивна.  Офелия оказывается слепым орудием в руках Полония, короля, судьбы, сама при этом не проявляет никакой воли, не прилагает никаких усилий.
Белинский, восхищаясь Офелией: «…существо, которое, совершенно чуждо всякой сильной потрясающей страсти, но которое создано для чувства тихого, спокойного, но глубокого». Так ли это?
Казалось бы, чувства Офелии так тихи и спокойны, что их нелегко рассмотреть. В беседе с отцом она старается убедить Полония в том, что Гамлет искренне любит ее, да и сама, кажется, в это верит:
«Он мне принес не мало уверений
В своих сердечных чувствах».
«Он о своей любви твердил всегда
С отменным вежеством.»
«И речь свою скреплял он, господин мой,
Едва ль не всеми клятвами небес».
( Цитаты из «Гамлета» в переводе М. Л. Лозинского)
Офелия, может быть, единственный раз за все действие пьесы, проявляет настойчивость. Она пытается убедить отца в любви Гамлета. Но  когда Полоний запрещает ей встречаться с принцем, сразу покорно соглашается. И так же покорно  становится орудием  слежки за Гамлетом. Конечно, происходит это не потому, что Офелия испорчена. Может потому, что она проста и наивна. Но, скорее всего, она лишь живет по закону своего времени, когда родители имели полную власть над своими детьми. Потому, Офелия не видит нечего предосудительного в том, чтобы родители Гамлета  шпионили за ним. В конце концов, они хотят добра  сыну. Да сам Полоний, ее отец, направляет   Рейнольдо, своего слугу, шпионить за Лаэртом.
Героини Шекспира: Джульета, Дездемона, Корделия, Катарина, -- это женщины эпохи возрождения. Они сами выбирают свою судьбу, они могут пойти против отцовской воли, не побоятся скандала. Офелия, дитя средневековья. Согласно обычаям этого времени, она подчиняется отцу, как своему хозяину: «Я буду вам послушна, господин мой». Если б она вышла замуж, была б так же покорна своему мужу.
Можно понять, почему Офелия, избегает встреч и Гамлетом: пап приказал. Можно понять, почему она возвращает его подарки, хотя отец этого не требовал: это элементарная порядочность, или соблюдение нормы поведения. Но загадка таится в словах, которыми Офелия сопровождает свои действия:
«Возьмите же; подарок на не мил,
Когда разлюбит тот, кто полюбил…»
 Разлюбит? По приказу отца, Офелия «не брала писем и его к себе не допускала», а теперь перекладывает вину на самого Гамлета. Жестоко со стороны добродетельной Офелии так обращаться с человеком, который, как она думает, сошел с ума от любви к ней. Или она так не думает? Или «разлюбит» это правда, и у Офелии действительно есть причины обвинять Гамлета? Он не любит ее? Об этом потом, сей час о чувствах самой Офелии.
Кроме участия в сомнительных экспериментах Полония, Офелия не предпринимает попыток помочь Гамлету. Она лишь терпеливо сносит  оскорбления принца и прощает его, может быть по большой любви, может по доброте душевной, может потому, что он принц, может оттого, что вообще никому не умеет дать отпор, а может быть по всем причинам сразу.
В состоянии ли Офелия понять, что происходит с Гамлетом? Мы не видим ни  в словах, ни в поведении Офелии признаков живого ума. Они больше похожа на послушную куклу. Главное качество  дочери Полония – благопристойность. Либо она действительно холодна как рыба, либо воспитание загнало глубоко внутрь все душевные порывы. Этот вопрос разрешиться чуть позже. Шекспир даст шанс раскрыться своей героине, хотя и сделает это очень, очень жестоко.
В любом случае, между Гамлетом и Офелией лежит пропасть. Гамлет не сдерживает ни своих эмоций, ни своих чувств. Он сам воплощение мысли и слова. А Офелия? Если из разговора перед представлением  «Мышеловки» выбрать реплики Офелии, мы получим:
«Нет, мой принц». «Да, мой принц». «Я ничего не думаю, мой принц». «Вам весело, мой принц?» «Да, мой принц». «Нет, тому уже дважды два месяца, мой принц». «Что, мой принц?»
Довольно скучная беседа. Неужели они всегда общались в таком духе? Шекспир ни разу не показывает нам Гамлета и Офелию  наедине.
Но есть у Офелии один маленький, но страстный и содержательный монолог, который выделяется на фоне скудных и серых реплик дочери Полония:
«О, что за гордый ум сражен! Вельможи,
Бойца, ученого – взор, меч, язык;
Цвет и надежда радостной державы,
Чекан изящества, зерцало вкуса,
Пример примерных – пал, пал до конца!
А я, всех женщин жальче и злосчастней,
Вкусившая от меда этих клятв,
Смотрю, как этот мощный ум скрежещет
Подобно треснувшим колоколам,
Как этот облик юности цветущей
Растерзан бредом; о, как сердцу снесть:
Видав былое, видеть то, что есть!»
Смотрите, как ее прорвало! И это говорит маленькая тихая нимфа? Вот приоткрылось ее второе дно. Может не такая уж большая пропасть разделяет Гамлета и Офелию? Если так, откуда  ледяная отчужденность? Гамлет злится на весь женский род за грехи матери? Гамлет мстит Офелии за то, что она слушается отца, за то, что верит в его сумасшествие? Ну не дурак же он. Здесь совсем другая причина. Здесь копать надо глубже. Но я опять забегаю вперед.
Офелия сходит с ума после смерти отца. Сам факт сумасшествия принято считать странным. А песни Офелии загадочными. Ничего странного и загадочного  тут нет. Дело не в том, что умер Полоний. Дети, как правило, переживают своих родителей. Если б Офелия была настолько чувствительна, то при любом повороте событий она была бы обречена  на безумие и гибель. Но Полоний не просто умирает, он умирает от руки Гамлета – это и сводит Офелию с ума. Безумие, и есть доказательство любви к принцу, и это не «тихое, спокойное,  глубокое» чувство,  так сломать может только страсть. Офелии приходиться в сердце своем сделать выбор между любимым отцом и любимым мужчиной, это неразрешимое противоречие и сводит ее с ума. В сумасшедшем бреду, она поет уличные песни о покойнике – отце и о предавшем возлюбленном – Гамлете. И именно в сценах безумия раскрывается душа Офелии. Потеряв разум, она освобождается от оков благопристойности  и дает волю своим чувствам в грубых крестьянских песнях, (оказывается, она их знает). А если верить тому, что свои цветы она раздает сообразно их символическому значению, как бы указывая  кто есть кто, то Офелия уже не выглядит   наивной глупышкой, какой казалась прежде.
Теперь о Гамлете. Есть ли у него хоть одна любовная сцена с Офелией?  Этой любви не видно. Мы  слышим, как о ней рассуждают Лаэрт, Офелия, Полний, Гертруда. Сам Гамлет заявляет: «Я вас любил когда-то», и тут же «Я не любил вас» -- хоть один раз да соврал честный Гамлет.
Когда Шекспир говорит о любви, вряд ли у кого-нибудь может возникнуть непонимание, о чем собственно идет речь.  Будь то  юношеская страсть Ромео и Джульетты, или основанная на духовной близости, зрелая любовь Отелло и Дездемоны, или шутливые гротескные переживания героев «Сна в летнюю ночь».
Кто-кто, а персонажи Шекспира умеют объясняться в любви. На пример, Ромео, вот его речь, подслушанная Джульеттой:
«… Любая муха
Достойнее, счастливей, чем Ромео:
Она касаться может без помехи
Руки Джульетты – чуда белизны,
Иль красть блаженства рая с милых уст,
Что девственной невинностью как будто
Краснеют от взаимного касанья,
Грехом считая целовать друг друга.
Любая муха, а Ромео – нет».
(«Ромео и Джельетта» в переводе Т. Л. Щепкиной-Куперник)
Как просто, как искренне, как поэтично. Можно ли не поверить Ромео?
А что пишет Гамлет своей возлюбленной Офелии? Как изъясняется юноша – эталон образованности своего времени, студент Витенберского университета, законодатель вкусов, заядлый театрал, человек страстный и красноречивый. Да-да, красноречивый – какие монологи выдает! И что же он пишет:
«Небесной, идолу души моей, преукрашенной Офелии…»
Даже Полоний понимает, что это плохо.
«Не верь, что солнце ясно,
Что звезды – рой огней,
Что, правда лгать не властна,
Но верь любви моей».
Вот такие вирши. Кстати, в переводе Пастернака -  ни чуть не лучше. На большее Гамлет не способен. Куда пропали таланты принца? Или Офелия его просто не вдохновляет?
«О дорогая, Офелия, не даются мне эти размеры. Я не умею высчитывать мои вздохи; но что люблю тебя вполне, о вполне чудесная, этому верь. Прощай. Твой навсегда, дражайшая дева, пока этот механизм ему принадлежит, Гамлет». И в прозе так же топорно, как и  в стихах. Можно ли заметить тут хоть искру любви? «О дорогая Офелия», «о вполне чудесная», «дражайшая дева» -- неуклюже, холодно, мертво. Загляните в любой монолог Гамлета: сколько выразительности и жизни в его словах. А в дружеских беседах с Горацио куда больше чувств, чем в этих  любовных признаниях.
Кажется странным, что первой, на ком испытал свое мнимое сумасшествие Гамлета, стала Офелия.  Он явился к ней сразу после встречи с призраком и напугал своим видом хрупкую нимфу. Может быть, принц еще был не в себе, еще не успел оправиться от потрясения? Но если мы заглянем в последнюю сцену первого акта, то увидим, что несмотря на волнение, в которое приводит Гамлета ужасное откровение духа, принц держит себя в руках, а его внешний вид не вызывает особого опасения у Горацио и Марцела. Происходит беседа, в которой друзья проявляют заурядное любопытство. Гамлет взволнован, но не более того. Он даже позволяет себе отпускать грубые шутки в адрес призрака:
«Так, старый крот! Как ты проворно роешь!
Отличный землекоп! – Что ж отойдем».
Принц настолько владеет собой, что уже составил план действия, решив разыгрывать из себя безумного:
«Как странно бы себя я ни повел, --
Затем, что я сочту, быть может, нужным
В причуды облекаться иногда…»
Облаченный в причуду, Гамлет является Офелии и пугает ее до полусмерти. Холодный аналитический ум все рассчитал правильно. Офелия становиться первой вестницей  о безумии принца, Полоний подхватывает новость из уст дочери и предает ее Клавдию и Гертруде. План Гамлета пущен вход. Но разве так поступают влюбленные? «Честный» Гамлет просто использует в своей игре бедняжку Офелию.
В трагедии нет ни одной сцены, подтверждающей любовь Гамлета к Офелии. Может быть, сцена похорон? Сцена, в которой была произнесена знаменитая фраза о сорока тысячах братьев и показана отчаянная готовность пить уксус и есть крокодилов. Казалось бы, случилось несчастье, Гамлет потерял свою возлюбленную, самое время сбросить холодную маску и предаться горю, не скрывая чувств… если, конечно, они есть у принца. Что же на самом деле происходит на могиле Офелии?
Сначала мы видим вполне резонное удивление Гамлета: «Как Офелия?» Кому же посвящены следующие слова принца?
«  Кто тот чье горе
Так выразительно; чья скорбь взывает
К блуждающим светилам, и они,
Остановясь, внимают с изумленьем?
Я, Гамлет Датчанин».
Это говорит человек, только что узнавший о смерти своей возлюбленной. Конечно, Гамлет дворянин, более того, принц крови, и он считает своим долгом ответить на вызов, брошенный ему Лаэртом. И стремление ответить на вызов столь сильно, что Гамлет, забыв о своем горе и элементарном приличии, соскакивает в могилу Офелии и дерется там с ее братом. Почему горячится Лаэрт понятно: Гамлет разрушил его жизнь. Но отчего принц ведет себя как пьяный буян?
Сцена на кладбище не похожа на оплакивание  Гамлетом погибшей Офелии, а скорее  соперничество с Лаэртом, странная ревность к брату возлюбленной. На похоронах центром внимания Гамлета является не Офелия, а Лаэрт. К нему обращены все слова принца:
«Нет, скажи мне, что готов ты сделать:
Рыдать? терзаться? биться? голодать?
Напиться уксуса? съесть крокодила?
Я тоже. Ты пришел сюда, чтоб хныкать?
Чтоб мне назло в могилу соскочить?
Заройся с нею заживо, -- я – тоже».
Клавдий утверждал, что Гамлет завидует некоторым превосходствам Лаэрта над собой, и видел в нем соперника. Честолюбие принца взяло верх над любовью к Офелии? Больше ни слова о ней. Вот последние слова принца над могилой, опять же обращенные к Лаэрту:
«Скажите, сударь,
Зачем вы так обходитесь со мной?
Я вас всегда любил. – Но все равно;
Хотя бы Геркулес весь мир разнес,
А кот мяучит, и гуляет пес».
Нет, Лаэрт интересует Гамлета, куда больше, чем Офелия. Может быть, этим объясняются все странности его любви?