Узор на гагагле

Николай Семченко
Из цикла «Сны о Пенжине»
(продолжение – № 24 )

Узор на гагагле

Если смотреть на тундру с высокой сопки, а ещё лучше - из кабины высоко летящего вертолёта, она вдруг засверкает яркой мозаикой узоров. На зелёном фоне разноцветными пятнами выделяются полянки с цветами и ягодники. Среда них  озера - как аккуратные заплатки, а ручьи, и протоки извиваются затейливым сложным орнаментом. Местами тундра напоминает шкуру пятнистого оленя: серые кружочки. — это колонии лишайников и различных мхов. Красиво!
Потом, вернувшись в село, нечаянно встретишь мужчину или женщину в гагагле — летней одежде, напоминающей просторный балахон.  И ещё раз удивишься: замечательно яркие на нем узоры! Не в тундре ли высмотрели их местные мастерицы?
Для шитья кухлянок или гагаглей их прабабушки подбирали шкуры пятнистых оленей, умело раскрашенные самой природой. Но пятнистые олешки попадаются нечасто. И тогда мастерицы надоумились украшать однотонную поверхность мехов различными аппликациями.
Мне приходилось видеть нарядные одежды ульчей и нанайцев, нивхов и эвенков. И всякий раз поражало то, с каким умением выделан мех. Его поверхность всегда одного тона и цвета, а мельчайшие дырочки заделаны так, что даже опытный глаз ничего не заметит!  А для корякских мастериц,  наоборот, чем больше пятнышек, тем лучше.  Дырочки, трещины, отверстия они искусно зашивают  меховыми лоскутками и обмётывают их крупными стёжками - так получается мозаика. А кухлянки вообще окантовываются в … рамки. Как художники ищут подходящие  рамы для своих картин, так и мастерицы заботятся о  том, чтобы как-то подчеркнуть естественную красоту меха. Обычно передняя и задняя часть одежды шьётся с чёрными боковинами, подол  тоже оторочен  тёмным мехом. И этого мало! На белую поверхность искусница умело накладывает «пятнышко» из шкуры медведя или росомахи.
Только после этого мастерица приступает к главному - украшает опуван (это подол, нижняя часть одежды).  Его  узоры составляются из мелких треугольников, ромбов и кружочков, вырезанных из меха. Из этих фигурок придумывается так много орнаментов, что диву даёшься. Например, если в распоряжении мастерицы только разноцветные треугольники,  она сумеет так повернуть и соединить их,  что получится несколько различных комбинаций.
Если мастерица хочет показать всё своё умение, она обязательно дополнит меховую мозаику вышивкой шёлком. Но многие корякские  бабушки всё-таки предпочитают вышивать не нитками, а подбородным волосом хоров.
Чем наблюдательнее мастерица, тем больше узоров она видит  в  цветовых ритмах тундры, и тем интереснее получаются её работы. Краску для гагаглей она находит в перелесках у голубых озер.  Для этого собирают ветки ольхи, срезают с неё кору, которую и настаивают по старинному рецепту.  Настоем красят шкуры – они выходят  красновато-малиновыми или  пурпуровыми, смотря какое время продержат их в краске.
Искусствоведы считают меховую мозаику коряков подлинным чудом народного декоративно-прикладного искусства, и этому умению научила мастериц тундра-художница.