Старые сказки

Николай Семченко
Из цикла «Сны о Пенжине»
9Продолжение - № 7)

Старые сказки

- ...И случился голод. Пришёл Оклан к хозяину и говорит: "Накорми своих работников. Зачем моришь народ?" Схватился хозяин за лук со стрелами: "Уходи, -  кричит. - Много вас, голодранцев, в тундре - на всех не хватит моих олешек!" Рассердился богатырь Оклан, в сердцах переломил хозяйский лук, об колено и сказал: "Посмотрим, как ты без нас, голодранцев, обойдёшься..."
Бабушка Мария неторопливо рассказывает легенду о народном герое Оклане. Как он обхитрил жадного хозяина,  как собрал всех бедняков и повёл их в места, богатые дичью и рыбой, как долог был этот путь, и как хорошо жили люди, пока не умер Оклан, в честь которого и назвали чистый, светлый приток Пенжины.  Долго-долго пересказывает бабушка Мария народную сагу. То и дело возникают в ней длинные, печальные песни, полные горечи. Плохо жили прежние оленные люди: ничего у них своего не было - всем владели богачи да черные шаманы. Кухлянка, и та была не своя  -  хозяйская. Мечтали тундровики о лучшей, светлой жизни,  о том, что   проснётся когда-нибудь Оклан и освободит их  от бесправия   и  вечной кабалы.
Когда слушаешь северные легенды, встаёт перед тобой отражённая в них жизнь далёких предков коряков и эвенов,   возникает причудливый мир животных и птиц, которые понимают человека и которых: понимает человек. Многие сказки начинаются вполне конкретно: "Жил в Аянке старик..." Или: "Случилось эта на речке Белой, там,   где кости  мамонта нашли..." И сразу вспоминается сопочка с плоской вершиной, на которой, действительно, до сих пор откапывают  бивни из весной мерзлоты.
А вот о каком странном случае рассказал  мне Анатолий Тынетеут:
-  Когда-то в урочище Ульпыч жили парень и девушка. Любили они друг друга без памяти. И когда к девушке посватался богатый старик, обещая родителям дорогие  подарки, влюблённые решила уйти из жизни и навсегда остаться вместе в верхнем мире. Так и сделали. Только с тех пор являются они тем людям, которые приходят к месту их гибели. Вместе с одним приятелем я как-то оказался там. Разожгли костёр,  и тут Мишка говорит: "Пока не стемнело, пойду  поищу грибов..."  Я остался у огня. Вдруг замечаю: над соседним кусточком вроде как туман заклубился, а потом зашевелились ветки и вышла из-за них ... молодая пapa. Девушка - в керкере, парень - в кухлянке и торбасах. Идут, смеются, меж собой переговариваются. Увидели меня и остановились. "Эй! - кричит парень. - Иди к нам, вместе будет веселей..." А мне, поверите ли, от страху и слова не вымолвить!  "Не хочешь? - говорит парень. - А я тебя всё равно заберу..." Подбегает ко мне, хватает за руки - тут, естественно,  пришлось обороняться.  И так мы схватились, что земля комьями в разные стороны полетела! И что вы думаете, очнулся я от сильного тумака в бок. "Чего разбуянился? - говорит приятель. -  Ни с того, ни с сего схватил меня за грудки, трясёшь всю ночь! Спать охота..." До утра я глаз не сомкнул: всё думал, как же так - неужели мне всё это привиделось? Проснулся приятель, я его и спрашиваю: "Интересно, почему ты меня не разбудил вчера, когда с грибами пришел?" Он почесал в затылке и вздохнул: "Как за грибами пошёл - помню, а что потом было - не знаю. И сон дурной, и ты меня то в бок пнешь, то по щеке ударишь. Беспокойный ты, однако!" Может быть, он просто подшутил надо мной, не знаю" Однако с тех пор я не езжу на Ульпыч.""
Конечно, эта история приключилась во сне. Тем более, что человек, настроившись на "сказочную волну", ждал от тундры чего-то необычного. Сморенный усталостью, он уснул - тут-то возбужденный мозг и "показал" ему "спектакль"...
На пенжинской земле не надо искать приведения. Здесь достаточно вполне реальных чудес. Однажды вы придёте в гости к какому-нибудь пастуху, и он, глядя на зарубки, оставленные на деревянной плашке, вспомнит, какой день - жаркий или холодный - выдался в это же время год назад ила больше.  Плашка - это календарь, который ведётся давно, так что не удивляйтесь! Или, к примеру, вы можете как-нибудь услышать громкий женский плач в диких сопках. По легенде, это мать камлает над убитым злыми людьми сыном. А на самом деле, как утверждают геологи, это поёт... скала! Ветер, попадая в ее по-особому расположенные расщелины, и вызывает странные звуки. Или случайно ночью вы увидите редкое зрелище: перекатывается по тундре какие-то огненные шарики. Не пугайтесь! Эти явления сродни шаровым молниям и учёные давно о них знают.
Суровая земля северной Камчатки, конечно, удивительна своими сказками и легендами. Но не менее удивительна она и негромкой своей красотой...