Бусы - злой туман

Николай Семченко
Бусы - злой туман

На Пенжине есть поговорка: идёшь в тундру на день - бери припасов на неделю. То случится внезапная пурга - придется долго отсиживаться в охотничьем зимовье. То поплывут по реке мелкие, колючие льдинки -  это шуга,  хоть и жданная, но  почти всегда негаданная, и, значит,  жди, пока установится лёд - только по нему и переберешься к жилью.
Якаяк однажды зашёл далеко в тундру: увлёкся охотой на куропаток. И не заметил, как потемнело   небо  и  всё вокруг затуманилось. Он понял: начинаются бусы. Это  густой туман при сильном ветре и крепком морозе. Одежда намокает, смерзается и превращается в толстый ледяной панцирь, любая, даже самая тёплая,  кухлянка перестает греть, и если не обсохнуть у костра, то замерзнешь насмерть. Выносливые ездовые и охотничьи собаки слепнут от бусов, их шерсть смерзается в  ледяной комок  - они тихо ложатся в снег и жалобно поскуливают…
Якаяк сумел найти старую высохшую ольху и разжёг костёр, но
огонь не грел: от ветра коченели руки, мёрзла спина и находили частые приступы какой-то глухой, беспросветной усталости. Туман усиливался и, похоже, бусы не собирались проходить стороной. Деревьев поблизости
больше не было, и, значит, надеяться на спасительную силу огня не
приходилось. И тогда парень решил: "Надо двигаться, авось дойду  до села  - тут в хорошую погоду часа два  ходу».
Однако он  шёл два дня. К дому подполз обмороженный, еле живой.
Поселковый фельдшер, осмотрев его, вздохнул: «Сделаю, что могу. А могу немногое. Я не хирург. Нужно вызывать санавиацию. Но вертолёт в такую пургу к нам не прилетит. Как бы не пришлось парню ампутировать ступни…»
Ночью Якаяк слез с кровати, натянул на себя меховые штаны, кухлянку и ползком – через всё село! -  добрался до бабки Ули, своей дальней родственнице.
  -  Что ты наделал! – воскликнула она. – Не думала я, что ты такой нежный. Из того, кто не чувствует приближения бусов, не получится хорошего следопыта, пусть он сидит, безногий, с женщинами! Тундра - не для него...
Якаяк не обиделся на её жёсткие слова. Он понял, что бабка Уля так  воспитывает его. И что она, известная собирательница трав, может быть, всё-таки поможет ему....
     Бабка готовила какие-то настои из трав, пахнувших летним солнцем. В этой темной жидкости она мочила  тряпочки и обматывала ими  ноги  Якаяка.
        Через месяц парень пошёл на поправку. 
     Якаяк по-прежнему рыбачит и ходит на охоту. Бусов он, конечно, остерегается, но не боится их. Старики научили его:
      Найди большой сугроб и схоронись в нём, только дырку проделай, чтобы было чем дышать. Переждешь бусы в сугробе – дальше пойдёшь.
    От злого зимнего тумана это, пожалуй, самое надёжное средство.