Кошка Г-ЖА

Драматургия На Прозеру
                Посвящается Беларуси


Действующие лица:
Она - Девушка неопределенного возраста
Он - Молодой человек неопределенного возраста
Сборщик бутылок любого возраста
Марсианин – 20 лет, внешний вид – обыкновенный для жителя Земли
Контролер пенсионного возраста
Студенты в кол-ве 3 шт.
Мужик с метлой
Кошка


Пролог

Весь свет потушен. Слышны только голоса. На протяжении всего полилога
периодически раздаются кошачьи крики.

-Мяу-мяу
-Граждане, кто везет скотину в общественном транспорте?
-Намордник! Почему без намордника?
-Да заткнет кто-нибудь этого ребёнка?
-Мальчик, ты, наверное, к бабушке едешь? А сколько тебе годиков?
-Приготовьте талончики, к нам едет ревизор.
-Ловите вора! Держи морду! Обокрали... Хоть паспорт отдай…А..
-Следующая остановка конечная. Не забывайте вещи при выходе.
-Куда мне теперь этот прокомпостированный талончик прикажите?


Загорается свет. Не весь. Полумрак. Салон старого троллейбуса. На
двойном сидении сидит Девушка неопределенного возраста. Одна.
-Мяу-мяу
Она: Это ты?
-Мяу-мяу
Она: Я давно подозревала неладное.
-Мяу-мяу
Она: Всегда любила говорить о душе. Но не верила, что ты есть, т.е. я
своим словам не верила. Все кому не лень, поют ей гимны и слагают оды
хвалебные. А я просто говорила « моя душа»…
-Мяу-мяу
Она: …умирает, разрывается на тысячи лоскутков, мучается, плачет. И
никогда, что любит.(замолкает и прислушивается)
-…
Она: Странно. Сердце любит. А душа? Никого и никогда. Не умеет? (вновь
прислушивается)
-…
Я люблю, а она - …только ходит по мукам. Потом сердце, которое любит
умирает, а она вечна…Любовь перестает существовать, а страдание
остается? Вновь возрождается, воскресает?
-(протяжное и тоскливое)Мяу
Она: Теперь я слышу тебя и вынуждена поверить.
- Мяу
Она: Ну вот, в первый раз мы сразу поняли друг друга

Действие 1
Сцена условно разделена на две части. Салон того же троллейбуса. Она
на том же двойном сидении. (1) Кусок пустынной улицы, по-видимому,
остановка. Он.(2)
Разговаривают по телефону. Зима
Она: Здравствуй.
Он: Ты снова опаздываешь. Не извиняешься. Где ты?
     Она: В троллейбусе
     Он: Радует. В первый раз от тебя слышу столь конкретный и похожий
на правду ответ.
Она: Не злись.
Он: Я спокоен. Через сколько ты будешь рядом со мной?
Она: Когда ты догонишь меня и не отпустишь. Ты сам постоянно меня
бросаешь и уходишь в свою жизнь.
Он: Ты когда-нибудь прекратишь рассказывать сказ о сволочи со мной в
главной роли?
Она: Почему ты меня больше не любишь?
Он …
Она: Мяу-мяу
Он: Ты что, с котом?
Она: Нет, это я.
Он: ( в сторону) Как я устал
Она: Я ненавижу телефоны. Пока. Не звони мне больше.

Действие2

Салон того же троллейбуса. Рядом с ней сидит Сборщик бутылок.

Она: Вы как думаете, есть жизнь на марс?
Сборщик  бутылок: Не знаю, я там бутыли не собирал. А что, может..?
Она: Нет. Я так…
Сборщик бутылок: Дура!

Сборщик бутылок выходит.
Марсианин: Девушка, не хотите познакомиться с марсианином?
Она: А они умеют любить? А плакать?
Марсианин: Как пожелаете.
Она: Заберите мня с собой.
Марсианин: А ты, что бездомная?
Она: Теперь, да.
Марсианин: Понятно. Тебя выгнали. Таких никогда не оставляют рядом. Но
на Марсе нет приютов.
Она: А поэты там есть?
Марсианин: Не видел. Знал художника одного. Известного очень. Говорят,
гениального. Он нарисовал лошадь. Жизненно так. Романенко фамилия. С
добрыми глазами.
Она: Художник?
Марсианин: Лошадь. Но по-моему, лошадь как лошадь.
Она: А я?
Марсианин: Что ты?
Она: Тоже лошадь как лошадь?
Мар-н: Нет. Ты обыкновенная. Только пришибленная чуть. Но ты не
расстраивайся. Нынче все такие. Вон видишь, мужик. Все думают, что он
дворник. Он тоже так думает. Но знает другую истину. На самом деле, он
– единственный хранитель величайшей тайны. И не важно, что это всего
лишь знание о том, где находится ночной магазин с самым дешевым
чернилом. Он велик для себя и жителей своего мира. Он там – бог, царь
и червь.

Она: У вас все такие, как ты?
Мар-н: Тебе это важно знать?
Она: Нет. Просто не знаю, что сказать вместо не уходи. Поговори со
мной.
Мар-н: Чего ты хочешь?
Она: Понять. Сегодня, я услышала свою душу. Она на кошку дикую похожа.
Я ее держу крепко. Но не хочу. Я ее давно подарила. Но он не умеет ее
не отпускать.
Он: Когда-то были другие люди…
Она: …их Зевс из-за страха потерять власть разрубил на две половины…
Мар-н: …но тебе не нужно отдавать себя. Иначе вы умрете. Вот их уже
нет. (показывает на пару в зале). Хотя он по-прежнему исправно по
праздникам признается ей в любви, а она варит супы.
Она: Ты злой. Но мне хорошо с тобой. Я хочу говорить. У меня в кулаке
– земля. Мы никак не можем разобраться, кто кого хоронит. То ли она
засыпает меня пеплом из разрытых могил, то ли я пишу вечный Плач по
ней.
Мар-н: Брось ее. Разожми кулак.
Она: Я не одна.
Мар-н: Всем, кого встретишь на своей дороге, говори это.
Она: Я должна уйти?
Мар-н: Ты должна Жить
Она: А она?
Мар-н: Воскреснуть.
Она: А с Ним как быть?
Мар-н: Оставайся со мной.
Она: Ты меня любишь?
Мар-н: Когда-нибудь…
Она: А он - любит. Я обещала ждать.
Мар-н: По-моему, это он тебя ждет уже два часа с отмороженным левым
ухом.(Выходит)

Появляется Контролер.

Конт-р: Девушка, ваш проездной билет.
Она: Заяц.
Конт-р: На выход. Штраф.
Она: Вы считаете, что учеба на журфаке в тоталитарном государстве не
достойна премии «Молоко за вредность» или бесплатного проезда в
троллейбусах?

Гаснет свет. Зажигается вновь. На этот раз весь. Меняется сцена. Любые
декорации. Она и студенты в кол-ве 3-х штук.

Она: Я не могу здесь больше учиться.
Студ-ка1:Тебе всегда и везде плохо.
Она: Зато тебе везде хорошо. И ничего, что кафедра радиотелевидения
смотрит на мир сквозь мутную жидкость таинственной бутылки. А
остальные, по-моему, добиваются того, чтобы мы последовали столь
блестящему примеру. Это ерунда, что лучшие люди… Их ушли вместе со
сбродом каким-то… Видишь ли, покой они общественный тревожат. Застой
общественный они нарушают и дифирамбы не тем поют.
Студ-ка1: Расшумелась. Тебе что, больше всех надо?
Она: И ручные шестерки нынче в моде.
Студ-ка1: У тебя фантазия разыгралась.
Она: Нет, декан сам собирает материалы для папок с историей болезни
каждого.. Но больше всего мне нравится индивидуальный подход.
Персональный подбор методов лечения. И ни единого летального исхода.
Ай, да кудесники…(изменившимся голосом) Это страшное место.


Студ-ка1: У тебя везде страшные места. Как ты только их без компаса
находишь?
Студ-ка2: Когда я сюда пришла я потеряла всех друзей.
Студ-т3: Мы – циники. Вокруг нас нет людей. Есть существа, владеющие
либо не владеющие информацией.
Она: Это сборище моральных уродов. Калеки.
Студ-ка1: Знаете, когда-то я делала материал о женщине, без рук… Она
создавала великолепные гобелены. Зубами.
Студ-т3: Ты не поняла. Глядя на ее работы, никому в голову не
приходила мысль, выйти в окно. А после статьи о творчестве …Один
художник… Из-за того, что кому-то из нас он нагрубил во время интервью
…Может настроение у него было плохое… Журналист-недоучка, который с
трудом отличал мольберт от холста, признал его творчество
несостоятельным…
Она: Я бы тоже так сделала.
Студ-ка1: И я.
Студ-ка2: И я.
Она: Любой из нас. Мы же - люди.
Студ-т3: Они – тоже.
Студ-ка2: А вы говорите свободы никакой. Захотел – убил. Захотел –
воскресил. Просто боги.
Студ-ка1: Не даром с первого курса нам втирают, что основные функции
журналистики – пропаганда, агитаторская деятельность, народность
партийность, идеологический рупор…
Студ-т3: Где ты этих апрельских тезисов Ленина набралась?
Студ-ка1: На семинары чаще ходить нужно!

Гаснет свет. Вновь загорается. Весь. Полумрак. Сцена с Контролером.

Конт-р: Ваши документы,
Она: Усы и хвост – мои документы.

Контролер уводит Ее.

Действие 3 По-видимому, та самая остановка. Он. Она.

Она: Ты меня простишь когда-нибудь?
Он: Разве я говорил, что обижен?
Она: Мне нужна твоя улыбка.
Он: Я вчера был на жутком спектакле.
Она: Мне плохо, когда тебя нет.
Он: Играли отвратительно.. Это был непрофессиональный театр. Но играли
ужасно не из-за отсутствия профессионализма.
Она: Знаешь, когда я долго нахожусь одна, перестаю верить в добро. Я
потерялась. Я не вижу света.
Он: Этот пафос… Как в стихах. Я ненавижу стихи за то, что они
фальшивые… Вот и спектакль был ненастоящим. Как поэзия.
Она: Мне кажется, я умираю. Каждое утро. Я ненавижу утро.
Он: Я не понимаю, зачем людям называть глаза очами, о кушетку в
отделении скорой помощи – смертным одром? Жизнь проста… Ровно нужно
дышать, а не вздыхать, плакать, я не голосить. Это был ужаснейший
спектакль… Хотел бы я на режиссера посмотреть.
Она: Замолчи!
(Садится на пол. Затыкает уши)
Она: Я тебя люблю.
Он: Я тебя тоже.
Она: Почему ты уезжаешь?
Он: …. Я хочу снять фильм о том, чем ты живешь.
Она: Помнишь, я пообещала,
Он: …что скажешь мне, когда тебе нужна будет моя помощь.
Она: Спасай.
Он: …
Она: …
Он: Почему ты не умеешь просто жить? Зачем тебе завтра?
Она: У меня его нет.
Он: Ты хочешь знать, что тебя ждет. Это неправильно. У тебя еще есть
время.

(Гаснет свет. Она исчезает)

-Мяу-мяу.

Зажигается. Вновь полумрак. На сцене сидит кошка. Он стоит рядом.
Потом берет под мышку и уносит. На полдороги она вырывается и убегает












Я не могу тебя нарисовать

Действующие лица:

Она
Он
Художник
Подруга
Мать
Кто-то

Пролог.

Птичий рынок, только вместо живности художники со своими работами.

Художник: в первый раз рисую мужской портрет здесь…
Он: Надеюсь, это не отразится на вашем таланте, и работа не будет
напоминать первые опыты.
Художник: (не обращая внимания на сказанное) Обычно, ко мне обращаются
девушки – получить подтверждение своей неотразимости.
Он: Мне не нужно удостоверение Пана тюльпана за вашей подписью. Мне
нужен портрет. Мой. Беспристрастная иллюстрация. Художник: (осторожно)
Может вам лучше в фотоателье?
Он: Вы считаете, я похож на человека, неспособного самостоятельно
принимать решения?

На сцене появляется девушка-художница.
Она: Что вы? Вы бесподобны, в принципе… Глаза не грустные, не
глубокие, не пустые,… К любому слову добавьте НЕ и увидите себя без
зеркала.
Он: Никто
Художник: Не думал, что вы столь самокритичны…
Он: (опомнившись) Что? Мне бы хотелось, чтобы вы меня рисовали, а не
игрались в психоаналитика.
Она: А можно я вас тоже нарисую… Только, чур, работа моя.. И не за
какие пряники я вам ее не отдам.
(Она, не получая ответа, садится рядом с художником рисовать)
Он: вы много работ продаете за день?
Она: Как повезет.
Он: А рисуете?
Она: (лукаво улыбаясь) Как закажут.
Он: Кто же в роли сутенера для твоих работ выступает?
Она (молчит, не зная, что ответить…В растерянности)
Художник: Здесь каждый сам за себя. Пришел, выставился, разделся,
продался.
Она рвет в клочья лист, на котором рисовала…
Он: А кого чаще снимают? Просто очаровашек или элегантных дам?
Художник: А ты бы кого выбрал?
Он: Уродину! За ней- то и пришел.
Художник: Ты ее здесь не найдешь. В искусстве грань между божественно
красотой и безобразием слишком размыта.. Будешь искать никем не
оцененный шедевр – подсунут мазню ребенка, выберешь зачем-нибудь
непосредственную бездарность – окажется гения работой..
Он: Кто ж определяет…
Художник: (Обрывая его, с ранее не обнаруживающейся твердостью в
голосе) Мы сами. Всегда. И даже тип женщин, который тебе будет
нравится через 5 лет, тоже мы выбираем…
Замолкают все. Девушка до сих пор сидит с застывшим выражением лица.
Художник молча рисует. Гаснет свет.

Действие1
Сцена1
Он лежит у Нее на коленях. Она перебирает его волосы руками.
Она: знаешь, я не могу понять, почему у меня не получается тебя
нарисовать…
Он: По-моему, ты разорвала тот…
Она: Я уже испортила десятки –сотни листов бумаги… Мне кажется, что я
тебя помню, каждую черту…А когда беру в руки карандаш… Страх перед
бумагой. Никогда не было.
Он:(с улыбкой) всегда говорили, что я слишком странен… Мне это даже
льстит Она: Ты не понимаешь. Когда я чего-то не могу нарисовать, этого
не существует. Моя жизнь, состоит из тонов и теней моих работ…
Он: Ты снова хочешь сказать, что не веришь мне? Она: Я не верю в тебя.
Это разные вещи.
Он: Почему ты еще не ушла?
Она: Я думаю над этим вопросом на протяжении всех двух лет. Я не знаю,
почему согласилась, с тобой идти на выставку кошек после того, как ты
сказал, что быть художником и проституткой одно и тоже. Не могу
объяснить, зачем сказала, что люблю, заранее чувствуя, что это слишком
много для тебя…
Он: Ты жаждешь выяснения отношений? Слез? Истерика думаешь тебе к
лицу? Она: Хорошо, что я сейчас не вижу твоего лица. Маска циника тебе
уж точно не идет.
Он: А если это не маска вовсе?
Она: может и не маска. Над этим вопросом я тоже уже успела
поразмышлять по ночам…У меня так часто бывает бессонница.
Он: Попробуй пить теплое молоко, когда не спится
Она: Не помогает.
Он: (раздраженно) Слушай, я не доктор.
Она: (удивленно) Я вообще-то это знаю. Мне не нужен был рецепт
микстуры от тебя… Я просто сказала, что у меня бывает бессонница.
Он: …Я знаю.
Она: …

Сцена2

Мастерская художников. Она. Подруга. Художник.


Подруга: знаешь, как это ни странно…
Она: Я очень удивлена, но…
Подруга: Я довольна
Она: Чувствую моральное удовлетворение.
(Смеются)
Подруга: А помнишь, что было накануне?
Она:(меняя голос) Лучше б сдохнуть.
                Я этого не переживу.
Куда вы это вешаете? Вы же разрываете лицо автора?
                Делайте, что хотите, а я умываю
руки..

Подруга: Мы – гении.
Она: Талантища!
(смеются)
Подруга: Что делать будем?
Она: Все спрашивают тоже самое.
Художник: О чем вы там барышни милые сплетничаете? Кто на этот раз
удостоился звания "Дебил, дегенерат, отморозь"? Кстати, забыл сказать…
То безобразие, которое вы устроили…
Она и Подруга: ( в один голос) Что?
Художник:.. действительно было безобразием( они понемногу скисают)
Никакого порядка. Хаос. Недоработки. Экспромт. Импрессия. Хаос. В
общем, так как должно быть у художников. Молодцы. Поздравляю. Только
не зазнаваться. Носы не задирать. Потолки у нас низкие. Поцарапаете.
Только дальше что?
Подруга: Вас ожидает увлекательный тур по библиотекам столицы!
Она: Каждой библиотеке – по нашей выставке.
Подруга: А если серьёзно, пока не знаем…
Она: Пока ясно одно. Это нужно… Только, как доказать и показать
разницу между любителями рисовать оранжевые овалы и теми, кто рисует
черные квадраты?
Художник: Вот тут вы правы, девицы. Испорчен вкус у современного
ценителя искусства… И вообще отсутствует у современных живописцев.
Она: Мне казалось, что дешевые графоманы - участь и проклятие
исключительно литераторов.
Подруга: Кстати, а что Он говорит о твоем творчестве?
Она:…Как всегда…Женщина не способна сложно мыслить… Короче, не все
конечно так грустно, как эта фраза.
Подруга: Тоже думает, что ты слишком откровенна и лживо-пафосно?
Она: я бы могла найти другие слова, чтобы выразить эту же суть… Но
зачем? Если это так похоже на правду?
Художник: Я тебе больше скажу, не своими, правда словами, но и мыслям
не своими.. Еще одного молодого умника.(меняя голос) от эти измятые
простыни… Извечная женская тематика – Он ушел, Она осталась…
Она: И почему люди видят свои сны на чужих простынях? Не всем ведь
сниться одно и тоже?

Действие2
Сцена1
Ее комната. На полу разбросаны книги. На столе творческий
беспорядок(бумаги, косметика, клей силикатный, тюбики с краской, рамка
с фотографией, ваза с засохшими цветами). На диване стоит магнитофон.
Пустой мольберт. Где-нибудь стоит кружка с холодным чаем. Патефон.
Она вбегает в комнату. В руках ключи, сумка и газета. Бросает все куда
зря. Садится на пол. Молчит. Пытается закричать.
Она: Я так больше…
(Замолкает. Поднимается. Успокаивает сама себя. Встает включает на всю
громкость магнитофон House of the risen sun. Садится на пол. Снова
пытается закричать.)
Она: я та бол…
(Замолкает. Поднимается. Успокаивает сама себя. Встает включает на всю
громкость патефон. «Апрель» Чайковсого. Садится на пол. Снова пытается
закричать)
Она: Я та больше не могу.
(У нее начинается истерика в произвольной форме. Можно с битьем посуды
и рванием волос на голове. Звонит телефон. Она бежит выключать
патефон, магнитофон, потом берет трубку. Телефон стоит напротив
зеркала.)
Она: (спокойным голосом)Да…
Голос: Здрасьте. Олю можно.
Она: (говорит, приводя в порядок лицо)вы не туда попали.
Голос: Извините.

Она отходит от телефона.

Она: (сама себе) спокойствие и только спокойствие. Выпей чаю.

Вновь звонок. По дороге к телефону Она разбивает кружку.

Она:(спокойным голосом) Алло
Голос: ( неприятный истерический мужской голос) вы все врете. Оля там.
Передайте ей, что я ухожу от нее, что она дрянь
Она: Молодой человек выбирайте выражения..
Голос: Да я не вам… И еще, что я ее люблю и пойду вешаться или лучше…
Она: Когда определитесь - перезвоните. У меня нет времени.

Отходит от телефона. Садится за стол. Она: (тихо, проговаривая каждую
букву) Я так больше не могу).

Вытаскивает из кипы бумаг газету с кроссвордами.

Она: Изъян в изделии из четырех букв.

Задумывается… Сметает абсолютно все со стола. Садится писать. Быстро и
размашисто. Первые пять листов летят скомканные на пол. На шестом
дописывает до последней точки. Читает вслух.

Она: Это одно из тех писем, которые не пишутся с первого раза и имеют
жутко нелогичное начало и завершение. Может потому, что не знаешь с
чего начать, зато слишком хорошо известны последние слова. А может
потому, что я исписалась писать тебе письма. Это тоже самое , что
кричать в пустоте. Я охрипла. Но сейчас, я уже не сетую по этому
поводу.(ПАУЗА) Когда получишь это письмо, изменить что-то будет уже
невозможно. К твоему счастью. Тебе не придется снова молчать и
затыкать уши во время моих исповедей.
Знаешь, можно конечно, было, как в дешевых романах не пить яд, до той
минуты, пока ты не постучишь в дверь…Чтобы врачам не пришлось
разводить руками и говорить" Очень жаль. Мы сделали все, что смогли".
Только ты ведь все равно не постучишь.

Откладывает письмо в сторону. Изменяет лицо и голос.
Она: (подражая Его интонациям и жестам) Любимая. Я должен сказать…

Телефон. Тот самый неприятный голос: вы знаете, если вы все-таки не
Оля , и ее на самом деле нет рядом, а ее нет рядом, я ее придумал, то
поговорите со мной. Мне так нужно, чтобы кто-то был рядом.

Она бросает трубку на пол. Продолжает писать письмо. Голос в трубке
продолжает бубнеть.

Она: Не переживай, я сильная, я сама… Ты даже сейчас в это веришь?
Веришь! Так ведь проще..
Не думай, это не обвинительное письмо. Это исповедь. НЕ волнуйся.
Последняя..
Мои работы забери себе. Я не хочу, чтобы чужие лапы оставляли на них
свои следы… Я знаю, ты всегда относился к ним скептически…Но все же
все о ни о тебе…Потерпи их пару дней, чтобы сжечь на мои 9…(
прислушивается к голосу в трубке)
Голос: … и вот тогда понимаешь, что спасти может только любовь ( с
нарастающим пафосом) Когда измученная душа…
Она вновь, как будто выключив звук в трубке, продолжает писать.

Она: Если бы со мной были рядом родители, я бы этого не сделала… Моя
жизнь стала еще одним примером того, как человек искал себя и не
нашел…
Для меня творчество стало смертью. Так не должно быть. Это барьер,
которой если преодолеваешь, то не просто выживаешь… А я сожгла себя.
Своей дерзкой откровенностью. Красная акварель разъела не только мой
холст, мою душу, как ржавчина разъела, обесцветила.
А тебя, тебя я так и не смогла нарисовать, все жизнь, рисуя о тебе…

Гаснет свет. Голос трубке: Вы меня слышите? Алло? Мне кажется, вы
самая лучшая, нет, я давно знаю, вы та самая…

Действие3
Сцена1
Пустая сцена. Он сидит на полу играет на гитаре. Входит мать.
Мать: Танцуй. Отгадай от кого письмо?
Он забирает письмо и уходит. Сцена2

Сцена раздлена на неровные две части. В меньшей половине сидит Он и
играет на гитаре. Она сидит возле телефона в больней половине.
Кто-то: Милая, почему ты тянешь время? Все ведь решено.
Она: Одни сутки. Даже нет, 12 часов. Ты ждал 4 года. Неужели так
сложно…
Кто-то: Можно я не буду уходить?
Она: Как хочешь.
Кто-то: Знаешь, не казалось, я больше никогда не увижу тебя. Я как
сумасшедший летел. Самолет. Такси. Только тогда, ты сказала " Я тебе
все время лгала"
Она: А может, лучше помолчи сейчас.

Кто-то встает, собирается уходить.

Она: Извини, я сорвалась. Нервы. Не знаю, что со мной происходит.
Валерьянку пью стаканами.

Сидят в тишине.
Раздается телефонный звонок. Она вскакивает. Бежит как шальная.

Она: А это ты. Да, все нормально. Я, кажется, уезжаю. Извини, я не
хочу тебя видеть. Не плачь. (отходит в сторону с телефоном) мне очень
тяжело. Подруженька
моя. Я тебя очень люблю. Прости меня. Но я должна жить. Здесь я не
смогу. Знаешь, он говорил, что не вынесет, если ко мне кто-то
прикоснется, что я из любого сарая дом сделаю…Нет, а потом даже на мои
похороны не приехал. Не собирается. Не нужно меня провожать. Пока.

Звук секундной стрелки в течении минуты. Встает. Берет сумочку. То-то
сидит на диване, опустив голову. Она подходит нему. Начинает, а
маленького гладить по голове. Постепенно гаснет свет.
Она: Ну не нужно. Я ведь теперь с тобой. Всегда буду с тобой. Все
будет хорошо. Ты ведь всегда был сильным. Хочешь, я тебя нарисую…
(с)