Актуальные области исследования в неологии

Дмитрий Гугунава
Неология [<нео… + греч. logos слово] – раздел языковедения, занимающийся выявлением и описанием новых слов (сфер их употребления, способов образования, типов значений, и т.п.), сравнением неологизмов в разных языках, установлением тенденций языкового развития и пр. В своем развитии неология прошла путь от синкретичного изучения словотворчества к собственно лингвистическому, а затем и к лингвостилистическому.               
Основной вопрос неологии заключается в выявлении критериев «неологичности» слова и создании, в соответствии с этими критериями, типологии новых слов. Разрабатывая комплекс вытекающих отсюда проблем, лингвисты акцентируют внимание на разнообразных аспектах: словообразовательном (Е.А.Земская, Р.Ю.Намитокова, И.С.Улуханов), лексикологическом (О.И.Александрова, М.А.Бакина, А.Г.Лыков), социолингвистическом (Р.А.Будагов, Л.П.Крысин), ономасиологическом (О.А.Габинская, Е.С.Кубрякова) и др.               
Объективная новизна слова, его фактическое вхождение в язык фиксируется словарями, что позволяет говорить о моменте, с которого начинается история нового слова. Этот критерий называют ведущим признаком неологизма. Однако чисто хронологическое определение неологизмов не отражает их дальнейшую судьбу в рамках узуса. Экстралингвистические факторы (утрата референтом актуальности либо замена его денотата и т.п.) могут стремительно изменить статус неологизма (ср. слова термоядерный, правозащитник, дизайнер, утратившие оттенок новизны, и слова типа фарцовщик, авоська, несун, перешедшие в разряд историзмов). В связи с этим интересен антропоцентрико-хронологический критерий Б.Н.Головина (неологизмы – слова, возникшие на памяти употребляющего их поколения).       
Критерий субъективной новизны слова – ощущение слова как новой лексической единицы носителем языка. Некоторые исследователи (напр. Р.Ю.Намитокова) отмечают, что этот критерий поддерживается объективными показателями (неизвестность, степень активности в его употреблении), что небесспорно.               
В свете актуализации антропоцентрического подхода в лингвистике (одним из источников которого стала философско-лингвистическая программа В. фон Гумбольдта) возможно значительное смещение акцентов при рассмотрении объективности указанных критериев. Так, ощущение новизны становится определяющим, поскольку является важнейшим источником самоидентификации личности, декларирующей свою индивидуальную языковую компетенцию, динамичность и рефлексию языкового сознания. В то же время словарь как источник объективной информации будет скомпрометирован обезличенностью усредненного носителя языка и субъективизмом составителя, его идеологической зависимостью.                Антропоцентрический подход характеризуется системно-целостным взглядом на язык; антиномичной трактовкой природы языка; приоритетом изучения живой речи над описанием языкового организма; сопоставлением языка с другими видами духовной деятельности человека, прежде всего с искусством и др. Применение этих принципов в неологии позволит снять многие противоречия в типологии  узуальных и неузуальных новообразований.               
Развитие новых направлений в филологии (философия текста, мотивный анализ, лингвокультурология и др.) позволяет постоянно пополнять методический арсенал неологии. Перспективным видится использование методов филологии измененных состояний сознания (анализ воздействия нового слова на состояние сознания) и шире – филологии нечеткости (В.П.Изотов), которая не отрицает традиционную филологию, а включает ее как частный случай, рассматривая все филологические объекты через призму нечеткости.               
Обширное поле для неологических исследований представляет собой языковой материал современности, в котором разграничивают различные сферы функционирования новых слов: узус и речь; литературный язык и внелитературные субстраты; речь представителей разных возрастных, социальных, этнических групп и пр. Наиболее распространен анализ новообразований в языке художественной литературы, ее отдельных родов (О.А.Габинская, В.П.Изотов, А.Г.Лыков, Р.Ю.Намитокова и др.). Активно изучаются неологизмы в различных функциональных стилях – обиходно-литературном, газетно-политическом, производственно-техническом, официально-деловом, научном (Л.М.Алексеева, Е.А.Земская, Н.Г.Иванова, Л.Н.Чехова, Н.А.Янко-Триницкая и др.).               
Особняком стоит в этом ряду стиль литературной критики (ЛК), который до сих пор неологами специально не изучался. А между тем ЛК, сочетая в себе черты науки (литературоведения) и искусства (художественной литературы), сближаясь по сути с публицистикой, использует уникальный функциональный метастиль. ЛК, в отличие от беллетристики, средства научного стиля употребляет для построения особой, образно-научной системы метадискурса.               
Сегодня мы наблюдаем расцвет ЛК постмодерна (ЛКП), ведущего направления русской ЛК, освобожденной от идеологических установок. Весьма перспективны исследования новообразований в ЛКП, которая активно влияет на формирование общественного сознания и эстетический вкус публики, стремится к языковой игре и словотворчеству, заимствует интернациональные термины и создает собственные, выстраивая при этом определенную картину мира.            
При анализе произведений ЛКП необходимо учитывать ее гипертекстовый характер (существование множества текстов ЛКП и ее объектов в виртуальной реальности интернета), что открывает новое измерение в изучении отношений языка и речи, языка и мышления, языка и общества.
Характер словопроизводства в ЛКП свидетельствует об особом типе языкового освоения действительности. Критики постмодерна (А.Генис, В.Курицын, М.Липовецкий, А.Нем-зер, М.Эпштейн и др.) используют способы как узуального словообразования (в основном префиксация, суффиксация, сложение и др.), так и окказионального (аферезис, контаминация, субституция и др). Это объясняется не только тем, что в основе образа в искусстве лежит принцип ассоциативности, но и усложненностью мировосприятия, присущей метадискурсу.
Таким образом, в русской ЛКП весьма актуально изучение новообразований как элементов особой терминосистемы, складывающейся в рамках этого вида литературы.