Послушайте...

Александра Лиходед
ПОСЛУШАЙТЕ...
«Послушайте! Ведь, если звезды зажигают - значит это кому-нибудь нужно, значит это необходимо, что бы каждый вечер над крышами зажигалась хоть одна звезда» - так сказал когда-то Владимир Маяковский, как выяснилось позже, - такой беззащитный, одинокий, потрясающий… И если Господь все еще посылает поэтов на нашу грешную землю - значит есть еще у нас шанс, значит есть… Как много многоточий, скажет читатель и будет неправ, потому что за этими знаками стоим мы с вами – те, для кого приходят поэты в этот мир. Мы читаем, обсуждаем и осуждаем частенько за «не ту рифму», «не то слово», «не ту жизнь», забывая порой поблагодарить их хотя бы мысленно за то, что они были, есть и будут, дай-то Бог. Потому что, если не станет поэтов, кто же нам скажет, что пришла весна, что птицы возвратились, что солнце сияет, что надобно чистить землю и души, что надо любить?..

Ирина Асоянц - одна из немногих поэтов, чье творчество не оставляет равнодушным никого. Кого-то ее стихи восхищают, кого-то раздражают - безразличных нет. И это замечательно.Потому поэт и пишет, чтобы дать толчок к размышлению. Пишущих много, а тех, кого читают, - только горстка. И так хочется рассказать тем, кто еще ничего не знал о ней доселе, «раз сказать» - и чтобы запомнилось, и чтобы захотелось найти ее книгу и прочесть и подумать …

Ирина - человек, которого переполняет доброта. И встретившись с нею однажды, не хочется расставаться. Она находит для каждого те слова, которые он ждал и которые единственные были ему необходимы. Как важно сказать вовремя слово, как важно!

Она пишет картины для друзей и слышит музыку в красках, и разглядывает свои лица под микроскопом совести. Она еще в пути, она ищет и находит, она страдает и радуется, она создает…

- Я влюбляюсь в талантливых людей сразу, с головой… и не разорвать, и не оторвать,- говорит Ирина красивым грудным голосом с чудным придыханием, так ей характерным. Вспоминаю сразу же цветаевскую «Сонечку», как похожа Ирина на нее, на ее любвеобильное большое сердце, на детскую беззащитность, на готовность жертвовать! Как беззащитна она в своем внешнем благополучии, как тонка и хрупка! И хочется быть неподалеку, что бы в трудный момент не была бы она одинокой. Судьба ее насыщена событиями, которых хватило бы на несколько жизней. Победы, разочарования и новые надежды... И горной речкой по ним - ее стихи. И чем горше и больнее в жизни - тем сильнее и выше она в стихах. Ирина пишет не для того, что бы ее любили, а потому что любит сама и потому что слышится ей то, что должно быть услышано и другими.

Если бы человек помнил все свои предыдущие жизни и знал о последующих, наверное отказался бы рождаться вовсе. Но уходя в неизвестность, придя из неизвестности, он хочет жить, любить, страдать и знать. В стихах Ирины - словно картины прошедших и будущих жизней, они сплетаются воедино и не разрывая цепи, устремляются хороводами розовых рек к тому океану безбрежной гармонии, которую можно разглядеть лишь из хаоса.

Однажды великого мудреца Шакти, жившего отшельником, спросили счастлив ли он, на что тот ответил: «Познавши путь к счастью, о счастье не помышляй, просто иди изо дня к ночи и от ночи в день ища знаний у каждого…».
В стихах ее душа и плоть ведут упорную борьбу и словно руки из каждой строки - то поддержат и ободрят, а то подзатыльником - не расслабляйся! Если бы я рисовала музу, я бы Ирину пригласила позировать, укутала бы в золотое к золотым же волосам и посадила бы под ее потрясающими «подсолнухами»… Тонкие озябшие пальцы, легкий ветерок, шмель на полевом разнотравье, подсолнухи и под ними - она… Меня не перестает удивлять, как щедро Бог помечает талантливых людей – и стихи писать и картины, и песни сочинять, и пироги печь как заправский кулинар, и стены расписывать. А другой за что ни возмется - все не так: и пирог подгорит, и печка только со свечкой рифмуется и друзей вроде маловато, да и те… Вот и вспомнится, брошенное кем-то из героев Сухово-Кобылина: «Полюбите меня люди, коли Боже разлюбил…».

Ирина очень смела в игре слов и образов, и эту талантливую смелость слушатели воспринимают очень по-разному. Но в этом - она, неповторимая и откровенная. Она так чувствует, так видит, и это ее право.

Когда я впервые ее увидела, мне показалось, что эта женщина с необычными чертами лица - та самая «незнакомка» с известного полотна Крамского, только та - брюнетка, а у Ирины волосы цвета осени. Отчужденная, неприступная и загадочная… И потому еще более пронзительной представляется ее хрупкость, когда узнаешь ее ближе.

Бередят океаны материковую лень…
Бороздят под соленостью скрытые, мокрые суши.
Нерестится мурена там, брасом гуляет тюлень
И мигрируют там черно-бело-китовые туши.
…Там акульи глаза из-за рифа недвижно мертвы,
На откормленной жертве, примерившись алчно, застыли;
И на лук побережий из водорослевой тетивы
Натянулись стрелою дельфиньи бескрайние мили…
Эти мили, живьем населенные, - будто бы знак
Из нездешья кому–то, других измерений загадка, -
Будто Наски, но то - не пустыня, не архипелаг,
А Солярис пучин Н2О и чужого Порядка…-
Там - своя бесконечность, свой Бог мнится там, свой резон:
В каждой ракушке - гулы штормов всех, урчанье всех штилей…
Свой земнолог, небось, вычисляет последний закон -
Притяженье воды одолеть приложеньем усилий…
Там свои зодиаки в скоплении губчатых звезд
Опадают на дно первобытной материей пенной,
И кометы морской по глубинам проносится хвост,
Опадая туда же, на дно, в океанский погост,
Где - конец, а, скорее, - начало сверхновой Вселенной…
Куба-99

Давным-давно, задолго до того, как она родилась, где-то в Гималаях один мудрец нанес письмена на стены храма: «Побеждай любя…» Она никогда не была в этом храме и не читала этих слов, но позже напишет много и страстно об этом же, но с позиции не учителя, а ученика.

«…Промокшая, в благословенье
Божье,
напившись трепетно воды
священной,
несу… внутри глоток
Вселенной
под молнией, под громом,
в бездорожье…»

Что это? Эхо ли великого знания? Или речь идет о тех невидимых мостах, которые соединяют вне времени, вне религий, вне физических перевоплощений только тех, кто идет по выбранной тропе к свету. Спотыкаясь, падая и страдая, но зная, что другого пути нет, и путь этот - спасающий и объединяющий, освещает всех, кто волею судеб оказывается рядом.

И уходя из уютной ее квартирки в кислую хлябь взбесившегося мая, я думала о ней, о ее стихах, о себе… В плачущем ночном небе, где-то на самом краю, ободряюще подмигивала одинокая звезда … «Послушайте, ведь если звезды зажигают, значит это кому-нибудь нужно…» - громко крикнула я опешившим канадцам, которые мирно беседовали у моей машины. Мотор завелся тихо и легко, как всегда. За окнами мелькнули огни реклам на чужом языке, радио бухало что-то рэповское, а я благодарила Бога за эту звезду, благодарила Его по-русски, ведь если звезды зажигают, и если поэты еще пишут стихи - значит…

В стране беспривычной привычно не сплю…
Я выключу свет, я кровать застелю,
Я робко ступлю в алеандровый мир,
Где не прекращается пирровый пир,
Где пьют и играют на деньги и страсть…
И я не боюсь в искушение впасть -
Войду, как туземка в лиановый рай
И вдруг прикажу музыканту -«Играй!».
Играй, мариаччи и чувств не жалей,
Не сетуй - не жалуй, играй веселей!
Разбей мое сердце, как спелый кокос!
Целуй меня жадную, жарко, взасос!
Веди меня, глупую, смело веди!
Клади меня, глупую, нежно клади…
Бросай меня, глупую, в холод и в жар!
Ограбь меня, глупую, алчный корсар!
Ограбь… на любовь и с надрывом слезу -
Я только остатки с собой увезу:
Заслушанный всласть и затертый до дыр
Мотив «Компарситы», как твой сувенир!
Куба-99

Представьте: как основа - Шар и Шпала,
Растерянность представьте и Начала.
Вот таинство, вот- звенья, вот- движенье,
Вот - переделы, вот - переселенья.
Вот - тонны переносят исполины:
Под грузом скарба - плечи, руки, спины,
Под грузом памяти - шальная совесть…
Вот - все реальность, - не роман, не повесть…
Вот - век, вот - день и это вот мгновенье.
Вот - понедельники, вот - воскресенье.
Вот - в мир идут… а вот- уходят с миром:
Кто Гамлетом, кто Йориком, кто Лиром…
Вот - воинства, вот - после них увечья;
Вот- континенты все, вот - все наречья.
Вот - тот, кто двинулся, вот - кто на месте:
Все эмигранты, все, повсюду - вместе:
Вот - впадины, равнины вот и кручи,
Вот - одинаково любой измучен;
Вот - впересвист, мистрали и бореи,
Вот - без руна кочуют Одиссеи;
Вот - каждый победитель, каждый тонет,
Вот - никогда никто никем не понят;
Вот вертятся, не мельницы - злодеи;
Вот старятся и чахнут Дульсинеи
Без обожанья, без чужой заботы -
Разъехались идальго - Дон- Кихоты…
Вот - всякий, он же - путник и зевака,
Вот - на дорогах - ни огня, не знака;
Вот - все равны - и лидер, и отшельник:
Мигрирует…а стало быть - подельник
По грабежу - растаскиванью Света…
Вот- облака, меняющие страны,
Вот - океан, где бродят Магелланы,
Но только без надежд остановиться…
Вот - Гамаюн, вот - Феникс, вот - Жар- Птица.
Летучего Голландца вот - обломки,
Вот - вечный Жид, а вот - его потомки.
Адам вот и ребро… такая малость,
Чтоб никому надежды не досталось…
Основы - вот. Все так же, раз от разу:
Вот - поднялись, а вот- низверглись сразу!
Вот - радости людские, вот - печали…
Вот - все представили… Вот - все предстали…
Торонто-99