Год тигра глава 4

Ариадна
               
   Через несколько дней, возвратясь домой позже обычного, Вероника услышала возбуждённый голос мужа:
   - Оставь меня в покое! Я уже говорил твоей матери, что ваши проблемы меня не интересуют.
   Бросив пальто на стул, она забежала в комнату и увидела мужа, отчитывающего побледневшего сына.
   - Что случилось? Из-за чего такой шум?
Вадим Петрович схватил со стола вскрытый конверт и стал 
трясти им перед лицом жены:
   - Финита ля комедия! Говорил, не связываться с нашими властями. Я заранее знал, чем ваша авантюра закончится!
   Вероника взяла конверт. Письмо было из Обменного бюро. Ей предписывали срочно явиться туда, взяв с собой паспорта и обменные ордера для уточнения.
   Она рассмеялась и, сложив из письма самолётик, бросила его мужу:
   - Однако, они напористы! Благо, Медведева успела предупредить о такой возможности. Пусть ждут, хоть до второго пришествия. Мы никуда не пойдём. А вы как считаете?
   - Ма, не переживай! Зачем заранее думать о плохом? Пусть сперва докажут, что наш обмен незаконный.
   - Рома, завтра к Медведевой пойдёшь ты. Отдашь наше заявление и их письмо. Пусть она разберётся. Мне уже стыдно с работы отпрашиваться.

   После ужина, когда Роман пошёл к себе, а Вероника домывала посуду, раздался резкий звонок в дверь.
   На лестничной площадке столи два молодых человека, которые, не спросив разрешения, тут же вошли в прихожую. Один представился юристом Горисполкома, а второй, круглолицый и кучерявый с толстым животиком, произнёс что-то невнятое.
   Человек, назвавший себя юристом, достал из внутреннего кармана пиджака удостоверение на имя Ишанкулова Худойкула и протянул его Веронике. Кучерявый, похлопав себя по брючным карманам, сослался на то, что документы остались в машине и потребовал, показать комнату, где умерла старушка.
   - Прежде, чем приказывать, покажите разрешение на обыск – возмутилась Вероника. Или вон отсюда!
   Кучерявый недоумённо посмотрел на своего спутника, надеясь, что тот не допустит, чтобы их выставили из квартиры.
   - Извините, гражданка Одинцова, к нам поступила жалоба, что вы заняли комнату, в которой проживала умершая старушка. Мы хотим туда вселить инвалида.
   - Во-первых, это не просто старушка, а моя тётя. Во вторых, здесь проживает и мой сын, который находится на срочной службе. В-третьих, куда вы хотите вселить инвалида? В спальню можно попасть только через столовую. Одна комната у нас проходная. Идите, смотрите!
   Когда незваные гости ушли, из ванной вышел Вадим Петрович. Его лицо расплылось в улыбке.
   - Да ты молодец! Сюда они больше не сунутся. Об этом посещении ты тоже сообщи в прокуратуру.
   Сама Вероника этот визит восприняла, как начало активного наступления со стороны городских властей.
   - Обрати внимание, тебя обложили со всех сторон, по всем  правилам охоты. Прав у них нет, так перешли к запугиванию - заметил голос.
   - А это значит, - подумала Вероника, - это значит, что они в себе не уверены.
   - Чепуха! В себе-то они даже слишком уверены. У них пять тузов в рукаве!
   - Пожалуй, ты прав! Заслуживаешь повышения в звании. Или нет, скорее, собственного имени…
   - Я давно его заслуживаю. Но ты редко следуешь моим
советам. А как ты меня назовёшь – господин Р или господин М?
   - Вот ещё! Я не потерплю ничьего господства. Назову тебя – «Нектовшляпе». Оригинально и демократично!
   После появления визитёров, Вероника поняла, что к ней и её сыну будут применены все средства устрашения, вплоть до милиции.
  От тяжёлых предчувствий сон долго не приходил и чёрные мысли, вырастая до невероятных размеров, заставляли её внутренне сжиматься в комочек. Ей было жаль себя и сына, неожиданно втянутых в тайную войну, где им предназначалась роль жертв.               
  Проснулась она среди ночи оттого, что ее сильно трясли за плечо.
   - Что случилось? - едва ворочая языком, спросила
Вероника.
   - Ты громко стонала. Страшное приснилось?
   - Да, какой-то кошмар. Как будто я в мясорубке и не могу выбраться. Пальцы занемели и я соскальзываю куда-то вниз. Наверное, тогда я закричала... А который час?
  - Около пяти. Спи!
  - Полежи со мной, боюсь, что тот же сон приснится.
  - Ты же простужена! Заразить меня хочешь?
  - Извини, забыла...
  Прикрыв глаза, она беззвучно плакала: "Почему он стал ко мне относиться, словно я вовсе не женщина? Стал ненавидеть, разучился нормально разговаривать... Болезнь для него стала смыслом жизни. Ото всех отгородился. Даже о детях говорит со злостью..."
- Перестань реветь, глаза опухнут. Он из породы себялюбцев. Ему на всех наплевать. А ты - дура! Все пытаешься семью сохранить. И чего ты добилась? - явно издевался Нектовшляпе.
   - И, правда... Мне же никто не поверит, если жаловаться начну. Друзья считают наш брак самым крепким. Я такая неприступная! Черт бы побрал эту неприступность. Мужчины глаз с меня не сводят, жены им сцены ревности  устраивают... А кто мог победой похвастать? Хватит себя жалеть! У меня все хорошо, все прекрасно, все замечательно...
 Большая планерка начиналась в десять утра. К этому времени в Главное Управление съезжались руководители районных электросетей, покрывая более сотни километров раскисших кишлачных дорог. Начальники РЭС заодно торопились решить и свои эксплуатационные вопросы.
     У дверей кабинета с табличкой «Расчетная группа релейной защиты» в ожидании приёма стояло несколько человек. Люся регистрировала новые документы, а               
Вероника изучала пусковую схему ввода новых мощностей в Пахтаабадском  районе.
   Свою работу Вероника любила и считала, что в этом отношении ей повезло. Хотя реле, всего лишь,  электромагнитные устройства, в них заложена определенная логика действий, основанная на  возможности выбора сказать "да" в одной ситуации и "нет" - в другой. Но, если несколько реле с учетом их логики собраны по специальной схеме, собственно и определяющей функцию релейной защиты, то множество разнообразных защит и составляют интеллект релейки. И вся эта релейная мощь заботится, чтобы не оставить без электричества весь город, если у кого-то дома произошло короткое замыкание.
   А это значит, что не остановится Химзавод, где идут непрерывные процессы, не перестанут работать мощные насосы, подающие в город питьевую воду, не исчезнут
перед глазами лётчика,  заходящего на посадку, огни посадочной полосы...
   Релейка развивает у человека, работающего в ней, ответственность, ум, гибкость и нестандартность мышления. Кто долго занимался релейкой, возвращается к ней, как к любимой женщине.
  А весь этот панегирик релейке, чтобы объяснить, в каком замечательном коллективе работала Вероника. Многие начальники других отделов и служб начинали с
электромонтеров в службе релейной защиты.
   Но с релейщиков и спрашивали больше. Отказ защиты или её неправильное действие  могли привести к серьезным последствиям. Объединенная Энергосистема теряет устойчивость, если возникают качания, асинхронный ход  или падает частота её "пульса". И тогда энергосистема моментально отключает часть своих потребителей, как ящерица отбрасывает хвост - лишь бы выжить! А потом релейщики приступают к скурпулёзному расследованию причин аварии по драматизму и накалу страстей ничуть не уступающему уголовному расследованию.
  Тут же понаехавшие гэбэшники допрашивают диспетчеров, подозревая саботаж  или диверсию. Участковые инженеры приступают к расшифровке аварийной ситуации,
зафиксированной своими "шпионами" осциллографами.  Компетентная комиссия заново проверяет работоспособность отказавшего устройства. В особо сложных случаях проводят следственный эксперимент.
   Ну, чем эта работа отличается от работы сыскарей? Профессия и характер работы отложили свой отпечаток и на Веронику. Она чувствовала, что сама может распутать непонятную историю с квартирой сына. В ней проснулся дух гончей, почуявшей след. Но бежать по следу Вероника не хотела.
   "Я должна предугадать их последующие действия! На шаг, на два, на пять шагов вперед. Они сами попадут в ловушки, которые приготовили для меня".
    В первых числах февраля позвонила Медведева: 
   - Вероника Максимовна, зайдите завтра во второй половине дня в прокуратуру. Я должна с вами побеседовать.

   На следующий день, в назначенное время Вероника снова переступила порог прокуратуры.
   Едва она вошла в кабинет и опустилась на предложенный стул, как помпрокурора встала и, поправив складку на юбке, обратилась к Веронике с речью:
 - Гражданка Одинцова, по вашей жалобе было проведено прокурорское расследование по действиям начальников Горжилуправления и Обменного бюро. У них были взяты объяснительные записки и было разъяснено о неправомерности их действий. Также были получены объяснительные от гражданина Джуманиязова и от начальника ЖЭКа...
   Официальный тон в устах помпрокурора Веронику встревожил. Она тоже встала и слушала, не задавая вопросов. Когда официальная часть закончилась, они сели. Видя растерянность Вероники, Медведева улыбнулась и стала объяснять все более подробно.
  - Вероника Максимовна, пока я здесь, вас точно оставят в покое. Но я почувствовала такое мощное сопротивление, что после моего отъезда они, наверняка, передадут дело в суд. А вы должны будете нанять хорошего адвоката, знающего жилищное законодательство и доказывать правомерность вашего обмена.
   - Юлия Федосеевна, как долго вы у нас пробудете?
   -До конца февраля. С первого марта приступаю к работе по месту жительства, во Владивостоке.
   -И, все-таки, я не могу понять - причем тут соседи? В Жилищном законодательстве имеется пояснение, что соседи не имеют прав на смежную квартиру.
  - Это верно. Но как вы сами расцениваете их притязания? Кстати, -   протягивая исписанный лист, спросила помпрокурора, - прочтите объяснительную записку вашего соседа. Отметьте, в каком месте, на ваш взгляд, он лжет.
   Вероника начала внимательно вчитываться в текст и тут же вскочила:
  - Ну, дела! Он пишет, что я все выдумала, будто он хотел обманным путем присвоить квартиру Романа. Он всё врёт! Вы давали ему читать моё заявление?
  - Разумеется. Я предъявляла его всем, кого вызывала в прокуратуру по вашему запросу.
   - Но вы не говорили, каким образом я получила сведения?
   - Как вы могли такое предположить? Тайны клиентов охраняются законом. Почему они выбрали квартиру вашего сына, что вы предполагаете?
   - Честно говоря, я теряюсь в догадках. Но, судя по личностям претендующих, они незаконно получили, или купили в Горжилуправлении сразу две квартиры с условием, что вторую займут после смерти моей тети. Похоже, что им продали квартиру вместе с живым человеком! А мы со своим обменом им все карты спутали. Они, возможно, заплатили деньги, а квартирка то уплыла!
   - Я надеюсь, что вы сумеете выиграть дело. Но, - Медведева посмотрела Веронике в глаза, - они говорят, что старушка, которую вы называете тётей, вам вовсе не тётя.
   -Как не тётя? - удивилась Вероника, - А кто же она, если она младшая сестра моей мамы. Все соседи об этом знают. На улице их даже путали. Правда, фамилии у них немного отличаются. Мама и её старший брат приехали в Заракент в конце двадцатых. Свою длинную и труднопроизносимую фамилию, которую все коверкали, они сократили, дав об этом объявление в местной печати. Тётя Тереза
перебралась сюда перед войной и фамилию менять не захотела. У меня есть фотографии, где запечатлена семья моего деда. Маму и тётю везде легко опознать. Хотите, я их вам принесу?
  - Нет, я и так верю. Но для суда фотографии не являются доказательством. Попытайтесь найти в архиве старые газеты с тем объявлением, или обратитесь в архив ЗАГСа. А как вы доказывали родственные отношения в Обменном бюро?
   -Там мы были вместе с тётей. Члены комиссии подтвердили, что на фотографиях разных лет одни и те же лица.  Кроме того, на выпускной фотографии одесской гимназии написана мамина старая фамилия, а на фотографии выпускников заракентской школы, где она преподавала русский язык, написана её новая фамилия. Все согласились, что это одно и то же лицо.
   -Теперь я не сомневаюсь, что вы выиграете процесс. Но вам придется сильно потрудиться. Удачи вам!
   Из прокуратуры Вероника уходила почти окрыленной.


             (продолжение следует)