Маконде

Николай Носов
Маконде

   Гулкие звуки тантама, журчание ручья, протекающего через заросли экзотических кустов и бананов, редкие прохожие, с удивлением разглядывающие музунгу, белых людей, неведомым образом занесенных в этот глухой район, расположенный на окраине Дар-эс-Салама.
   Мы сидим на террасе небольшого уютного домика Джулиуса Кивелы, антрополога из местного университета и разговариваем о маконде, одном из самых интересных племен, населяющих Танзанию.
   Маконде – племя резчиков по дереву, не уступающее своим искусством резьбы признанным центрам деревянной скульптуры, таким как бассейн Конго и Западная Африка. Творчество маконде – визитная карточка всего восточно-африканского искусства.
   Изначально маконде жили в районе труднодоступных плато, на границе Танзании (плато Маконде) и Мозамбика (плато Муэда), но сейчас они расселились по всей Танзании, более того, деревни резчиков по дереву появились даже вблизи кенийской Момбасы.
   Их изделия продают по всей стране, и в дорогих магазинах, осуществляющих доставку товара в любую точку планеты (вас туда обязательно завезут по дороге на сафари), и на городских рынках Аруши, Дар-Эс-Салама, Занзибара, где изделия маконде можно купить в несколько раз дешевле.
   Главное отличие произведений маконде от деревянной скульптуры остальных народов Африки – это отсутствие канонов, свобода в творчестве. Мастер не повторяет принятые формы масок , культовых фигур, он творит.
   Это во многом объясняется  мифологией маконде. Согласно преданию, сначала был дух, шитани (образ перенятый у арабов, но в отличии от шайтана – образ положительный), которому было одиноко, и он вырезал из дерева женщину, которую положил у огня. Утром, проснувшись, он обнаружил, что женщина ожила и согрела его своим телом. От их брака и произошел первый маконде.
   Следовательно маконде – по рождению творец, он должен создавать то, чего еще не было. Поэтому он может вырезать маски не только в анфас, как это принято у остальных народов Африки, но и в профиль, под любым углом, вносить в свои композиции динамику, сюжет.
   Наиболее интересным направлением в скульптуре маконде является стиль «шитана», своего рода африканский абстракционизм. Шитани – это суть, дух. Он может характеризоваться с помощью двух-трех произвольно соединенных частей человеческого тела, имеющих, по мнению резчика, наиболее важную роль для смыслового выражения сюжета.
   Если фигура изображается целиком, то пропорции человека могут изменяться совершенно произвольно. На первый план выпячивается главное. Так «мудрые шитани» обязательно обладают огромными головами. Тело – это всего лишь оболочка, которой всегда заправляют либо ум, либо похоть, либо сила. Зачем же тратить время на изображение того, что все равно ничего не значит.
   Очень интересным видом деревянной скульптуры маконде является «древо жизни». Берется длинное бревно. Сначала вырезается мать – прародительница маконде, которая помещается в центр всех фигур. Дальнейшее зависит от фантазии резчика. Часто, ниже прародительницы помещают тех, кто жил до резчика. Людские тела соединены, сплетены друг с другом. Из одного человека как бы вырастает другой, одно поколение дает начало другому, продолжая род маконде. Поэтому такой резной столб называется «древо жизни».
   Обаятельная молодая служанка позвала нас к столу. Мы переместились в гостиную и принялись за обед. Затем Джулиус продолжил рассказ.
    Маконде вырезают целые скульптурные композиции из деревьев, причем, не распиливая их и не пользуясь клеем. Конечно, это трудная, кропотливая, ручная работа.  5-10 $ за маску из черного дерева, а до такой суммы туристу можно сторговаться  на городском рынке, - не слишком большая цена.
   Маски несут социальную нагрузку в жизни маконде. Так некоторые маски одеваются  в конфликтных ситуациях. Это такой-же атрибут судьи как мундир или мантия, символ общества, племени, от имени которого выносится приговор. Во время ритуальных танцев, скрытый под маской человек мог подвергать критике власти племени, и его слова в этом случае звучали не как его личное, а как общественное мнение.
   Искусство маконде все время развивается. В наше время их изделия пользуются большим спросом у туристов, и это накладывает свой отпечаток. Появилось большое количество эротических скульптур. Некоторые специалисты считают их скабрезными, конъюктурными и не типичными для настоящих маконде. Во многом они правы. Такие скульптуры не несут социальноц нагрузки, не используются в общественной и религиозной жизни. Но в большей степени это справедливо и для всего современного творчества маконде, да и не только маконде.
     В наше время это конечно в основном просто коммерческая продукция, сувениры или атрибуты праздников, карнавалов. Никто не ходит в России в лаптях, да и на балалайке играют в основном фольклёрные ансамбли. Так же и Танзании. Но это никак не снижает ценности творчества маконде, лучшие произведения которого прочно вошли в золотой фонд мирового искусства. 

Дар-эс-Салам - Москва 2002