Storm!

Васюков Игорь
Терракт в Москве глазами психолога

  Итак, военная, специальная часть операции по освобождению заложников, захваченных боевиками во время просмотра мюзикла «Норд-Ост», завершена. Боевики почти полностью уничтожены, есть многочисленные (пока никто не говорит точно сколько, да, наверное, и не могут этого сделать сразу!) среди заложников, взрыва здания, который бы, мог похоронить заживо еще сотни и сотни людей, не произошло. В сознании миллионов невольных свидетелей случившегося действо сменяется оценкой, рефлексией. И она не может быть однозначной. Она – уже неоднозначна.

Эта кровь последняя?

  Первое, что мучает почти всех, чье сознание незанято полностью радостным переживанием трудной победы, это вопрос: «Могли бы российские спецслужбы обойтись без штурма, без кровопролития?». Логически вытекает, что такой вариант был однозначно возможен. Никто до сих пор неопровержимо не доказал, что боевики начали убивать своих заложников «пачками» или всех сразу. Ну, одного, двух «за плохое поведение» и «непослушание», но ведь не десятками. Да и трезвый расчет подсказывает: раз у террористов была хоть и амбициозная и, как свидетельствуют все военные и политики, абсолютно утопичная цель немедленного прекращения войны и выведения российских войск из Чечни, они, в данной ситуации, все равно предпочитали бы «торговаться» - жестко, расчетливо, цинично «выборочно» убивая заложников и наказывая, тем самым, российские власти за «непонятливость и несговорчивость». В этом случае наши «потери», однозначно, были бы в десятки раз меньше. Более того, ясно, что переговорный процесс еще не закончился и предстоящий «визит» Казанцева в логово окопавшихся в театре бандитов, давал очевидную надежду на продолжение хоть и неприятной, нервной, но сулившей и более приемлемые результаты дискуссии.
  Кстати, активно распространяемая нынче  СМИ версия о том, что, якобы, с террористами не надо ни о чем договариваться, и следует брать вполне ясный пример с жестких действий израильских спецслужб в этом отношении, на практике свидетельствует как раз об обратном: террактов в Израиле за последние годы отнюдь не стало меньше, а как раз наоборот – намного больше. И это - яркий пример того, что проблему терроризма жестоко, в «лоб», по методу израильский спецслужб решить абсолютно невозможно. Среди противоположной стороны, чувствующей себя обделенной и униженной, не имеющей у себя на вооружении таких возможностей и ресурсов, которые есть у более сильной стороны, всегда найдутся люди с настолько изломанной и примитивно устроенной психикой, которые «с удовольствием» отправят на тот свет с десяток (или намного - намного больше!) евреев, русских, американцев, кого угодно и с радостью примут настигшую их вовремя святого «джихада» свинцовую пулю. Из короткого отрывка интервью Бараева журналистам НТВ совсем нетрудно сделать вывод о том, что учившийся в советском вузе пресловутый «великий эмир Чечни» Шамиль Басаев просто профессор по своему интеллектуальному уровню по сравнению с этими любителями коньяка из театрального буфета. Что, грубо говоря, может «быть в башке» у этих людей с «поясом шахида» вокруг талии? Что кроме захватов, пленения, террактов, грабежей  может придумать примитивная фантазия «шахидов»? А это все означает только одно – пока такие люди существует и чеченские матери и чеченское (и не только, естественно) общество их рожают и воспитывают, террактам и прочей мерзости на российской земле и вообще где бы ни было вообще, несть числа! И ненужно особой фантазии, чтобы предположить: сегодня мы получили «Норд-Ост» и более-менее с ним справились, так как боевики и их аналитические центры, кажется, оказались и технически и морально, и интеллектуально слабее представителей российских спецслужб. Завтра же мы получим какой - нибудь «Норд – Вест», т.к. ясно – понятно, что вставшую на такую модель ведения борьбы, такой образ жизни силы сопротивления сложившемуся порядку мира, не остановятся, а будут его развивать, совершенствовать, дополнять новыми поражающими воображения деталями. А захват атомной станции (тьфу-тьфу!!!), отравление водоемов с питьевой водой (тьфу – тьфу!!!) получить в ближайшее время не хотите?!  Как показывает жизнь, все мы живем последнее время в духе безудержных глобальных фантазий голливудских режиссеров. Что они сняли лет 5-7 назад, сегодня уже сбывается. В психологии, кажется, этот феномен называется «осуществляющееся самопророчество».

Психология штурма

  Почему же, хотя это, как мы уже писали раньше, не очень вписывалось в изначально написанный сценарий, штурм все-таки так стремительно начался и осуществился. Я думаю, дело даже было не столько в реальной угрозе жизням заложников, сколько в психологии всех участвовавших в этой драме сторон, в социально - психологических особенностях той ситуации, которая сложилась внутри и снаружи театра
  Начнем, например,  с боевиков. То, что они изначально были настроены на всевозможные, и самые неблагоприятные, варианты развития событий, не вызывает никакого сомнения. Наверное, самой заветной целью, самым интимным желанием для этих, повторюсь, довольно примитивных людей, было принятие последнего и самого кровавого боя в центре Москвы, в самом центре столицы «неверных». После такого исхода изначально каждый из них «автоматом» записывался в «скрижали» новейшей чеченской истории, которая, как известно, уже имеет как минимум несколько своих изложений. Одна она у российского правительства и народа, другая – у боевиков и близких к ним людей. Исходя из этого ясно, в какую Историю, хотел попасть Бараев, его дружки, «сестры» и собутыльники.
  Однако, по прошествии трех дней, уставшая и измотанная психологическим напряжением контроля за заложниками и действиями спецназа, состоянием неопределенности и информационного вакуума, психика боевиков начала потихоньку сдавать. Ведь тяжелый стресс, ведущий к дикому утомлению, испытывали не только заложники, но и они сами. А глубоко пережитый стресс, как известно, выводит из себя даже вола. Ясно, что наиболее яркие эпизоды из вообщем-то рутинной ситуации сидения в зале, начали ими восприниматься очень нервно, болезненно. И то, что они устроили отходное место из оркестровой ямы, ярко свидетельствует о том, что они стали терять веру в собственные силы и возможности и начали бояться потерять даже минимальный контроль над ситуацией. Отвести заложников «покакать» тут же с местом их «дислокации» хоть и не очень приятно для эстетического вкуса, зато надежнее! Честно говоря, я думаю, что в это время, они гораздо бы охотнее приняли последний бой, чем бы занимались такой негероической деятельностью. К длительному психологическому противостоянию в ситуации закрытого со всех сторон светского помещения в Москве, а не родных диких гор, они оказались не готовы. Негде было потренироваться?
  Заложники, которые, как мы можем предполагать, три дня находившиеся в полускрюченном состоянии, в атмосфере физической и психологической несвободы, отсутствия нормального сна, еды, питья, гигиены, обострившихся дремавших ранее заболеваний, ночью 26 октября, тоже, как видно из не многих пока свидетельств, либо находились в состоянии, когда им уже все равно, что с ними будет, либо в состоянии внутренней готовности вступить в безнадежный бой с агрессором – терять то, собственно, было уже нечего! «Стокгольмского синдрома», как об этом предупреждали некоторые московские психологи, скорее всего не было. После походов Шамиля Басаева и Радуева на российские больницы, никто уже чеченскому сопротивлению не сочувствует и пощады не ждет – героико – романтический ореол, как не стараются в этом отношении чеченские «легенды» бандюгами давно утерян. В России никто в принципе ничего у чеченцев не отнимал и все давно хотят от них не новых трупов чеченских детей, а более – менее цивилизованного нормального поведения. Учитесь, работайте, женитесь, плодитесь себе среди гор. А кто вам мешал и мешает?! Только сами себе!!!
  Из сказанного выше, нетрудно предположить, что и несчастные зрители «центрового» мюзикла уже не могли, как сказал когда-то мудрый Ильич, «жить по старому», и хотели, несмотря на огромный риск для жизни, что-то кардинальным образом в своем положении изменить.
  Наконец, посмотрим на психологию поведения российского штаба и спецназа. Сайт Березовского пишет о том, что они боялись, что Бараев отпустит – таки всех заложников и примет последний бой с превосходящими силами противника, обеспечив себе однозначно, таким образом, путевку в мусульманский рай. С нашей точки зрения, это бред. Без заложников в зале никакого бы боя спецназовцев с боевиками просто бы не было. Взорвали бы они этот театральный комплекс к чертовой матери и дело с концом. Кому нужен этот чеченский бандюга без заложников?! Да лети ты к астероидам на своих же бомбах, да побыстрее! Был ты со своими «сестрами» когда-то «шахидом», так стань теперь обыкновенным «зеленым человечком»!
  Думаю, что импульсом к активным действиям штаба и спецназа все-таки был начавшаяся внутри перестрелка, недвусмысленные, хотя и толком не осуществляющиеся угрозы Бараева, нервная усталость от неопределенности, противоречивость грозной информации, исходящей изнутри здания, а также, конечно же, несомненная готовность огромного числа людей, уже в российской униформе, от слов перейти к делу. В такой ситуации даже щелчок треснувшей ветки мог стать тем крючком, который в считанные минуты изменил все вокруг: мучавшая  ВСЕХ двусмысленность, неопределенность, волевое сдерживание себя от экстремальных мер, разом разрешилась и рассосалась – нарыв лопнул и тут же в сознании участников и миллионов телезрителей, начали понемногу открываться истинные масштабы происходящей трагедии. Все, на наш взгляд, даже родственники погибших, как это не парадоксально, испытали различные варианты психологического облегчения. Маятник их переживаний из ситуация непонятной и мучительной вернулся в исходное, но уже психологически и социально другое положение. Более понятное, более определенное. Для всех нас, несмотря на разную степень полученных психологический и физических травм, началась другая жизнь. Для боевиков Бараева, их «сестер» и части заложников, она закончилась. Мы пошли дальше, к новым и неизвестным временам, а они, «испив свою чашу до дна», остались в своем времени навсегда.