Нашествие на Нашествие, или Вудсток по-нашенски

Васюков Игорь
Крупнейший рок – фестиваль в России как оригинальная коммуникативная модель взаимоотношений «кислотных» российских тинэйджеров и их рок-идолов

  Буквально позавчера из Раменского, что в Подмосковье со ставшим уже традиционным, третьего фестиваля рок - музыки «Нашествие» возвратилась не такая уж и многочисленная группа череповецких любителей этого жанра, представленная в основном
очень молодыми людьми. Их полученные впечатления от этого мероприятия, прямо скажем, достаточно противоречивы, но общее, что отмечают почти все, - это огромная, наряду с полученным мощным энергетическим зарядом, усталость и некоторое смешение и смятение чувств: получили многое, но того, что ожидали, во общем - то не получили. Мероприятие, по их оценкам, больше напоминало плохо организованный шабаш, чем по армейский строгий, традиционный смотр строя и песен среди прославленных (Zemfira, «Ария», «Аквариум», «Пикник», «Ленинград», БИ-2, «Мумий Тролль», «Король и Шут»)  и начинающих рок-н-рольщиков, призванное стать высшим моментом единения музыкантов этого направления и их фанатов, а также социальным механизмом преемственности представителей самого экстремального музыкального жанра и его последовательного движения в некоем, естественно условном,  общем направлении
- Если бы я не купил билет в VIP – зону, огороженную от остальной беснующейся толпы, можно было бы считать, что выходные дни были бы потрачены мною напрасно. – заявляет один из череповецких участников поездки. –  Любимых музыкантов лучше слушать на их сольных концертах.
  Самое мощное впечатление о фестивале, которое донеслось до нас по самым разнообразным информационным каналам – это невероятное для относительно молодого фестиваля количество собравшихся на ипподроме в Раменском зрителей. По разным оценкам зрительская аудитория составила от 150000 до 320000 человек, т.е. весь Череповец и вся Вологда запросто могли разместиться там. По этому весомому для слишком многих людей показателю едва выпестованное «Нашествие» далеко переплюнуло существующий уже больше тридцати лет Грушинский фестиваль авторской песни, который к своей, присущей ему сейчас масштабности, трудно и тяжело шел много и много лет. При чем по всем оценкам участников фестиваля  и СМИ, преобладающим контингентом на празднике русского рок-н-ролла были в основном так называемые «кислотные» подростки – молодые люди с соответствующим уровнем интеллектуального развития, кругозором, не очень воспитанные и с многочисленными вредными привычками.  Например, один из авторов «Коммерсанта»  одну из своих заметок, посвященных «Нашествию», ядовито назвал  «Надо суметь собрать столько уродов в одном месте» и очень живо описал никак не красящие нашу молодежь комсомольского возраста некоторые бытовые моменты их фестивальной жизни. Вот, например:
«Палатки (на фестивале И.В.) были установлены впритык друг к другу. В них пили, спали, обнимались и целовались взасос, выясняли отношения. Правда, край не переступали – ждали наступления ночи. В воздухе стоял запах травки и не менее устойчивая завеса мата со связующими его редкими нетабуированными словами. Чемпионами в этом виде словесного спорта были девушки».
  Или вот еще:
«Молоденькие милиционеры в палаточный лагерь не заходили. Они сидели на внутренних обочинах бывшего когда-то знаменитым на всю страну бегового круга ипподрома, и их глаза медленно наливались свинцовой ненавистью к происходящему. Тем не менее, одно место, которое их объединяло с толпой, в зоне было – бетонный забор, под которым ходили облегчаться как жители палаток, так и стражи порядка. Причем некоторые барышни, не стесняясь, со смешками присаживались к справляющему большую нужду мужскому полу».  Как говориться, no comments!
  По всем откликам, раменский фестиваль довольно бойко приобретает статус весьма выгодного коммерческого мероприятия и примирения, когда-то в 80-е фрондирующей граждан СССР «рокерской тусы» с ее новым положением в новых политических и социально-экономических условиях. Впрочем, уже не они сегодня «рулят» во главе движения, а куда как менее интеллектуальные группы типа «Король и Шут» и «Ленинград», который из общего характерного для «рок-н-рольщиков»  нонконформизма оставил только выжимку в виде летящего со сцены мата. Что же делать, новому времени – свои герои!
  Однако у бешенного успеха «Нашествия» среди тинэйджеров России и Ближнего Зарубежья и их чуть более старших товарищей должно же быть свое научное объяснение. Как это так – не было, не было, и вдруг тебе раз – 200000 на одной поляне разом собралось?! Предположу, что такой колоссальный успех мероприятия кроется, однако, не в особой популярности рок-н-ролла у современной молодежи, а в грамотно организованной коммуникативной модели с рок - идолами,  которую предложили «отвязным» по жизни подросткам огранизаторы «Русского Вудстока».
  Во – первых, заметим грамотное использование организаторами своих ключевых коммуникаторов для общения с потенциальной аудиторией фестиваля. Я просматривал у в Интернет массу интервью со «звездами» до начала «Нашествия» и почти во всех из них звучали вопросы об их участии  в фестивале и благожелательные ответы музыкантов по этому поводу: «Надо ехать!», «Мы обязательно приедем!» и т.д. и т.п. Теперь, задним умом, я предполагаю, что все это было отнюдь не случайно.
  Во – вторых, идеологами и организаторами в пространство взаимоотношений между музыкантами и подростками мастерски был включен так называемый психологами – лингвистами механизм возвратной коммуникации, т.е. перевод уже известного всем «до чертиков» явления в новый пространственно-временной и социально-психологический контекст. Земфиру, Лагутенко, БГ  все итак видели и слышали. Но погружение их звездного образа и раскрученных до межгалактических высот песен в атмосферу огромной человеческой толпы, тут же спящей, жующей и внимающей идолам, вызывает новый прилив интереса к ним, страстное желание услышать уже слышанное, но в новых, необычных условиях. Поэтому, кстати, я думаю, и не идут вверх, после участия в этом фестивале новые группы и новые имена. Старики со своими хитами нивелируют все остальное до уровня фона, простого и даже утомительного шума. Было, например, много свидетельств, что ряд групп просто просили побыстрее удалиться со сцены – возвратная коммуникация не работает, за ними ничего знакомого не стоит!
  В- третих, успех мероприятия основан на совпадении основных смысловых кодов исполнителей и слушателей, то бишь подростков. Если некий Дельфин выходит на сцену в сопровождении своего гитариста в костюме Евы, да еще и шустро бегающего по сцене «туда – сюда», то это вполне в духе подростковых идеалов трудных детей из группы риска. Кому из них, например, не хочется показать свое основное сокровище кому-нибудь из своих учителей в школе? Побаиваются все же. А здесь, нате вам, люди совсем без комплексов!
  Четко понял, как я уже понял, запросы публики и «пенсионер рока» г-н Гарик Сукачев, в конце своего выступления с группой «Ленинград» выбросивший на растерзание фанатам свой «бубен» на котором выколачивал забойный ритм.  Как видим, и через двадцать лет здесь господствует все та же магия между запросами зрителей и исполнителями их удовлетворяющими.
  В – четвертых, отмети огромную роль символики, притягивающей взоры потенциальных членов этого сообщества: атрибутики рока (кожа, цепи, пассы со сцены и из толпы, массовые камлания, флаги, портреты кумиров, татуировка, пиво, наконец!) было просто море и она активно продавалась и там, и там. Нетрудно предположить, где она оказалась после окончания фестиваля и скольким пока еще непосвященным она застит глаза.
  В – пятых, мы отметим резкое противопоставление неформальной атмосферы, ауры праздника, тому, что эти молодые люди видят в реальности. Здесь праздник, а там… А там «скука и отстой». На этом противопоставлении скучному серому миру обыденной жизни выстраивается и вся мотивационная основа поведения участвующих в «Нашествии». Девиз фестиваля, между прочим, звучал так: «Главное событие лета». Не больше, не меньше для ищущей приключений молодой души! Для дошлых коммерсантов мелочей, как известно, нет…
  Ну, и, наконец, что мы должны отметить в конце – это то, что повсеместно «Нашествие» во время подготовки к нему, во время проведения и даже после, сравнивалось с уже отработанным, апробированным в музыкантском мире архетепическом сюжете – Вудстокским  рок-фестивалем рассерженных молодых людей. В эту канву, для поддержания респектабельности, апеллирующей к серьезному миру людей власти, знающих, что такое Вудсток, но не знающих, что такое «Нашествие» и группа «Король и Шут»,  скорее всего и привлекли специально помытых и причесанных по этому поводу респектабельных старичков, типа БГ. Мол, наш Вудсток, это не только «оторванная» толпа подростков –это уже феномен культуры и истории, - никак не меньше!. Ах, милые хитрецы!