Олимпиада для Череповца

Васюков Игорь
  Несомненный очередной успех, теперь уже Зимней Олимпиады в Солт Лэйк Сити, которую я наблюдал и наблюдаю очень и очень внимательно, подстегнул меня немного поразмышлять не только об очевидных и не очень тенденциях развития мирового спорта и его наиболее ярких, ключевых мероприятий, которыми являются Олимпиады и чемпионаты мира, но и о том, что полезного можно было бы взять от них для развития нашего с вами города.

Мир сквозь прицел Олимпиад

Мировое сообщество, выражаясь языком подростков, по прежнему «колбасит» от Олимпиад и интерес к ним не только не исчезает, но даже растет. Более того, существует точка зрения, и она во многом верна, что если бы не было Олимпиад, то и сам спорт, существующее мировое спортивное движение захирели бы и, может быть, сошли на нет.  МОК – Международный Олимпийский Комитет, в настоящее время превратился в мощную и финансово не просто устойчивую, а прибыльную организацию, поддерживающую на плаву не столько самих себя, сколько существующие в мире национальные олимпийские комитеты и международные федерации пока еще не раскрученных или не слишком коммерчески успешных олимпийских видов спорта.  Появление нового вида спорта в программе Олимпиад – это наиболее мощный стимул к его дальнейшему развитию и, может быть, финансовому процветанию.
Раз это так, раз этот проект оказался столь успешен и выгоден, нет ли смысла проанализировать – а почему это так?
Во – первых, вероятнее всего, успеху Олимпиад способствует сама форма проведения глобального международного состязания.  Собрать на одно территории в одно и то же время  тысячи лучших атлетов, тренеров и специалистов мира с единственной целью – заставить их соревноваться друг с другом, чтобы показать человечеству все то, на что оно способно сегодня в физическом и интеллектуальном плане – дорогого стоит.
Во-вторых, успешность Олимпиад определяется относительной редкостью, уникальностью предлагаемого нам продукта. С одной стороны, Олимпиады проводятся относительно редко, что значительно повышает мотивацию как активного участия в них со стороны спортсменов, так и пассивного, со стороны зрителей. С другой стороны, эта относительная редкость, на наш взгляд, оптимальна. В принципе, не что не мешает Олимпиадам проводиться хоть раз в год, а то и чаще. Но подобный подход не только бы привел МОК к острым конфликтам с существующими федерациями по видам спорта, но и разрушил бы тот жгучий интерес, который существует к Олимпиадам в мире. В данном случае  очевидно: недоесть, лучше, чем переесть. Кроме того, надо помнить, что сама Олимпиада – это не просто те двадцать дней, когда все собираются на той или иной территории. Товар под названием Олимпиада, на самом деле продается ежедневно. Это и интрига по поводу того, где и когда будет проводиться Олимпиада, это и борьба МОК за чистоту спорта против допинга, это и загадки того, какая из олимпийских команд и за счет чего в следующий раз завоюет на Олимпиаде больше всего медалей. И многое, многое другое, вплоть, например, до переживаний тех же череповчан, будет ли их «седьмая на киселе» землячка Лариса Новожиленко участвовать на очередной Олимпиаде в составе олимпийской команды бобслеистов Швеции. Короче говоря, успех Олимпийских игр прямо опирается на специфику тех разветвленнейших массовых коммуникаций, которые, пронизывая все поры человеческих сообществ снизу доверху выносят наверх неукротимое желание людей состязаться, выигрывать и наблюдать за этим.
В – третьих, в качестве одного из важнейших факторов успешности Олимпиад следует отметить опору ее организаторов на такую глубинную психологическую потребность человека как стремление идентифицировать себя с чем-либо: со своим  клубом, со своим родным городом, со своей страной. И хотя МОК официально не подводит итоги соревнования между странами, любому посвященному в это дело человеку, эта позиция представляется несколько неискренней. Именно на количестве завоеванных медалей (и, особенно, золотых) и строится вся та интригующая, азартная атмосфера, присущая этим мировым ристалищам. Если МОК не считает, то это с удовольствием делают другие: национальные олимпийские комитеты, международные федерации, журналисты. Кто  больше, кто круче, кто кого. Тот «хай», который, например, подняли американские и канадские журналисты, по поводу второго места канадских фигуристов, в психологическом плане можно прочитать очень просто: «Мы не для того сюда приехали и проводим это, чтобы вы ставили нас на второе место».  При этом неважно, каким путем эта медаль добывается – победителей не судят!
В этом аспекте заметим еще одну интересную особенность. В командах других стран полным полно наших бывших соотечественников. И многие из них – не на худших позициях. Но даже наши комментаторы ТВ не обращают на них никакого внимания: уехал, значит теперь «не наш». Уже не враг, но нас не интересуешь!
В-четвертых, среди факторов определяющий успех этих спортивных форумов, я бы отметил, относительную простоту восприятия тех или иных видов спорта на фоне Олимпиад. За свои почти 40 лет активного «боления» и занятия различными видами спорта, я, например, так и не усвоил разницы между «тулупом» и «акселем» в фигурном катании и не вижу особых отличий в катании фигуристов, занимающих на Олимпиаде 1 и 10 место. Но зато я твердо знаю, если наши фигуристы проваляться, не займут своих непонятных мне первых масс, моя родина и я, соответственно, воспримут это не иначе как личную трагедию. С чего бы это, почему – здесь надо пускаться в очень длинное психологическое эссе. Поэтому – не будем!

Взгляд России на Олимпиаду

Из всех чудес, которые мы можем наблюдать на нынешней Олимпиаде и на Олимпиаде в Сиднее, самым загадочным явлением можно назвать то, что Россия еще более менее достойно выглядит и выглядела на них. С чего бы это? Лет 6-7 назад наши тренеры и специалисты по этому поводу говорили: «Доедаем социализм», т.е. тот общественный строй и образ жизни, который,  опираясь на добровольной-принудительную массовость занятий физической культурой и спортом, идеологию победителей, относительную дешевизну и зависимость от властей спортсменов высокого класса, нещадно эксплуатировал Олимпиады в целях создания своего благообразного имиджа. И самое интересное, наши спортсмены, в социальном плане абсолютно незащищенные, считали, что это очень хорошо. Вот только недавно хоккеисты сборной СССР начала 70-х рассказывали анекдотические истории о взаимоотношениях наших спортсменов с людьми Запада. Ударил, например, нашего забияку Валерия Васильева  канадский игрок во время суперсерии 72 года, а тот, вместо того, чтобы сразу выбить нахалу зубы, начал его поучать: «Ну, чего ты дерешься. Ты меня ударишь, так наша советская медицина меня бесплатно вылечит, а я тебя ударю – замучишься по врачам ходить!»
Смешно? Печально?!  Но сейчас среди спортсменов таких наивных людей, свято верящих в преимущества социализма и всем довольных, нет. Никто за так свои мускулы и отвагу продавать не желает. В связи с ростом интереса в России к хоккею, футболу, баскетболу и другим популярным видам спорта, наблюдается обратная советской тенденция: игроки суперкласса начинают стоить для тех или иных команд примерно столько же, сколько выделяется в том или ином регионе бюджетных средств на развитие массовой физкультуры и спорта!  И я не шучу – спросите тех, кто знает!
  Тогда откуда относительные успехи наших олимпийцев. Кому это надо? Нам, рядовым гражданам, конечно. Но у нас в кармане «не шиша». Коммерсантам, предприятиям, содержащим клубы? Сомневаюсь. Наш пример, когда тренер олимпийской команды по хоккею В. Фетисов сетует в интервью корреспонденту РТР, что руководство ХК «Северсталь» из-за важного матча внутреннего чемпионата не отпускает своего вратаря Максима Соколова на Олимпиаду, очень характерен. Интересы Родины учитываются тогда, когда они не вступают в противоречие с коммерческими, или с какими другими.
Олимпиады и победы на них нужны, прежде всего, государству. И нынешнее российское руководство это в полной мере осознает. Если нация побеждает на Олимпиада – это сильная нация, с которой следует считаться! Поэтому и подготовку к Олимпиаде, с опорой на крупнейшие российские финансовые и промышленные корпорации, обеспечило нынче именно оно. Поэтому и стремится наше правительство в последнее время несколько поприжать, вступившие в противоречие с государственными, частные интересы всяких разных спортивных коммерческих клубов и организаций. Потому что для него гимнаст, победивший на Олимпиаде, не смотря на низкую популярность гимнастики в России в целом, гораздо ценнее супердорогого  негра из Бразилии, который поддерживает за бешенные деньги реноме какого-нибудь второразрядного футбольного клуба.
И все же, прежней советской идеологии и доминирования государства  в спорте, несмотря на явный ренессанс, уже никогда не будет. Потихоньку, постепенно, Россия, уже, слава Богу, с учетом существовавших положительных традиций,  переходит к тому способу организации своих спортивных дел, который больше отвечает современным реалиям: спорт не только учиться сам себя содержать, но и учиться так выстраивать свои отношения с окружающим миром, чтобы получать от него весомую поддержку. Взгляните нынче на телеэкраны – сколь много различных спонсоров у наших олимпийцев. Ведь это не случайно! А когда олимпийцы вернуться домой – не сомневаюсь, в России начнется настоящий бум: спортивные сооружения снова начнут строить, а выдающихся спортсменов снова носить на руках…
 

Череповецкие олимпийцы

Говоря об этом, я вовсе не иронизирую. Череповец – город, в котором уже были свои олимпийские чемпионы. И появились они в нем совершенно закономерно – благодаря нашим, еще советским тренерам, работавшим и работающим в Череповце.  Они и сейчас время от времени способны давать великолепные результаты, но в целом, чувства, что все в порядке «в нашем королевстве», нет. Когда беседуешь с тем или иным тренером или спортивным функционером, всегда настораживает его желание получить в качестве спонсора, что-нибудь вроде «Северстали» или страх такого спонсора потерять. Мол, только мы сделаем, что-нибудь  противное ему, только на нас косо поглядят – нам  и нашему виду спорта «кранты». Может быть – я не знаю все досконально и не берусь об этом судить. Но, знакомясь с документами МОКа или других успешных спортивных организаций, я четко вижу, что вес спонсоров в их коммерческом преуспевании не самый большой: процентов 30-40. Часть (и довольно весомая) берется  от продажи билетов на спортивные сооружения, еще часть – от аренды и занятий с «чайниками». Но большая доля везде и всюду берется от рекламы и телетрансляций. Спортсмены во что бы то ни стало стремятся стать ценнейшей частью общества, стараются войти в жизнь каждой западной семьи. И понятно, что в этом случае, получаемые ими деньги (я имею ввиду и отдельных спортсменов и целые федерации и комитеты), отнюдь не халявные, а заработанные. Фирмы любой ценой хотят ассоциировать свое имя с успехом и процветанием.
Мы же, в нашем любимом городе, слишком в этом плане старомодно мыслим и надеемся на дядю. Вы видели когда-нибудь, например, хоккеиста «Северстали» рекламирующего какой-либо полезный товар. Или, наоборот, выступающего, против какой-нибудь вредной привычки молодежи. Я – нет. А ведь ХК – это для нас в городе можно сказать маяк! Но вот пример Ю. Филимонова с его Центром боевых искусств как раз приятное исключение. Человек выстроил на более менее современном уровне свои отношения с миром и получил результат – теперь мир строит для него Дом. Он всем нужен, всем полезен.
И еще момент, на который мне бы хотелось обратить свое внимание. Конечно же, в наш городской спорт должны прийти и современный спортивный менеджмент и спортивный маркетинг, и спортивная наука. Хотите побеждать – корпите над стратегией, анализируйте происходящее в мире. Но! Но … следует на мой относительно дилетантский взгляд обратить внимание и на еще один момент функционирования спортивной жизни в городе.  Ведь спорт привлекает не только своими вершинами, высшими достижениями. Он еще, и не в меньшей степени, привлекает своей состязательностью, азартом, выделяемым андреалином, о чем уже говорилось чуть выше.  Сие означает, что, по большому счету, разницы в получаемом для болельщика результате нет от того – смотрит ли он матч США – Канада, или встречу двух хоккейных команд 7 класса «А» и 7 класса «Б».  Наоборот, последний матч, особенно для девчоночьей и родительской части этих классов явно значимее первого.  Это означает, что интерес к нему будет зависеть только от того, как этот матч подадут его организаторы и «продюсеры»!
Конечно, вы можете сказать, что я утрирую и слишком мельчу. В каком то смысле да. Но если в Череповце и окрестностях (например, в рамках Северо-Запада), так организовать дело, чтобы оно вызвало в обывателях огромный прилив сил и интереса, надавить на те струны на которые уже не без успеха давным давно «давит» весь мир, то отличить Олимпиаду местных общеобразовательных школ от мировой олимпиады по степени вызванного энтузиазма будет абсолютно невозможно. Если «хорошая форма» Олимпиады или Спартакиады работает в мире, то почему она не может работать в Череповце – устройте подобное соревнование в городе, обеспечьте ажиотаж вокруг него – и вот вам и денежки рекой в местный спорт потекут. Многое в мире, все-таки, работает на основе одних и тех же закономерностей. Обновляться надо всем, и не только на уровне спорта высших достижений, но и на местном уровне тоже!