Карающий меч приватизации не знает пощады

Васюков Игорь
Подавляющим числом голосов на своем очередном заседании во вторник депутаты городской Думы Череповца приняли решение о приватизации многострадальной производственно - коммерческой фирмы «Люкс», занимающейся предоставлением парикмахерских услуг. Не согласные с решением остальных думцев депутаты Мельников и Беляев со словами первого: «Я в этом шоу-балагане не участвую!» демонстративно покинули арену городского ристалища ораторского искусства.

Любопытно, что ранее это предприятие, решением депутатского корпуса Череповца, не вошло в Программу приватизации муниципальных предприятий, принятую в конце 2001 года. Кстати, ни руководство, ни сам коллектив «Люкса», как и многих, выставляемых в 2002 году на торги предприятий, вовсе не рвались и не рвутся перейти в руки частных собственников. Причин для этого неприятия собственной приватизации много, но самое главное, наверное, одна: новая метла, как известно, по новому метет, и приход к собственности и власти других людей, однозначно грозит старому персоналу многочисленными неприятностями. Хотя, по новому «Закону о приватизации государственного и муниципального имущества», принятому Государственной Думой в ноябре прошлого года, социальные гарантии и профиль деятельности прежнему коллективу могут быть сохранены.
Серьезным возражением директоров – муниципалов было то обстоятельство, что некоторые из этих предприятий отнюдь не убыточные и, даже, работают с прибылью. Ряд депутатов – рыночников, в числе которых, как обычно, выделяется Николай Мельников, по этому поводу говорят следующее: «Нормального контроля муниципальной властью своих предприятий не было и нет. Поэтому директора этих предприятий используют их как свои собственные. Только частник наведет там настоящий порядок».
Утверждение, кстати, характерное для Николая Константиновича, но весьма спорное, практикой всей череповецкой приватизации вовсе не доказанное. Если не искать подтекстов, и не исходить из того, что приватизация в городе была проведена исходя из чьих то частных ситуативных интересов  (например, жене парикмахерская приглянулась, другу надо с деньжатами помочь – землицы под рынок отвести немного так), то результатом ее можно признать следующее.
Во-первых, город фактически не имеет представительства ни в одном крупном промышленном предприятии Череповца. Да, АО «Северсталь» из каких-то своих внутренних побуждений пригласило в Совет директоров мэра Ставровского. А могло бы и не приглашать, а просто указывать мэру и всем представителям городской власти на дверь.
Во-вторых, более чем огромная масса предприятий, особенно в строительном комплексе, попросту разорились. Удачами приватизации «по-череповецки» можно назвать только хлебокомбинат, мясокомбинат, ФМК. Т.е. предприятия  с ярко выраженными явными рыночными характеристиками и возможностями, в условиях своей абсолютной или относительной монополизации и высокого спроса на продукцию без труда вписавшиеся в рынок. А кто еще? «Ликерка» могла бы «крутить» миллионы, но стоит, с бывшим пивоваренным заводом проблемы и т.д. и т.п. Город не контролирует (и уже никогда не будет!) стратегически важные для себя промышленные объекты и ничего не смог и не сможет делать с теми, кто переданную им собственность просто пустил или пустит на ветер. Даже, кстати, посадить.
И за очередной, уже «мелкий» этап приватизации опять никто персональной ответственности в смысле эффективности принимаемых решений не несет. Да, известный «крестоносец» этого Дела в Череповце, председатель КУИ Е. Ширяев, не сомневаюсь, все сделает так, что формально к действиям его комитета будет очень трудно придраться. Но смысл приватизации разве заключался и заключается в том, чтобы «правильно продать»? Дискуссий на эту тему, между прочим, Евгений Леонидович активно избегает. В ответ только и слышится: «Мешаете работать!» И действительно, зачем ему об этом думать, он же не философ какой-нибудь? Главное «продать» - за результаты спросит История. А это когда еще будет!
Самое забавное, что предложением вынести решение о приватизации «Люкса» Евгений Леонидович  вышел на Дума, как я понял, из самых благих побуждений. «Отловленный» после заседания эффектными журналистками, он очень красноречиво рассказывал им, какой недюжинной силы предпринимательскую смекалку проявил в этом вопросе: «С выходом нового Закона и началом его действия с 24 апреля, - продать «Люкс» с условиями инвестирования будет невозможно. Вот я и предпринял попытку (напомним, успешную И.В.) выставить это предприятие на торги, чтобы успеть совершить все необходимые процедуры до того момента, пока действует старый закон. В итоге город заработает больше денег.
- Какой молодец! - с завистью подумал я. – А почему тогда по этой же схеме не продать и все остальные предприятия, которые в программу Приватизации на этот год в городе вошли? Трудно будет?! А кому сейчас легко!? Денег заработаем, будет, чем долг Мировому Банку отдавать.
Но мой вопрос-комментарий так и не получил права на жизнь, так как Евгений Леонидович мужчина видный, красивый, подтянутый, с явной харизмой на лице. Не в меру восторженная подвигом Ширяева и лишенная рефлексивных сомнений женская часть журналистского сообщества  меня к его благородному телу так и не подпустила, а слабый и тонкий мой голосок просто растворился в восторженном девичьем гуле…