Турпродукт по череповецки

Васюков Игорь
На своем заседании во вторник череповецкая городская Дума подавляющим большинством голосов при двух «воздержавшихся» постановила утвердить целевую программу «Развитие туристской отрасли в Череповце». Руководителем целевой программы назначен заместитель мэра города Леонид РЯБИНИН, а менеджером программы, предоставляющим отчетность народным избранникам и занимающимся распределением имеющихся средств – Яна МЕТЕЛЕЧЕВА. При этом правление некоммерческого партнерства «Череповецкая ассоциация туризма», являющееся основным координационным центром формирующейся туристской отрасли города,  получила обязательство ежегодно к 1 февраля направлять в городскую Думу информацию о ходе выполнения Программы по итогам года. Контроль за выполнением постановления депутаты возложили на постоянную комиссию по бюджету и социально-экономическому развитию городской Думы.  Стоимость программы  чуть более 10 миллионов рублей, из которых почти 95 процентов будет выделено из череповецкого бюджета.

Череповец – не Нью-Васюки, но…

Сама программа, по мнению лиц ее готовивших, является частью развития дальнейшей концепции города Череповца, предполагающее формирование облика города и стратегии его развития, одной из которых, как самой перспективной, является туризм.
Ссылаясь на мировую статистику, авторы проекта, считают, что развитие туристской отрасли в Череповце подстегнет развитие и других отраслей городского хозяйства, таких как транспорт, связь, торговля, производство товаров народного потребления и т.п. Попутно, предполагается, что реализация программы даст возможность почувствовать прирост денежной массы в карманах и рядовым череповчанам. Главным же результатом  Программы, итоги которой будут подведены только в 2005 году, станет создание высокоэффективного туристского комплекса города.
Как известно, Россия пока занимает весьма скромное место на мировом туристском рынке. На ее долю приходится всего-то 1,5 процента мирового туристского потока, который в основном приходится на Москву, Питер, Краснодарский край, районы Байкала и так называемого Золотого Кольца. Основу же туристского потенциала Вологодской области и Череповца, как его центра, способного «перетянуть» туриста у ближайших соседей, является большое количество памятников истории и культуры, неземная красота природных ландшафтов и выгодное геополитическое положение. Находясь «у крана», т.е. рядом с Московой и Санкт-Петербургом, в центре исторически значимых и туристски привлекательных  объектов области (Вологда, Кириллов, Белозерск, Устюжна, Великий Устюг, Тотьма), «не напиться», представляется просто даже странным.
В то же время, надеясь на лучшее и рассчитывая на сильные (свои и города) сторон, организаторы учитывают и имеющиеся слабости. Так, существующая в городе инфраструктура туризма, представляется им неразвитой. В Череповце не хватает гостиничных номеров, существуют проблемы транспортного обслуживания туристов. Нет пока и необходимого числа подготовленных специалистов для использования в туристской отрасли. Особая тема для переживаний – сложившийся в России и в мире стереотип представлений о Череповце как об экологически неблагоприятном и неприспособленном для комфортной жизни городе. И это все на уже существующем фоне острой конкуренции с другими городами России, недостатке информации о туристском потенциале Череповца и дефиците собственных финансовых ресурсов, которые можно было бы направить на совершенствование туристской инфраструктуры и ремонт памятников культуры.

«Приманки» для клиента

Формула успеха в туристской деятельности такова: поток туристов, принадлежащих к некоторой целевой группе прямо пропорционален уровню доходов в группе, доступности рекламной информации, степени общности культур представителей целевой группы и туристского центра и обратно пропорционален расстоянию, разделяющему представителя целевой группы и туристский центр.
Исходя из соображений географической близости и уровня доходов, к наиболее перспективным «гостям города», по мнению разработчиков проекта, следует отнести такие города как Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Ярославль. Там для нас проживает самый ценный клиент, которого мы всячески должны «обхаживать и облизывать». Как это сделать?
Авторы считают, что для привлечения туриста в город на Шексне, надо почаще  использовать для распространения туристской рекламы потоки товаров, потребляемых целевыми группами, Интернет,  стимулировать проведение различных фестивалей, конференций, спортивных мероприятий, развивать сферу отдыха и развлечений, предоставлять льготы на вмененный доход участникам некоторых проектов Программы (в частности, «Торговый ряд»), реконструировать наиболее привлекательные исторические места города и Речной вокзал, откорректировать, чтобы не возникало не нужных и непредвиденных проблем, имеющуюся нормативно-правовую базу, готовить кадры для туризма на базе местных учебных учреждений (в частности ЧГУ и Дома знаний).
Будут, и уже делаются, направляться усилия на активное взаимодействие города с внешней по отношению к нему средой. В частности, сюда относится вступление администрации и предприятий туристской сферы города и ряда других городов в некоммерческое партнерство «Череповецкая ассоциация туризма», участие в реализации проекта «Серебряное кольцо России».
Целевая программа «Развитие туристской отрасли в Череповце» включает в себя 16 локальных проектов (например, «Образование в туризме», «Рекламно-информационный туристский центр», «Народные промыслы Череповца» и т.д.), ключевым из которых является инновационный проект «Череповец – порт пяти морей», которому определен статус мегапроекта программы. Последний, кстати,  является наиболее частой мишенью для многочисленных уколов со стороны журналистов и общественности города.
На вопрос о том, почему же Череповец является портом пяти морей, главный идеолог проекта, заместитель мэра Л. Рябинин как-то сказал следующее:
- Город находится на берегу реки Шексна, где она впадает в Рыбинское водохранилище. Шексна входит в структуру Волго-Балтийского водного пути, благодаря чему Череповец имеет прямые выходы в Балтийское, Северное, Черное, Азовское и Средиземное моря. Поэтому наша программа во многом направлена на развитие круизного туризма в регионе. В прошлом году местные турфирмы “Русские путешествия”, “Шексна-тур” приняли и Причем, мы стараемся не идти хожеными тропами, а создаем новые элементы комплексного турпродукта Череповца. Специалистами ЧАТ разработан и запущен проект “сухопутной закольцовки”, суть которого в замене “скучных” частей речного пути автобусными экскурсионными маршрутами. Пока суда простаивают в системе шлюзов, туристы успевают посетить, например, Вологду, а потом “догоняют” теплоход в Горицах или в Череповце. Или можно воспользоваться прямым рейсом Уфа – Череповец – Уфа, осуществляемым теплоходами Бельского пароходства. В этом случае туристы теплоходом добираются из Уфы в Череповец, здесь садятся в поезд, на два дня едут в Санкт-Петербург, затем возвращаются в Череповец, чтобы продолжить круиз. Ну и, конечно, мы показываем сам город. Разработан комплекс оригинальных экскурсий по старому городу с посещением Центра народных ремесел, усадьбы Верещагиных и дома-музея Игоря Северянина. Кроме того, как оказалось, интерес у туристов вызывает и наш знаменитый металлургический комбинат “Северсталь”, куда тоже продумана экскурсионная программа.