Когнитивный диссонанс в Сети

Васюков Игорь
  В новейших психологических концепциях мотивации, претендующих на объяснение поведения человека, преобладающим в настоящее время является когнитивный подход к мотивации, в русле которого особое значение придается феноменам, связанным с сознанием и знаниями человека. Ключевые понятия используемые в русле этого подхода: когнитивный диссонанс, ожидание успеха, привлекательность успеха, избегание неудачи, уровень притязаний и т.п.
При этом центральным психическим процессом, объясняющим поведение человека, является принятие решения.
Естественно, в рамках наших задач, экстраполяция достижений этого подхода на мотивацию поведения пользователя в Интернет, должна быть очень продуктивной. т.к. процессы, связанные там с сознанием, знаниями человека и принятием им решения, представлены очень разнообразно и даже выглядят как доминирующие.
Например, очень популярная в мире теория когнитивного диссонанса, созданная Л. Фестингером, утверждает о том, что система знаний человека о мире и о себе стремится к согласованию. Если же такое рассогласование происходит, то индивид стремится снять или уменьшить его, и такое стремление само по себе может стать сильным мотивом его поведения. Вместе с попытками снять сосотояние диссонанса субъект может активно избегать ситуаций способных его породить.
В Сети, особенно в наиболее насыщенных коммуникациями ресурсах, система знаний и представлений пользователя о мире находится под постоянной угрозой рассогласования. Аргументированная позиция противоположной стороны, ее оценка или групповое мнение требует от каждого конкретного представителя сетевого сообщества определенных усилий по согласованию своей позиции и снятию напряжения.
Наверное, вы наблюдали, как порой бурно, интенсивно и лавинообразно, особенно на фоне предыдущего безмятежного спокойствия,  проходят в различных дискуссионных форумах некоторые полемики. Как правило, они связаны с тем, что наносящая разящий удар нападающая сторона свое острие направила на то, чтобы породить у своего визави существенное рассогласование в существующих у последнего представлениях о мире и о себе. Чем мощнее рассогласование, тем более бурной является дискуссия и ярче смотрится вся полемика в целом. Можно даже сравнить такого рода умения с искусством!
Точно такое же состояние когнитивного диссонанса может вызвать информация, внезапно оказавшаяся в поле видения веб- серфингующего пользователя, аппелирующая к недотатку у него каких-либо знаний или представлений. В данном случае человек может либо игнорировать (по разным соображениям) эту информацию или снять рассогласование более активной умственной работой. Наверное, в таких случаях, вы нередко сталкивались с тем, что проведший за компьютером ночь ваш знакомый определенным (если некоренным) образом изменял свое мнение на ту или иную значащую для него проблему.  Можно представить и другой вариант поведения прользователя в Сети, когда в ее "глубинах" он ищет информацию, способную снять у него определенное рассогласование, вызванное какой-то коммуникацией в "реале". Такой вариант, например, мне приходилось наблюдать совсем недавно, когда один из моих знакомых, занимающийся лечением наркоманов, был поражен полученной им от церковнослужителей информацией о почти 90 процентном излечении больных наркоманией в условиях их жизни в монастыре. Получив информацию из Интернет о том, что далеко не каждого наркомана священнослужители допустят в монастырь, а лечение проходит в течение года и требует довольно дорогостоящих усилий, мой знакомый вернулся к более приятной для него картине мира.
Вместе с тем, замечено, что с принятием решения, человек начинает невольно искать дополнительные, его оправдывающие аргументы и тем  самым искусственно повышает для самого себя ценность избранной альтернативы. Одновременно, между прочим, он начинает игнорировать неприятную для него информацию, говорящую о том, что его выбор оказался не самым лучшим. когда же подобная информация все же доходит до человека его страдание может стать еще более глубоким, чем до принятия решения.
Примеров подобных ситуаций рассогласования в Интернет несть числа. Мы принимаем решения по поводу того, как выбрать провайдера, по какой цене, на какой скорости, где разместить свою страничку в Интернет, ког пригласить в качестве веб-мастера и т.д. и т.п. Принимая решения мы неимоверно страдаем, но приняв его, держимся за него до тех самых пор пока не увидим: принятая альтернатива оказалась значительно слабее другой, которая была возможна ранее. И мы снова рвем на себе волосы, кусаем локти, валяемся по полу. Нам можно посочувтвовать!
апрель, 2001