От Электронной России к Электронному Череповцу

Васюков Игорь
  В психологии хорошо известен так называемый эффект "первого впечатления".  Суть его в том, что при первом столкновении человека с тем или иным предметом или явлением, возникший у него образ этого предмета или явления отличается необычайной устойчивостью и с трудом поддается коррекции. В практике нашей жизни мы с этим явлением сталкиваемся на каждом шагу и просто вынуждены его учитывать. Тоже, между прочим, касается и людей в социальной иерархии стоящих над нами на несколько порядков выше. Например, Президента Путина. Стоило ему в прошлом году, едва заступив на президентский пост,  столкнуться с тем, что в России все мерзнет, взрывается и горит, как уже в этом году, курируемое им правительство Касьянова - Грефа, вбросило в российское общество целый пакет реформ, имеющих непосредственное отношение к полученным Владимиром Владимировичем отрицательным впечатлением.  Теперь нам не миновать эволюционно-революционных изменений в сфере ЖКХ, трудового законодательства, земельной собственности...
  Слава Всевышнему, но кроме впечатлений отрицательного порядка наш Президент сумел таки получить и нечто со знаком плюс. Например, господин Павловский и еще ряд известных "рунетчиков" показали г-ну Путину Интернет, а также, видимо, рассказали ему старинную  народную сказку о том, как простые русские люди 33 года поили одного богатыря под именем Рунет лошадиным молоком, да так, что на 34 год своей жизни тот, наконец-то, зашевелился и слез с печи, чтобы совершать подвиги и поразить уставший от однообразных впечатлений мир величием своих дел.  И г-н Путин, надо отдать ему должное, в эту сказку поверил...
  В конечном итоге внутри мозговых извилин его самых близких помощников родился и недавно явился миру весьма интересный и амбициозный проект под названием "Электронная Россия", презентация которого прошла совсем недавно.
  Присмотримся к нему поближе и попробуем экстраполировать его основные положения на нашу с вами жизнь.
  Народ будет без трусов, но с Интернетом
  Самое интересное, конечно же, заключается в разительном отличии самого Духа этого проекта-программы от всего остального, что было представлено за последнее время правительством реформаторов. Если во всех остальных случаях у народа явно собираются что-то отнять или, по крайней мере, заставить жить по средствам и согласно логике новой эпохи, то в случае с "Электронной Россией", несмотря на то, что фанатов компьютеров и Интернет в России, просто жалкие проценты, ему собираются что-то дать и даже, весьма вероятно, навязать.
  При этом логика, звучащая из уст идеологов этой программы звучит примерно следующим образом: "Нас (т.е. фанатов компьютеров и Интернета) мало, но зато мы в тельняшках (т.е. видим, не в пример остальным, высоко и далеко)". Сие означает, что на этот раз действовать правительство собирается уже не в соответствии с представлениями на этот предмет пассивного большинства, а в соответствии с видением российского и своего будущего активного и даже сверхактивного меньшинства. Ну, в самом деле, одно дело, когда нам с вами надо ту или иную песню хором петь, а другое - разбираться в таких сумеречных материях, как глобальные информационные процессы. "Мал, - говорят в таких случаях в народе, - золотник, да дорог" и ставку в этом случае на "коллективный разум" делать явно глупо.
"Основной целью программы, как в ней заявлено, - является повышение эффективности функционирования экономики, государственного управления и местного самоуправления за счет внедрения и массового распространения ИКТ, создание технологических предпосылок для развития гражданского общества за счет обеспечения прав на свободный доступ к информации, расширение подготовки специалистов по информационным технологиям и квалифицированных пользователей".
  Что ж, основные акценты движения вперед и скрываемая за ними проблематика драматического существования компьютерного и Интернет - сообщества, заявлены верно. В настоящее время информационные процессы в экономике России(и, особенно, - Интернет) находятся где-то на переферии сознания его основных персоналий, являются плохо востребованными. Общество же, с одной стороны почти неподготовлено к "правильному" восприятию этих процессов, неспособно их эффективно использовать в личных целях, а с другой стороны настолько бедно, что говорить всерьез о каком-то массовом приобщении к мировым информационным ресурсам этих гордых людей со средней заработной платов в 50 долларов в месяц, может показаться самым настоящим издевательством.
  Можно, конечно, плюнуть на них и сказать, как это обычно делается: "Живите так, как хочете". Однако, предполагаю, у тех, кто двигает все это дело в правительстве, есть на этот счет очень глубокие личные представления, в том числе имеющие отношение  к картине  их собственного существования в ненадежном и переменчивом современном мире. Чутье им подсказывает, что "прозябать" в информационном плане России больше нельзя. Вполне вероятно, что и окружающее правительство самое разнообразное лобби тоже понимает, что без серьезных трансформационных процессов в этой сфере, они тоже теряет свою собственную конкурентоспособность. Даже Геннадий Андреевич, рассказывает, погоняет своих коммунистических аксакалов палкой, чтобы те, ну хоть что-то делали в Сети.
 Да что там Геннадий Андреич. Как рассказывал мне один из руководителей Центра информационных технологий и ресурсов в Череповце Сергей Потапов, даже вечно всем недовольные и скептически настроенные депутаты череповецкой городской Думы, только неровно дышали и щурили подслеповатые глаза, когда он демонстрировал им возможности "Электронного города" в Череповце, а также вежливо спрашивали: "Сергей Николаевич, а где вы кадры для вашего центра будете брать. Ведь им же за такое дело надо хорошо платить?!"
  Вот так случилось, что хотя бы в одном вопросе, касаемо электронного будущего России ВСЯ ЭЛИТА сверху донизу консолидировалось и, предполагаю, не слишком будет жалеть сил и средств, чтобы хоть как-то изменить сложившееся положение дел к лучшему! Ну, а раз так, то надо, чтобы хотя бы один серьезный игрок как-то "взболтал" все эти процессы до определенной консистенции. Правительство предположило, что таким игроком на информационном поле в первую очередь должно выступить оно само. Что ж, спорить, наверное, не приходиться. Хотя...
Направления главного удара
  Приятным моментом предполагаемой реформы, растянутой на три этапа, вплоть до 2010 года,  является его системный и комплексный  характер. Что - что, но даже запуская явные "воздушные шары" люди, стоящие у руля власти, умеют заворачивать их в красивую обертку.
Для достижения целей Программы правительство считает необходимым решить следующие задачи:
1) сформировать эффективную нормативно-правовую базу информационных и коммуникационных технологий, основывающуюся на законах прямого действия, в т.ч. регулирующую вопросы обеспечения информационной безопасности, конфиденциальности персональных данных, гарантированных Конституцией Российской Федерации;
2) обеспечить эффективность коммуникации и взаимодействия органов государственного управления и местного самоуправления, как на внутри- и межведомственном уровне, так и с хозяйствующими субъектами и гражданами на основе использования современных информационных технологий;
3) обеспечить условия для повышения эффективности и масштаба использования информационных технологий в экономике на основе организационно–институциональных мероприятий;
4) обеспечить повышение уровня подготовки и переподготовки кадров за счет модернизации системы образования на базе ИКТ в координации с проводимой реформой образования;
5) содействовать развитию независимых СМИ посредством стимулирования внедрения ИКТ в их профессиональную деятельность;.
6) содействовать развитию публичной инфраструктуры доступа для предприятий, организаций и граждан к телекоммуникационным сетям, к общедоступным электронным библиотекам и базам данных, библиотекам научно-технической информации, а также существенно повысить качество предоставляемых услуг в этой области;
7) сформировать необходимую телекоммуникационную инфраструктуру для обеспечения работы органов государственной власти и местного самоуправления, единой образовательной информационной среды России.
  Цели и задачи предлагаемой правительством Программы определены в развитие основных положений Окинавской хартии глобального информационного общества, подписанной Президентом Российской Федерации 26 июля 2000 г., "Концепции формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов", одобренной решением Президента Российской Федерации от 23 ноября 1995 г. №Пр-1694,Доктрины информационной безопасности Российской Федерации.
  Понятно, что и в этом случае все заявленные для решения в правительственной программе задачи действительно значимые и животрепещущие. Нормативная база вокруг информационных процессов и Интернет явно неотрегулирована, является несовершенной и препятствует распространению и победному шествию информационных технологий в России. Государственные и муниципальные органы не только малоповоротливы, но еще и покрыты всякого рода "тайнами мадридского двора", препятствующими как нормальному взаимодействию гражданам с ними, так и скрытыми от внимательных глаз экспертных сообществ в России, способных внести в их существование "свежую струю". Не преуспели в освоении информационных технологий и хозяйствующие субъекты, большей частью использующие их не по назначению или весьма неэффективно. И виной тому не только отсутствие у них соответствующего "информационно-технологического мировоззрения", но и отсутствие во внешнем окружении (в том числе и бизнес - сообществах), соответствующих стимулов, побуждающих это мировоззрение развивать, а также пристегнутых вместе с ними ресурсов, способных это мировоззрение реализовать. Тех же "программеров", кажется, вузы "шлепают" в необозримых количествах, а специалистов по информационным технологиям в государственном и муниципальном управлении, бизнесе, менеджменте, образовании, днем с огнем не найдешь.
  Не менее печальна и картина с рядовыми пользователями. Здесь перед глазами тоже лежит нарисованное серыми красками полотно массовой низкой пользовательской квалификации. Программы есть, использовать их некому! Едва ли не любой провайдер готов возиться почти с каждым пользователем. Но такими ценами и связанными с ними проблемами можно навсегда отпугнуть!
  Как же рассчитывает справиться с этими проблемами правительство?
Долгоиграющее удовольствие
  Надо отдать терпению правительства должное - погружать "немытую Россию" в виртуальное пространство оно намерено не менее десяти лет. Надо думать - основательно!
  На первом этапе, который стартует уже в следующем году по тексту Программы должны быть сформированы "институциональные предпосылки к реализации" ее мероприятий.  Это предполагает проведение анализа действующей нормативной и правовой базы с целью выявления ключевых проблем и барьеров в области законодательства, препятствующих широкому внедрению информационно-коммуникативных технологий  (ИКТ), проведение инвентаризации достигнутого уровня информатизации бюджетного и частного секторов экономики, анализ эффективности бюджетных расходов в сфере информатизации, проведение полномасштабного аудита всех информационных активов и ресурсов федеральных органов государственной власти, анализ зарубежного опыта реализации подобных программ.
  В рамках первого же этапа будет изучен и  опыт формирования и распространения правил и норм, сложившихся в процессе саморегулирования процессов распространения ИКТ.
  В программе говориться, что властями "Будет сформирована система межведомственной координации деятельности органов государственной власти всех уровней в области развития и массового распространения ИКТ, разработаны критерии эффективности бюджетных расходов этой области и создан механизм, обеспечивающий их достижение."
  Одновременно продекларировано, что наряду с этим будет подготовлен пакет инициатив по гармонизации законодательства в области ИКТ с положениями международных конвенций и законодательством стран Европейского союза. Будут созданы предпосылки для законодательного обеспечения прав граждан на доступ к открытой информации государственных органов власти и местного самоуправления на основе использования информационных технологий. Начнут реализовываться первые пилотные проекты по переходу к электронному документообороту в государственных и муниципальных органах власти, по развитию инфраструктуры доступа к телекоммуникационным сетям для органов государственной власти и местного самоуправления, бюджетных и некоммерческих организаций, а также проекты по модернизации системы профессионального образования в области создания и использования ИКТ. Будут  также приняты решения по обязательствам либерализации рынка телекоммуникаций и по содействию экспорта интеллектуальной продукции.
  На втором этапе с 2003 по 2005 годы на основе проведенных исследований, разработанных концептуальных документов и сформированной законодательной базы будут реализованы организационные мероприятия по расширению и развитию проектов по интерактивному взаимодействию органов государственной власти и местного самоуправления с гражданами и хозяйствующими субъектами. На этом этапе будут отработаны типовые проектные решения, апробированы различные информационные технологии, оценены и открыто обсуждены достигнутые результаты.
  Одновременно обещано, что  продолжится процесс развития и корректировки законодательной базы информационных технологий. Будет начата на регулярной основе деятельность по продвижению России в качества поставщика услуг и решений в области информационных технологий на мировом рынке, создана современная материально-техническая база для подготовки специалистов по информационным технологиям и их использованию в ведущих учебных заведениях страны, развернута широкая подготовка таких специалистов.
  На этом этапе будет в основном сформирована единая телекоммуникационная инфраструктура для органов государственной власти и местного самоуправления, бюджетных и некоммерческих организаций, центров общественного доступа к информационным сетям. Будет сформирована основная конфигурация "электронного правительства". (выделено мною. И.В.)
  Третий этап правительство планирует осуществить с 2005 года до 2010. Именно тогда в РФ будут созданы предпосылки для массового распространения информационных технологий в экономике, а также для полной реализации прав граждан на доступ к информации и экономическую деятельность на основе использования информационных технологий. (выделено мною. И.В.)
  По результатам предыдущих этапов будет обеспечено комплексное внедрение стандартизированных систем документооборота, повышающих эффективность коммуникации органов государственного управления и местного самоуправления как на внутри- и межведомственном уровне, так и с хозяйствующими субъектами и гражданами.
  Если кратко, то вся логическая цепочка действий правительства (в нашей, естественно, интерпретации) в этой сфере на ближайшую "десятилетку"  выглядит так: инвентаризация  имеющихся ресурсов - создание координирующих усилия различных ведомств структур - подготовка адекватной задачам нормативно-правовой сферы -  создание экспериментальных площадок ИКТ -  обобщение опыта, его стандартизация  и наращивание ресурсов - создание единой государственной и муниципальной телекоммуникационной структуры ИКТ - обеспечение массового доступа граждан к ИКТ на основе создания соответствующей инфраструктуры - начало ИКТ - диалога власти с народом и хозяйствующими субъектами - полная реализация Программы и триумфальное шествие "Электронной России".
Безводная пустыня или информационный оазис?
  Сказать, что в настоящее время Череповец в смысле развития компьютерных и информационных технологий является  мертвой пустыней никак нельзя. По самым различным оценках, правда весьма противоречивым, в пользовании горожан находится от 10 до 12 тысяч компьютеров на крупных промышленных предприятиях и еще 8-10 тысяч "числятся на довольствии" в муниципальном управлении, малом и среднем бизнесе, образовании, культуре, в частном пользовании. Примерно пятая часть этих компьютеров в той или иной форме имеет выход в Интернет.
  В городе, вокруг компьютеров и Сети,  создана целая инфраструктура сервиса: работают компьютерные торговые фирмы, два провайдера услуг Интернет, службы технического обслуживания, образовательные организации. Возможно получение педагогического, военного и инженерного среднего специального и высшего образования в данной области. Очевидно, что и социоинженерная мысль, присматривающаяся к траектории развития этой сферы жизнедеятельности, тоже не дремлет. Крупные инвестиции в развитие службы информационных технологий и ресурсов уже сделала мэрия города, более миллиона долларов планирует в следующем году направить на развитие своей корпоративной инфраструктуры информационно-вычислительной сети ОАО "Северсталь". Думаем, что не долго будут находиться в отстающих и другие гиганты городской индустрии, тоже, наверняка, мечтающие на полную мощность использовать предлагаемые современной цивилизацией возможности. Поэтому деньги в развитие этой сферы в городе вложены будут независимо от хода реализации Программы "Электронная Россия" в городе. . И деньги эти, видимо, будут большие и даже очень большие, т.к. бедных предприятий в Череповце уже просто нет, а большинство предприятий производит продукцию, ориентированную на самые широкие рынки сбыта, в том числе мировые.
  Однако, можно сказать, что  все предыдущие вложения в инфраструктуру информационных технологий шли довольно хаотичным и никем нерегулируемым и не отслеживаемым путем. Поэтому, если и ставить перед собой задачу развития программ типа "Электронный город", то нужно хотя бы ясно представлять себе, что в нашем городе к этому моменту уже накоплено, а что нуждается в создании или развитии. Это, естественно, касается не только технических и программных комплексов, которые, наверняка, имеют серьезные проблемы и в отношении их  совместимости, и в отношении легальности их приобретения, и в отношении эффективности использования, но и в отношении подготовки квалифицированных профессиональных кадров, обыкновенных пользователей, создании учебных центров, клубов для детей и молодежи, подготовке администраторов, преподавателей и воспитателей для них, создании учебно-методических программ, формировании пунктов доступа в Интернет, наполнения Сети различными типами информационных продуктов, создание для этого целой сети ньюсмэйкеров и т.д. и т.п.
  Я не думаю, чтобы никто вообще об этом не думал. Но похоже, что все усилия, предпринимаемые в этом направлении до сих пор, отличались все той же хаотичностью, бессистемностью и чрезмерной локальной привязанностью к своим частным интересам. Координирующих, межведомственных усилий явно не достает. Даже, созданный, казалось бы под эти цели муниципальный Центр информационных технологий и ресурсов, вокруг которого нередко слышны истеричные выкрики журналистов типа: "Создается "Электронный Череповец"!, на самом деле пока решает и в ближайшей перспективе только и будет решать весьма узкие задачи. В самом деле: несерьезно думать, что проблема "Электронного Череповца" может сводиться только к учету и контролю земельной и имущественной собственности в городе. Уж извините, ребята - депутаты! Другое дело, что это, конечно, лучше, чем ничего!
  Можно представить себе такую благостную картину: инвентаризация компьютерного и программного обеспечения в городе проведена в полном объеме. "Все, - как любят выражаться, бюрократы, - на картинке монитора". Однако! Однако...
  Наличие компьютера на рабочем (или домашнем) столе, как показывает практика, проблемы его эффективного (и с точки зрения экономики, и с точки зрения  личностного развития) использования далеко не решает. Мы знаем, например, что персональный компьютер, как минимум, есть сейчас почти в каждом уважающем себя предприятии или учреждении. Однако используется он, в 9 из 10 случаев, как печатающая машинка, причем индивидуальная, но не как средство взаимодействия с внешним миром. Значит, что то мешает тем же организациям выйти за пределы своей персональной "скорлупы". Что же?
  Прежде всего для серьезных "телодвижений" в этом вопросе у организаций должен быть очень серьезный стимул. Госорганы иногда задают его в свойственной им добровольно-принудительном порядке. Скажем, отчетность предприятия нередко обязываются сдавать в электронном виде. Но, ведь принудительного стимулирования для решения глобальных задач явно мало. Предприниматели, менеджеры, администраторы, представители любых коммуникативных специальностей  должны видеть реальные перспективы от вложения своих разнообразных ресурсов - как в автоматизацию всех процессов на предприятии, так и в Сеть. А этому препятствует ряд объективных и субъективных факторов.
  С одной стороны непреодолимым барьером на пути к информационному счастью, может вставать цена программного продукта, стоимость пребывания персонала в Интернет, отсутствие там или низкое качество предлагаемого информационного или технологического продукта, неразвитый сервис услуг в Сети, несравнимо низкое в сравнении с иными агентами и источниками коммуникации (те же СМИ) пользовательская аудитория (например, для местных СМИ это соотношение 1 к 100 или даже 1 к 1000, что сразу же снимает многие вопросы и желания!). С другой стороны дело очень серьезно тормозит т.н. субъективный фактор - отсутствие той организационной культуры,  соответствующего мировоззрения, которое способствует не просто стремлению к эффективному использованию чудес цивилизации, но и к преодолению всех барьеров стоящих на этом пути!
  Я думаю, что многие представители бизнеса, СМИ, образования, культуры и т.п. в принципе хотели бы серьезно попробовать себя и в автоматизации своих внутренних деловых процессов и в представительстве себя в Сети. Или, например, получать ежедневные свежие новости, комментарии, обзоры, статистику, мнения экспертных сообществ,  которые бы прямо давали им возможность сверить правильность своих шагов с общими, творящимися в городе и мире процессами, сориентироваться в мотивах поведения и возможностях своих партнеров, конкурентов, других интересующих их игроков.  Однако, АСУ или Сеть вовсе не превратилась пока для них в культ или фетиш, поэтому исходить из массового желания городскими управленцами и профессионалами любой ценой добиться своего присутствия в мире современных ИТ нельзя. А значит надо учитывать реальные возможности и реальную психологию людей.
  Как создать атмосферу "бума" ИТ в Череповце?
   Думать о том, что главными "застрельщиками" этих процессов в городе станут власти  - глупо. Бизнес тоже в определенной мере инертен. Все, как всегда, может возвратиться к тем, кому это дело действительно жизненно необходимо. К тем, для кого информация и технологии связанные с ней или профессия или просто призвание. К ним можно отнести представителей СМИ, информационных и аналитических агентств, провайдеров, компьютерные фирмы, некоторые образовательные учреждения. Именно там должен, по идее, "закипать" весь предлагаемый здесь бульон!
  Пока серьезного диалога между ними не было и не происходит. Но он должен начаться, т.к. иначе следующего шага вперед просто не произойдет. Это тот самый момент, когда никто никого "на кривой козе уже не объедет". Информация она ведь такая штука - либо она есть вся, целиком, либо ее нет вообще, т.к. она не может быть неполной. Она может быть только недостоверной.
июль, 2001