Фрилансеры - гастарбайтеры 21 века

Васюков Игорь
В одной из местных газет того города, где я имею честь проживать, я. неожиданно для себя столкнулся с материалом, который был опубликован на одном из порталов, с которым я сотрудничаю. Подпись к публикации гласила: "Найдено в Интернет". При этом никаких ссылок ни на сайт, где сей труд был опубликован, ни на имя автора не было. Можно было подумать, что редактор, извиняюсь за выражение, в огромной куче дерьма, ни считаясь ни с личным временем, ни с затратами на поиск, нашел драгоценный алмаз и вот, каков молодец (!), представил его на суд читающей публике. Отмыл, так сказать, очистил. Но мне-то, как раз, было известно, что у этого материала явно имелись родители... Догадайтесь с трех раз, как я поступил.

Фрилансеры в позиции "намбер уан"

Проблема публикаций в Интернет и, берем шире, за его пределами, звучит, конечно же, гораздо серьезнее и не сводится к элементарному пиратству, которое в любом бизнесе уж точно есть самый дурной вкус. В мире существует огромное множество всевозможных СМИ, которые, к тому же, имеют тенденцию бурно размножаться. А сколько сайтов всевозможной тематики ежедневно рождаются на свет в Интернете? И что, скажите, они рождаются только для того, чтобы красиво умереть? Нет, они жаждут жить, они с маниакальной страстьюроют своего читателя, они вопиют к нам, они только и мечтают, чтобы вволю напиться нашей драгоценной крови...

Но для того, чтобы осуществить свои вампирические планы, им необходимы... авторы, писатели, или, опять же возьмем проблему гораздо шире, все те, от кого зависит, чтобы газета или сайт-портал процветали. То бишь требуется огромный отряд представителей литературного и связанного с ним труда, умеющих делать новости не хуже, чем на экс-НТВ, писать заметки, статьи, вести разделы, дискутировать и т.д. и т.п. Сразу, что называется, и не обозреть. Этот отряд писателей-литераторов-журналистов и иже с ним можно обозвать емким американским словечком "фрилансеры" (от англ. "freelancer" - внештатный, свободный журналист). Фрилансеры, понятное дело, могут жить где угодно и главная их задача, как мы понимаем, делать такой контент, чтобы читающий газету (смотрящий телепередачу, слушающий радио, просматривающий буклет, сайт и т.п.) человек, где опубликована их "нетленка", просто выворачивался бы наружу от охватывающего его при знакомстве с бессмертными строками оргазма. Да так выворачивался и такой степени оргазм испытывал, чтобы последний (а почему нет!) немедленно конвертировался в звонкий американский доллар. Или, на худой конец, в наш пластилиновый рубль. Да хоть в тугрик, лишь бы платили!

Чувствую, как прочитавший эти строки потенциальный фрилансер томно закрывает глаза и произносит: "Хорошо бы!"

- Хорошо бы, - ответим, - но вот, что получается на деле!

Я не буду говорить о тех случаях, когда наши материалы, выложенные в Сети, нагло "тырят", а затем публикуют где-то и как-то. Можно успокоить себя хотя бы тем, что у такого бизнеса хорошего будущего нет. Но и взаимоотношения с нормальными и честно работающими изданиями - настоящая проблема. Во-первых, надо еще хорошо поискать ту "контору", в которой платят. В Рунете у вас, если вы хотя бы можете внятно мысли излагать, забесплатно статьи с руками и ногами оторвут. В качестве отступного, например, могут предложить баннеры или что-то вроде. Но на кой черт они нужны, если свои некуда девать? Когда вопрос касается денег, то тут критерии принятия решений становятся гораздо жестче и малоприятнее для автора. Гонорары мизерные, публикации не гарантированы, редакторы загружены по самые уши. Да еще рядом с ними всегда "роют землю" тысяча голодных собственных псов, вся ценность которых уже заключается в том, что они могут "капать на мозги" тем кто распоряжается деньгами хоть каждый день. А если "бабульки" получишь, то ... еще когда... В итоге всего - сумбур в голове, горькое чувство зря потерянного времени.

Во-вторых, важен формат издания, декларируемый там "эстетический" и прочий идеал, тон, стиль изложения. В формат издания тоже бывает вписаться довольно трудно. Ну, например, у меня были проблемы с публикацией статей на психолого-компьютерную тематику. Я предлагаю редактору самый-самый, как считаю, "сок своего мозга", а ему упорно хочется чего-то другого, чего у меня нет и просто не может быть. Ну и не сошлись.

В-третьих, существует такое понятие как "литературный негр". То есть, например, какой-нибудь Паша Петухов из Тьмутараканска строчит чего-нибудь каждый день, а какой-нибудь Леша Жуликов публикует это в Москве или Нью-Йорке под своим именем. Не сталкивались вы с этим? А я сталкивался! Несколько моих знакомых литераторов вот так бездарно и коротают свой век в неизвестности.

В четвертых... Устал перечислять...


Альтернатива есть?


В прошлом "отчетном" интернет-году лично для меня в Рунете красиво засветился некий молодой человек из Хайфы, подписывающийся как Алекс Левитас. В своей рассылке на Subscribe.ru он довольно ярко описал свои личные подвиги на ниве вольной журналистики, т.е. той темы о которой сейчас пытаюсь толковать и я. Рефреном в его сочинениях скользила тема: "Если ты не дурак, работай на Запад, там платят!" Более того, насколько мне известно, он организовал своеобразные курсы "вольной журналистики", где, как я понимаю, отделив зерна своего опыта от плевел, рассказал страждущим "зеленых" как это надо делать.

Ну и молодец, конечно. Надеюсь, что хотя бы часть из тех, кто прошли курсы у него, могут сейчас позволить себе сорить деньгами налево и направо и не думать о хлебе насущном... Покупать там дома, яхты, целые острова... Ну, это я шучу (не злорадствую).

Я специально поинтересовался этим вопросом. Действительно, всякого рода писатели в Штатах и других западноговорящих странах требуются и платят там хорошо. Кое-где аж 1-1,5 у.е. за слово. Жить, если крутится, наверное, можно. Но сопоставив подобный образ жизни со своей личностью и примерными потребностями (я так полагаю, что почти за сорок лет жизни тот материал, из которого я сделан, я немного изучил!), а также восьмилетним опытом самостоятельной предпринимательской деятельности, я такую перспективу для себя отверг. Не в принципе, конечно, но...

Серфингуя по западным сайтам, я столкнулся с двумя интересными ассоциациями фрилансеров. Одна называется "The Editorial Freelancers Association", вторая - "The National Writers Union". Первая из этих "контор", как я понял - посредническая, вторая - профсоюз писателей, пишущих для СМИ США (т.е., не живущих в США, а работающих на буржуев, живущих там). В этих организациях прописаны сотни и сотни человек, работающих в указанном выше жанре и желающих за приличную цену продавать свои способности и навыки.

Сила, как известно, в коллективном духе. Объединившись в нечто наши американские коллеги-фрилансеры начинают разговаривать со своими работодателями на более жестком языке. Сайты этих организаций полны победных реляций, типа: "Вот еще одного жулика Пита Дринкина наши писатели замочили - платит как миленький!" Но главное даже не в этом. Главное в том, что эти организации (уж не знаю, насколько хорошо) формируют цивилизованный рынок литературного и окололитературного труда. Ведь писатели (и иже с ними) не должны тратить свое драгоценное время на то, чтобы искать работу и защищать себя и свои права. Их главный удел - извлекать "словесную руду из породы", а не высунув язык гоняться за работодателем, убивая лирическое настроение в бесконечных переговорах и проволочках. Идеал: сегодня ты написал, завтра - опубликовали, послезавтра - ты уже при деньгах, "сыт, пьян и нос в табаке!" Ведь вот это самое чувство собственной востребованности, нужности - самое главное для творчески живущего и работающего человека. А когда тебе постоянно дают понять, что ты верблюд и цена твоем творчеству - копейка в базарный день, то что мы можем ожидать от творца? Только черное чувство ненависти к окружающим и классовой зависти к немногочисленным удачливым дельцам от журналистики, по воскресеньям вечно меняющим твидовые пиджаки, накрахмаленным и надушенным по последней французской моде...

Нужны общественные и творческие объединения фрилансеров, всевозможные агентства, профсоюзы и т.п.

Именно в подобного рода организующей литературный труд в нормальный, здоровый рынок, бизнес и заинтересован сейчас Рунет. Нужны всевозможные объединения бизнес-деятелей и литераторов, которые могли бы придать вялому процессу самоедения необходимую стройность, живучесть и динамизм!

- Дядя Леня ты один из них?

- Возможно

- У тебя есть идея?

- Есть. Но пока о ней промолчу!
апрель, 2001