ПирДуха быстрого обслуживания

Васюков Игорь
или как поднять свой учебный рейтинг при помощи ИНТЕРНЕТ

     Не берусь утверждать за все советское и российское студенчество, но когда я учился в вузе, наши преподаватели, в качестве наказания или демонстрации особой нелюбви (или наоборот, превращенной форме любви) к нам, давали задание к энному сроку написать один или несколько рефератов на заданную тему. При этом наказанному, обычно давался столь широкий список литературы для прочтения, что для изучения хотя бы малой толики его, несчастному пришлось бы корпеть над написанием реферата не один месяц, если не год.
     Конечно же, наши педагоги не были прирожденными садистами (хотя огладываясь назад, можно подумать всякое…) и вряд ли разчитывали на то, что наказанный, обуреваемый чувством вины и нежданно-негаданно упавшими на него интеллектуальными и физическими способностями, выполнит все как следует, от "забора до обеда"… Поэтому, как правило, соблюдался железный принцип: "Я делаю вид, что тебя наказываю, а ты делаешь вид, что свою вину полностью осознал"… Кто этой подоплеки тонкой игры преподавателя не понимал, как правило, наказывался еще разок. Но уже на полную катушку.

Виртуальное спасение

     И все же, за последние два-три года, студенты получили таки в свои руки мощное оружие защиты от преподавательского снобизма. Любой специалист, работающий с ИНТЕРНЕТ и массовым пользователем подтвердит. Самым популярным обращением в известных поисковых машинах, естественно после слов "Секс" и "Порно" является слово реферат. Имеется статистика посещаемости "умных сайтов", которая утверждает, что в самые горячие денечки к концу полугодия и началу сессии, обращение за рефератами на самые популярные страницы "зашкаливает" до 5-10000 в день.
     В Череповце, как и в любом провинциальном городе, обойденным вниманием г-на Сороса, интерес и знание ИНТЕРНЕТА сильно ограничивается финансовыми возможностями учащихся. Поэтому нередки сцены такого плана, когда студентка какого-нибудь крутого факультета, типа экономического или АСУП (!) обращается к какому-нибудь старшекласснику школы с тем, чтобы он ей раздобыл реферат на весьма сложную для среднего ума тему. Типа "Начисление сложных процентов на ценные бумаги, хранящиеся на депозите". Естественно, что в этом случае ей больших успехов ждать не приходиться. Но парадокс налицо - школьник знает, а готовый специалист - нет!
     Считается, что преподаватели крайне негативно относятся к воровсту интеллекта из ИНТЕРНЕТ и даже, якобы, составляют всякие "черные спики" по тем или иным темам своего предмета. Пару раз мне лично приходилось быть свидетелем таких разоблачений: парней буквально бросало в дрожь от мысли, что их не допустят до экзаменов. Вы думаете, они побежали в библиотеку исправлять грехи!? Ничего подобного! Они снова влезли в ИНТЕРНЕТ и все-таки нашли необходимое!
     На самом деле, к воровству рефератов преподаватели относятся тоже весьма лояльно. Более того, самые передовые очень активно интересуются темой ИНТЕРНЕТ и, С НЕ МЕНЬШИМ АЗАРТОМ, ЧЕМ СТУДЕНТЫ, ВОРУЮТ оттуда материалы для своих лекций, докладов и даже диссертаций. Одга преподавательница уже в солидном возрасте так мне и сказала: "Я бы этот материал искала целый месяц, да еще уйму времени затратила на обработку. А здесь все получила за пять минут. Вот он какой красивый и даже с картинками!"

Подрыв основ или шаг к новой технологии обучения!?

     Полезны коллекции рефератов как способ самовыражения или вредны как подрывающие традиционные формы обучения - ответ неоднозначен. Однако они существуют "как реальность, данная нам в виртуальности", и, следовательно, студенты будут ими пользоваться, а преподавателям предстоит пересмотреть традиционные методы учебы и проявить фантазию в подборе новых тем. Я вовсе не исключаю и такой ситуации, когда в ИНТЕРНЕТ появяться специализированные преподавательские сайты, целью которых будет не только стремление как-то преодолеть негативные последствия "интеллектуальной халявы", но и направить энергию "халявщиков" в нужное и полезное русло.
     Известно, что тексты, находящиеся в базах данных реферативных сайтов, как правило, далеки от совершенства и многие из них явно не заслуживают такой чести. В этом случае как альтернативу можно предложить, например, преподавателям организовать такой сайт, который бы прямо бы указывал на ценность и оценочную стоимость того или иного реферата, ранжировал бы их при помощи экспертных оценок педагогов. В этом случае, попадание в рейтинг, означало бы для учащихся и их наставников верный критерий полученного знания и затраченных усилий студентов…. Я, конечно фантазирую, но знаю наверняка, вечная борьба-игра  между студентами и преподавателями отнюдь еще не закончена и последние свое еще возьмут…
     Но это социальные обстоятельства невидимого миру соревнования. Есть и куда более продвинутые - технологические. Например, на западных сайтах и особенно там, где рефераты действительно являются рефератами в своем первоначальном значении и имеют реальную научную ценность, так просто текст вы не "сдерете". Прочитать прочитаете, а к себе на компьютер не запишите. Точнее, записать то можно. Но для этого нужно знание весьма сложных компьютерных технологий преобразования текста в нужный формат, а также, что даже важнее, немалые временные ресурсы, которых вечно не хватает.

март, 2000 г.