Математика чудес

Seva
—А  как насчёт того, что миром становится любой объект, за границами которого ничего нет, а внутри он охватывает всё существующее?
—Ной, ты хочешь сказать - реальным миром, - поправил его с умным видом, Орион.
—Да, именно реальным миром то есть тем, на что нельзя посмотреть извне, в отличие от возможного мира.
—Но это ведь слишком просто, ведь возможный мир строится на основных структурах реального, - вступил в разговор Математик.
—Это очень спорно... , - задумчиво произнёс Орион.
—Ну смотрите, - продолжал Ной, к примеру, мы понимаем, что предложение «колобок-русский» - истинно, а высказывание «колобок - индеец племени Мамбо» - ложно, независимо от реального несуществования колобка. Сказка - возможный мир, не противоречащий реальному в своих основных структурах, но не исключающий своих собственных законов, т. е. чудес.
—Ты хочешь сказать, что чудо - это закон одного из возможных миров в понимании реального мира, а точнее в понимании законов реального мира, - продолжил Математик.
—А как же мы вообще отличаем реальный мир от возможного, чем наш реальный мир - это не один из «возможных», - заинтересовался Орион.
—Ну я и хочу сказать, что реальный мир - это мир без чудес, - констатировал Ной.
—Мне тут в голову пришёл один интересный пример про «слепого муравья», - неожиданно заговорил Глосс, Йнштейн, обсуждая понятие пространства, столкнулся с тем, что мы не можем «взглянуть» на пространство снаружи, и вынуждены смириться с тем, что описание пространства которое «мы видим» координально отличается от пространства «которое есть». И он хорошо проиллюстрировал это на примере  трехмерного муравья на сфере, который считает свой мир плоским, в то время как мы, глядя на него снаружи, понимаем, что его мир существенно четырёхмерен. Чем не «возможный мир» ? Так что мир может быть в одно и то же время и реальным и возможным.
  Все ненадолго задумались... Орион разрядил обстановку:
—Ной, а почему ты думаешь, что думаешь головой?
Все засмеялись. Ной и Орион славились тем, что могли любого поставить в тупик своими каверзными вопросами.
—А почему ты считаешь, что Красная шапочка именно красная, а не синяя? , - не растерялся Ной.
—В белом облаке не увидишь и следа уродства... , - сказал вдруг Глосс, долго смотревший на необычное облако на горизонте, плывущее и изменяющееся.
—Это ты к чему? - переспросил Орион.
—Я неожиданно нашёл ответ на вопрос о существовании высказывания, которое не было бы ни истинным, ни ложным...
—Ты говоришь слишком быстро, - засмеявшись, передразнил его Орион.
—А ты попробуй слушать помедленнее, - ничуть не обидевшись встретил ответом его Глосс.
—Реальный мир - это когда есть привычные законы взаимодействия объектов, - продолжил, неожиданно прерванный разговор, Ной, и если предположить, что два мира с разными законами пересекаются в одной точке с плавающим контактом... Как громадный будильник; и две вращающиеся шестерёнки - если есть законы шестерёнок и закон их пересечения, то можно вывести общий закон и предсказать работу будильника. И чудо перестанет быть чудом, а станет закономерностью. В реальном мире нет чудес, потому что всё можно объяснить или сделать. Это немножко безрадостно. Реальный и материальный мир теряют свою привлекательность без чудес. Чудо - это то чего нет, что нельзя сделать. Чудо - выход за рамки природного сосуществования вещей.
—Чудо - это то, что противоречит чему-то, оно относительно. Что-то постоянно должно меняться, человек только успевает привыкнуть, а оно меняется. Потому мы не видим чудес. - добавил Глосс.
—Но ведь чудеса бывают разные... Я просыпаюсь утром, а у кровати кулёк с конфетами. Чудо?! Нет, это искусственно. Ясно, что кто-то подложил. А если солнце ходило так, а потом вдруг пошло назад - это чудо? Таракан бегает по потолку и не падает - то же чудо? А мираж? - вступил в разговор Орион.
—А хотелось бы так, чтобы чудеса были на каждом шагу, как в сказке, которая не имеет конца и не повторяет своих сюжетов. - добавил Глосс.
—А ведь в мире младенцев вообще нет чудес, они ничего не помнят. Чудеса есть у взрослых, они знают законы, а их нарушение - это чудо. - продолжил Ной.
—Да, но если они все законы знают, то и чудес не будет. - констатировал Глосс.
—А зачем нам вообще чудеса? - неожиданно спросил Математик, - Объекты должны быть предсказуемы. Брошенный камень должен пролететь некоторое расстояние и упасть на землю. Как мы отреагируем, если он вместо этого испарится в пространстве или улетит к звёздам. Фокус, надувательство? Но не чудо... Кот не может превратиться в оленя, человек не может отрастить крылья, и если родители оставят на стоянке свой автомобиль, то вряд ли, вернувшись, обнаружат на его месте баллистическую ракету. Представьте, какая чушь полезла бы со всех сторон, если ваши любимые цветы сегодня - розовые, а завтра - серые в крапинку. Как бы ты, Ной, отнёсся к ясно видимому объекту, который имеет запах и вкус, но его никак невозможно пощупать? Или, наоборот, нечто невидимое, но жужжащее и вечно сующееся тебе под ноги? Читай психиатрический справочник - там ты найдёшь много «лестных» определений в свой адрес.
  Разговор ненадолго прекратился - все обдумывали слова Математика... Первым заговорил Глосс:
—А были ли законы Ньютора до того, как родился Ньютор?
Ответ был единодушен:
—Конечно были...
—Как же так? Ньютора ещё не было, а его законы уже были? - не унимался Глосс.
—да, пожалуй, было движение. Но законов, его описывающих, еще не было. Их Ньютор придумал. - решился ответить Математик.
—Как же придумал? Ведь они выполняются и без придумывания...
—Подглядел, открыл, что они хорошо движение тел описывают и хорошо выполняются.
  Их диалог прервал Ной:
—Можно сделать так: человек открывает не основные законы, а второстепенные, и их нарушение даёт чудо...
—Тогда проще будет сделать людям память маленькую, помнил, помнил и забыл. Вот и будут чудеса на каждом шагу. - высказал интересное предложение Глосс.
  Орион решил не оставаться в стороне:
—А можно водки выпить и сразу одни чудеса полезут... Как в анекдоте: идёт пьяный на столбы натыкается, «... что за чудо - столбы на меня бросаются.»
  Компания громко рассмеялась. Разговор продолжил Математик:
—Значит чудеса - это когда что-то выпадает из привычного описания мира. Ну, к примеру, ты, Ной, сидишь и делаешь уроки, взгляд твой случайно падает на ножницы, лежащие на столе; кто-то в глубинах мозга беззвучно подтвердит тебе: «Ножницы». А если этот «кто-то» , ну скажем, переутомится от работы, и вместо «ножниц» ты увидишь нечто - блестящее, острое, округлое, бессмысленное в своём назначении, возможно даже забавное.
—Значит, когда мы не знаем всех законов мира, чудо происходит автоматически так, как однажды заведённая игрушка совершает последовательность сложных действий, ничуть не задумываясь над ними, а просто следуя своему механизму, пока не развернётся пружина, пока энергия действия не исчерпает себя?
  Ему никто не ответил, то ли из-за несогласия, то ли в силу безинформативности его примера.
—Интересно, существует ли мир без движений? И как определить движение в этом мире? - спросил у присутствующих Орион.
  Глосс, почему-то, то и дело смотрящий на облака, ответил ему:
—Нельзя определить движение облака, если на небе нет других, покоящихся облаков или в поле зрения не попадаются деревья. То бишь движение нужно наблюдать. Значит изменение чего-либо относительно чего-либо определяется наличием времени. А мир без движения соответствует миру без времени. Мир без времени - это фотография мира со временем. Значит наш мир - движение «миров без движения».
—В закрытой банке с вакуумом нет времени и там ничего не движется, а снаружи движется воздух... Как же так? Значит одни миры существуют внутри других, и, соответственно, мы можем увидеть чудеса в этих мирах. - заинтересовался Ной.
—Чудо можно ведь и создать искусственно, например, создать мир в котором есть Ничто и Нечто. - предложил Математик, Нечто - это значит без названия, без имени, как язык без существительных имён.
  Орион очень заинтересовался и начал задавать Математику вопросы:
—Тогда вопрос, а всякое ли Нечто может быть в твоём мире?
—Да, ибо иначе оно не Нечто, а Ничто...
—А всякое ли Нечто может именовать себя, к примеру, Колей, Васей?..
—Может, конечно, хотя кто же ему поверит?
  Все прилично устали и никого уже не интересовала идея Математика. Компания даже не заметила как на город спустился вечер. Ной решился сделать выводы:
—Чудеса не существуют в нашем мире, но они существуют в возможных мирах. А значит мы можем видеть чудеса...
  Все безоговорочно согласились. Спорить и оспаривать никто не стал.
—Ухожу - не спрашивайте больше куда... Бездонная пропасть времён... - покинул компанию Глосс.
—Пока, встретимся завтра в школе, - сказал Ной -, пойду решать задачу по математике.
—Подожди, вместе пойдём. - предложил Математик.
—Слушай, Ной, - остановил его Орион, - дай мне условие задачи, я посижу ещё тут и подумаю...
  Все ушли, Орион остался один. Он внимательно прочитал условие задачи:
«Отплякиваясь от сурых плях, каждый хамсик шмыряет на глын по 5 гнусиков, а фуфара раздрусивает каждый гнусик на 3 пусика, после чего фуфара запулючивает из каждых четырёх пусиков по 5 парфусиков. Сколько парфусиков будет у жужары, если от сурых плях отплякиваются 12 хамсиков, а фуфара не раздрусила последние 4 гнусика, шмыгнутые на глын, а спрятала под кулюк?»
  Орион закрыл книгу с надписью: «Четырехмерное пространство как оно есть или Квадрометрия в примерах и задачах для 1 класса высшей образовательной школы», посмотрел на уплывающие вдаль, как всегда, зелёные облака и задумался о самой сокровенной своей мечте - встретится с существом, к примеру, из трёхмерного измерения...