Сюжеты Ельцинской эпохи

Александр Масалов
«Сюжеты Ельцинской эпохи»
- так называется пятая книга политического обозревателя еженедельника «Город N « Андрея Мирошниченко.
Книга составлена из статей, опубликованных на страницах N, начиная с 1992 года, и предназначена в первую очередь для тех, кто интересуется тонкой и остроумной публицистикой Мирошниченко и предпочитает иметь его избранные статьи в более компактном виде, чем газетный подшив.
От себя хотел бы пожелать, чтобы г-н Мирошниченко издал еще пару-тройку книг. Особенно, если туда войдут материалы на неполитологическую тематику, которые он время от вермени публикует в разделе «Общество» под несколькими псевдонимами. В этих материалах он более раскован, остроумен и не старается произвести впечатление острого аналитика, претендующего на элитарность.
Каждая статья снабжена кратким (один-два столбца) комментарием, напоминающим читателю как о времени, к которому относится написание текста, так и о реакции на него.
Написав в выноске, что «статьи и интервью подобраны так, чтобы получился своего рода дневник Ельцинской эпохи...» - Мирошниченко ничуть не погрешил против истины. Так и есть. Книга статей воспринимается не как сборник статей, а как вполне цельное произведение, вот только состоящее из интервью, очерков и аналитических статей.
Впрочем, в книге так много Nовского любования собой, что книгу вернее было назвать «Сюжеты Ельцинской эпохи в призме конфликтов и проблем еженедельника «Город N». Не случайно книга заканчивается статьей «Опыт методологизированных журналистов: репортаж с ведром на голове». Это панигирик родной газете и самим себе, любимым.
Само стремление Мирошниченко не относиться к журналистскому наследию как к ремесленным однодневкам закономерно, похвально и достойно уважения. В принципе, так должен поступать любой журналист, уважающий свой труд.
Из донских газетчиков, которые время от времени издают свои газетно-журнальные статьи отдельными книгами, на память приходит только Александр Хавчин. Но ему вечно не хватает материала, выдержки, а может - просто денег. Чаще всего он выпускает не книги, большие по объему и цельные по концепции, а брошюры. Составление этих брошюр очень неровное. Так, к эссе о Пушкине он способен присовокупить политическую публицистику и еще - пару юморесок...
Вернувшись к книге Мирошниченко, которую хотелось бы порекомендовать любому человеку, мало-мальски интересующегося жизнью общества (как в стране, так и на Дону), следует выразить сожаление лишь в одном. В тех случаях, когда политические прогнозы и оценки оказались несостоятельными, автор исключил их при составлении из текста.
Право же, интереснее было бы, оставь он все как есть, но снабдив подробными подстрочными комментариями с анализом собственных заблуждений и ошибок, свойственных любому умному человеку.